Научная экспедиция как средство мотивации учащихся для работы в музее гимназии

 
 

Яковлева Людмила Демьяновна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
руководитель пресс-центра и краеведческого музея «У истоков города»
МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»,
заслуженный учитель РФ

 

Научная экспедиция как средство мотивации учащихся для работы в музее гимназии

(на примере экспедиции в Тобольск 29 октября – 3 ноября 2017 г.)

Научные экспедиции как важнейший исследовательский и познавательный ресурс в работе музея гимназии

Большую роль в пополнении актива и фондов музея «У истоков города» нашей гимназии играют научные экспедиции. Началом этой важнейшей формы работы стал выезд группы наших школьников в город Тобольск весной 2009 года. Эта поездка была организована на начальном этапе организации школьного музея в формате научной экспедиции, целью которой было ознакомление с историей Сибири, изучение ее истоков, выявление точек соприкосновения с историей Новосибирска. Организация и проведение носили пробный характер, уровень мотивации участников к исследовательской работе был недостаточно высок, но задача, связанная с получением информации об уникальном старинном сибирском городе, была выполнена. В 2011 году состоялась экспедиции в Киев, где мы нашли прямых потомков Н.М. Тихомирова. Этот факт стал важнейшим результатом поисковой деятельности музея, вызвал интерес городских СМИ. Выезд творческой группы краеведов в Томск зимой 2010 года и весной 2013 года, работа в Государственном архиве Томской области, встречи с потомками Н.А. Завадовского, первого благочинного Новониколаевских храмов, позволила восстановить его биографию, установить место его захоронения – за алтарем храма в Богородице-Алексиевском монастыре, также способствовали созданию научной работы о Соборе во имя св. Александра Невского.

В апреле 2012 года была организована научная экспедиция в Москву, где состоялась долгожданная встреча с потомками еще одного основателя нашего города Григория Моисеевича Будагова. Поездке предшествовала большая поисковая и исследовательская работа, о промежуточных результатах которой Юлия Шестакова писала в своих заметках, очерках, опубликованных в СМИ гимназии и на городских сайтах http://timix.nios.ru, http://nsk-kraeved.ru. В июне 2013 года состоялась экспедиция в Санкт-Петербург. Помимо работы с историческими публикациями, архивными документами в РГИА и Пушкинском Доме, произошла встреча с семьёй Будагова Григория Григорьевича, была увековечена память Г.М. Будагова на Армяно-Григорианском кладбище.

Город Тобольск привлек внимание наших гимназистов в 2014 году, группа была малочисленной (7 человек). Два члена той экспедиции Рыбакова Мария и Мукасеев Кирилл являются студентами исторического факультета НГПУ, итогом поездки Татьяны Душутиной, теперь студентки факультета журналистики, стал научный проект, связанный с исследованием первого сибирского журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Исходя из анализа результатов предыдущих выездов, следует отметить, что все участники научных экспедиций по их завершении пополняют список актива музея гимназии.

В этом учебном году на осенних каникулах была организована научная экспедиция в Тобольск, она оказалась самой многочисленной: 16 человек. В список вошли ребята из разных классов, начиная с пятиклассницы Мазаловой Марии и заканчивая десятиклассниками. По данным предварительного анкетирования из 16 человек 15 были заняты в том или другом проекте: 4 – члены редколлегий гимназических СМИ, 2 чел. из технической группы пресс-центра, 4 чел. – проект «Школьное телевидение», 6 членов Совета музея, 3 чел. занимаются мультимедийной журналистикой. В предварительном анкетировании, определяя свой статус в научной экспедиции, ребята позиционировали себя следующим образом: научные сотрудники, авторы работ – 15 чел., журналисты, авторы публикаций – 8 чел., фотографы – 11 чел., видеооператор – 4 чел., художники – 3 чел. Следует отметить, что в ходе экспедиции увеличилось количество ребят, проявляющих интерес к работе в музее в целом и к исследовательской работе в частности.

Формы и этапы последней экспедиции в Тобольск

Исходя из изученных нами интернет-ресурсов, нашу экспедицию можно отнести к комплексной. Она представляет собой сочетание выездной формы с кабинетной. Обозначим этапы нашей экспедиции:

Изучение материалов о Великом Сибирском пути в музеях Новосибирска, сайта г. Тобольска.

