В стремлении вести за собой… Или портрет хорошего вожатого

 
 

Кириллова Анастасия Сергеевна,

вожатая МБУДО ДООЦ «Кировский»

 

В стремлении вести за собой… Или портрет хорошего вожатого

Все мы знаем, что в детских лагерях проводится очень много общелагерных мероприятий, в которых дети всегда участвуют. Но бОльшую роль для детей играет отрядная работа, которая в первую очередь зависит от личностных качеств вожатого. Какими же качествами должен обладать хороший вожатый и как эти качества влияют на отрядную работу?

Цель моей исследовательской работы: cоставить «Портрет хорошего вожатого».

Детей в лагере обязательно нужно занимать. Незанятый ребенок – это источник повышенной опасности. Как для самого себя, так и для окружающих. Он в любой момент может выбежать, сломать, залезть, свалиться, поджечь, застрять, порезать, уронить, перепачкаться, заплакать и т. д. Устранить эти опасности запретами под угрозой наказания еще никому и никогда не удавалось. Поэтому не стоит и пытаться: проверено – ничего не выйдет. Лучше сразу подумать, а чем, собственно, их можно занять?

Как показывает опыт педагогов, чьи дети не ломают ног и не взрывают школ, самый оптимальный выход – это мероприятия, или отрядные дела. В большом количестве и в ассортименте. Правда, мероприятие мероприятию рознь. Есть мероприятия, которые дети не любят. Потому что они скучные, нудные, неинтересные, примитивные, тусклые, пустые, глупые, убогие, банальные, бессмысленные и т. д. Есть отрядные дела, которые детям нравятся. Потому что они веселые, интересные, познавательные, шумные, умные, душевные, смешные, яркие, симпатичные, оригинальные и т. д. [4].

Что же такое «отрядная работа»? Отрядная работа состоит из комплекса отрядных дел. Отрядное дело – конкретное дело, проводимое в рамках отряда. Целью отрядных дел является развитие личности, формирование, укрепление, объединение отряда. В структуре отрядной работы отрядное дело занимает одно из значимых мест. Существует три модели проведения отрядных дел (в зависимости от степени участия детей в организации):

1. Вожатый сам организует воспитательное дело, деятельность детей: готовит материал, выступает, ведёт воспитательное занятие.

2. Вожатый организует дело, привлекая наиболее активных детей для проведения, скажем, праздника, отрядного дела и т.п. Эта модель является переходной от воспитания словом к воспитанию делом, и используется для выработки у детей как чувства ответственности за данное дело, так и чувства сопричастности к происходящему. Оправдывает себя в первые дни основного периода смены.

3. Вожатый совместно с детьми организует дело – методика КТД. В этой модели полной мере реализуется принцип активности детей (воспитания в деятельности). Ее лучше использовать в основной и заключительный периоды смены [4].

От чего же зависит увлекательное отрядное дело? Дело, которое зовет за собой? Конечно, от стремления вожатого вести за собой. Но одного стремления мало. Чтобы вести за собой вожатый должен обладать определенными качествами.

Вожатый детского лагеря – профессия, которой невозможно научить, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. Перед вожатым новичком встает вопрос: какими качествами должен обладать вожатый и как эти качества помогут ему в  работе с отрядом. От личности вожатого зависит выбор методов и приемов работы с детьми в детском лагере.

Итак, кто такой хороший вожатый, по мнению различных источников:

– это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор;

– он никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют;

– это тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами;

– он всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить, а главное – чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели;

– его отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых [1].

Другой источник о хорошем вожатом говорит так:

Вожатый должен быть:

Доброжелательный.

Внимательный и тактичный.

Требовательный.

Справедливый.

Искренний и честный.

Бодрый и жизнерадостный.

Терпеливый и сдержанный [2].

Третья точка зрения описывает качества, присущие хорошему вожатому:

Открытость.

Внимательность.

Искренность

Требовательность.

Справедливость.

Гибкость.

Креативность.

Терпимость.

Уверенность и решимость [3].

Таким образом, выделим общие качества хорошего вожатого, по мнению различных источников информации: терпимость, внимательность, требовательность, справедливость, искренность. Проанализировав источники информации, я решила опросить ребят старших отрядов и вожатых нашего лагеря, т.к зачастую на деле теория расходится с практикой.

И детям и вожатым я задала всего один вопрос: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший вожатый?»