Подготовительный этап. Организация поездки.

Поездка в город Тобольск, опрос сотрудников железной дороги.

Работа в научной библиотеке музея-заповедника, организация экскурсий.

Возвращение в Новосибирск.

Обобщение и анализ полученной информации.

Конференция по итогам экспедиции.

Создание собственных научных проектов.

Большую роль в повышении мотивации участников экспедиции для работы в музее гимназии играет подготовительный этап, который включил в себя изучение интернет-ресурсов, знакомство с публикациями и историко-краеведческой литературой, предварительные беседы с краеведами и учеными города, посещение музеев Новосибирска. Подготовительный этап нашей экспедиции проходил в интенсивном темпе. В связи с предстоящим путешествием по Великому Сибирскому пути накануне отъезда была организована экскурсия в музей истории Западно-Сибирской железной дороги, в котором ребята получили ценную информацию от научных сотрудников Филатовой Елены Николаевны и Лампе Ярослава Александровича, познакомились с движущейся экспозицией художника Павла Яковлевича Пясецкого, оставившего замечательное наследие – «Панораму Великого Сибирского пути». Мы, руководители, ставили цель: познакомить ребят с той информацией об инженерах-путейцах, многие фамилии которых уже были известны (Н.М. Тихомиров, Г.М. Будагов, Н.Г. Гарин-Михайловский, Н.А. Белелюбский, Н.П. Меженинов).

Эта экскурсия была организована накануне отъезда нашей группы в Тобольск. Теперь членам экспедиции предстояло проехать самим по Транссибу и наблюдать из окна поезда картины сибирского края, создавая свою панораму. В течение нескольких недель до выезда мы изучали материалы по истории Тобольска, распределяли обязательства в группе. Этому предшествовало предварительное анкетирование участников экспедиции. В анкету вошло восемь вопросов. Помимо контактных данных, нужно было указать, был ли опыт путешествия по городам России или за границу, чем вызван интерес к поездке в Тобольск, каковы рефлексивные ожидания от неё. Каждый член экспедиции, отвечая на шестой вопрос анкеты, указывал тему научного исследования или дальнейшей публикации в гимназических СМИ.

После этого началась индивидуальная работа с сайтами Тобольского архива, музея-заповедника, научной библиотеки, заочное изучение достопримечательностей города, который собирались посетить. Каждый из ребят пополнял своё портфолио, в которое входили все полученные в ходе работы материалы и выданные всем членам экспедиции Дневник и Заметки путешественника, в которых нужно было записывать впечатления и фиксировать новую информацию. Благодаря страничкам этого дневника по окончании экспедиции были подведены её итоги, проделан рефлексивный анализ. В личное портфолио была вложена карта маршрута путешествия, которая заполнялась по ходу движения в поезде, и карта Тобольска, составленная Ремезовым.

Изучение публикаций в интернет-пространстве позволило определить организованную нами экспедицию уникальной. Большая часть статей раскрывает опыт проведения экологических, археологических, краеведческих экспедиций. Из восьми компонентов, указанных в статье Е.В. Волковой, наша экспедиция включила в себя три компонента: краеведческий, культурологический, личностный. Мы выделили еще два: исторический и духовно-нравственный.

Охарактеризуем формы работы экспедиции. Выездная форма – это яркое эмоциональное событие в жизни гимназистов. Путешествие на поезде, жизнь в другом городе, вдали от родительской опеки, привлекает ребят новизной и содержанием. Пять дней участники экспедиции ежедневно вели исследовательскую и поисковую работу, фиксируя весь ход работы в своих дневниках, делая фотографии, видеосъемки, собирая материал. Кабинетная работа – это обработка материалов: работа с литературой, консультации с учеными, работниками музеев, сотрудниками научной библиотеки, оформление фото- и видеоматериалов. Все участники экспедиции проживали в одном отеле – «Новый Тобол». Важно, что всех объединяла общая программа исследовательской деятельности, подведение итогов, организация жизни и быта. Ежедневный рефлексивный анализ в холле гостиницы помогал корректировать планы на следующий день.

Важным этапом экспедиции стала отчетная конференция по итогам работы. Это мероприятие было проведено 16 ноября в актовом зале, были приглашены краеведы и журналисты из разных классов, что способствовало расширению музейного пространства гимназии.

Анализ маршрута Новосибирск-Тобольск-Новосибирск

В связи с решением принять участие в экспедиции определенный интерес к истории родного края у ребят был, он увеличивался на протяжении поездки, начиная с путешествия по Транссибирской магистрали, которое началось со станции «Новосибирск-Главный», большого и величественного здания, одного из самых красивых вокзалов России. Изучив материалы исторических очерков начала ХХ века по этому вопросу, группа старшеклассников из четырех человек составила описание крупных железнодорожных станций, которое позволило представить картину прошлого. Наибольший интерес вызвали исторические станции Обь, Кривощеково, Омск, Тюмень. Продолжая движение по Великому Сибирскому пути, особое внимание вызвал участок железной дороги Тюмень-Омск. Авторы будущей научной работы по итогам экспедиции сделали сравнительный анализ станций по данному маршруту в прошлом и в наше время, установили, что 12 станций, существовавших в начале XX века, не сохранилось до наших времен, в то же время в современности появились 24 новых станции, не имеющие никакого отношения к выше названным. Таким образом, проанализировав станции на участке Тюмень-Омск Сибирской железной дороги, можно судить о ее непосредственном развитии. С течением времени значительно возросло количество станций, их внешний и внутренний вид преобразился, улучшились условия организации перевозки пассажиров с разных регионов России.

Изучение материалов об истории Тобольска и архивных документов о строительстве Великого Сибирского пути в научной библиотеке музея-заповедника позволило старшеклассникам сделать выводы о том, что строительство Транссибирской магистрали стало залогом процветания таких городов, как Ново-Николаевск (Новосибирск), Омск, Тюмень. В этом кроется основная причина взлёта Тюмени и упадка Тобольска, строительство пути к которому было отложено на несколько десятилетий в связи с началом I мировой войны, ведь до XIX-го века Тюмень была просто уездным городом, а Тобольск центром огромной Сибирской губернии.

Двигаясь по маршруту Новосибирск-Тобольск по современным путям Транссиба, члены экспедиции задумались о значении Великого Сибирского пути. Хроника его строительства нашла отражение в газете «Томский листок» за 1895, 1896 годы и такие издания, как «Землеведение», «Очерки истории Тюменского отделения дороги». Особое чувство гордости у ребят вызвали факты, подтверждающие великую роль Транссиба в дальнейшем экономическом и социальном развитии нашей страны. Великая Сибирская дорога была первой в России, построенной исключительно из материалов отечественного производства, что вызвало огромный интерес на международных выставках и повысило статус страны в экономическом и техническом отношении. Следует отметить, что два десятиклассника, выбравшие как объект исследования маршрут данной научной экспедиции, в ходе создания своего проекта пополнили список членов Совета музея гимназии: Евгений Т. как видеооператор, Никита Т. как член технической группы, осуществляющей выпуск изданий краеведческого характера, связанных с работой музея.

Еще два десятиклассника: Матвей С. и Дмитрий Я., войдя в состав Совета музея в начале учебного года, убедились в правильности своего выбора, в ходе экспедиции работая над темой «Великий Сибирский путь в лицах: проблема исторической памяти». В поезде №117У «Новосибирск-Тобольск-Нижневартовск» и поезде 125 «Нижневартовск-Тобольск» удалось взять интервью у начальников, проводников составов и пассажиров, которые поделились интересной информацией о современной Транссибирской магистрали. Авторов работы удивила неосведомленность сотрудников российской железной дороги о вопросах истории дороги и нашего города, так как все респонденты утверждали, что основателем Новосибирска и строителем моста через Обь является Гарин-Михайловский, а имена других инженеров-путейцев, сыгравших большую роль в созидании, были неизвестны.

Таким образом, уже на первых этапах реализации программы экспедиции были использованы такие методы, как метод историзма, который способствовал установлению тесной связи строительства Великого Сибирского пути с историей сибирских городов; функциональный метод, позволивший выявить значение железной дороги для становления Новосибирска, Тобольска и других населенных пунктов. Метод интервью, с помощью которого члены экспедиции получили информацию о прошлом, настоящем и будущем Транссиба, следуя по маршруту в поездах, в дальнейшем был использован во время пребывания в Тобольске на экскурсиях и встречах и направлен на уточнение отдельных вопросов по истории и культуре старинного сибирского города.

Историко-краеведческий аспект экспедиции

Ведущим методом в период пребывания