Таблица 1 – Анализ анкетирования детей и вожатых в ДООЦ «Кировский» по теме: Какими качествами должен обладать хороший вожатый?

 

Общее количество

Процентная составляющая

Качества

Дети

Вожатые

Дети

Вожатые

  1. Интересным

1

1

1,22%

1,22%

  1. Веселым

15

4

12,3%

3,28%

  1. Добрым

11

5

9%

4%

  1. Отзывчивым

11

3

9%

2,46%

  1. Понимающим

8

4

6,5%

3,28%

  1. Коммуникабельным

0

7

0%

5,7%

  1. Общительным

3

1

2,46%

1,22%

  1. Креативным

5

3

4,1%

2,46%

  1. Заботливым

4

2

3,28%

1,64%

  1. Слегка строгим

3

0

2,46%

0%

  1. Ответственным

2

3

1,64%

2,46%

  1. Активным

0

5

0%

4,1%

 

Из анализа ответов можно сделать следующий вывод, что для детей необходимо, чтобы вожатый был: веселым, добрым, заботливым, общительным, отзывчивым, понимающим и креативным. А для вожатого еще и ответственным, коммуникабельным и активным. Не все качества совпадают и это правильно. Если вожатый не написал в качество, например, «заботливым», это не значит, что вожатый не думает, что это должно входить в качество лучшего вожатого. Нет. У вожатого забота будет проявляться в другом, она будет проявляться, например, в доброте или ответственности. А также у вожатого некоторые качества входят в одно. Ведь не каждый ребенок может назвать качество одним словом, а вожатый может. И это слово может нести в себе несколько характеристик. Например, коммуникабельный – это и общительный, и понимающий, и интересный.

По итогам анализа теоретических источников и ответов участников опроса был создан «Портрет хорошего вожатого». Вожатый должен быть:

– Терпеливым – сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.

– Внимательным – будьте внимательным абсолютно к каждому ребенку, для детей необходимо внимание взрослого для полноценного «Я».

– Требовательным –  не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут.

– Справедливым – не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

– Искренним – степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте.

– Веселым – ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

– Добрым – каждый ребенок в команде должен быть уверен в хорошем к себе отношении.

– Отзывчивым – вожатый должен всегда готов помочь каждому ребенку.

– Понимающим – вожатый должен поддерживать детей в трудные ситуации.

Список используемых источников информации:

1. https://www.haglar.ru/kto-takoy-vozhatyiy-detskogo-lagerya.htm Кто такой - вожатый детского лагеря?

2. http://summercamp.ru/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7_%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE Образ вожатого

3.http://summercamp.ru/index.php?title=%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_(%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8)  Я – вожатый (Краткое методическое пособие для воспитателей детских лагерей)

4. http://mydocx.ru/1-60301.html Отрядные дела

5. http://www.elitarium.ru/granicy_svobody Koдин В.Н., доцент кафедры практической психологии Boлогoдского государственного педагогического университета. Границы свободы в управленческих и психологических решениях.

Количество просмотров: 12079  

Добавить комментарий

1. Летняя экспедиция юных экологов (XX экспедиция юных экологов Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН)
2. Сон длиною в лето. За гранью реальности. Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Сибирячок» МАОУ «Гимназии № 7 «Сибирская»
3. Режиссёры собственного лета. Программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 92
4. По тайным тропам Робинзона. Игра-путешествие МБУДО ЦДТ «Содружество»
5. Новосибирск – мой любимый город: информационно-исследовательский проект МБОУ СОШ № 151
6. ПсихологиЯ: подпрограмма программы «Педагогика здоровья» МКОУДО ГООЦ «Тимуровец» ДСОЛКД «Тимуровец»
7. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён!»: партнёрский проект для лагерей с дневным пребыванием школ Кировского района МБУДО «ДДТ «Кировский»
8. Биолого-технологическая школа «Sintez»: районная профильная смена МБОУ СОШ № 23
9. Зарядка как условие хорошего настроения детей в течение дня в ДОЛ
10. Первые дни заезда… или как помочь ребенку адаптироваться в лагере
11. В стремлении вести за собой… Или портрет хорошего вожатого
12. Неконтактность детей-подростков в стрессовой ситуации
1. Реализация проекта организации летнего отдыха детей «Шаг в будущее» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. «Полное погружение»: программа летней профильной смены в бассейне ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
7. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
8. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
9. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
10. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
11. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
12. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
13. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
14. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
15. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
16. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
17. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы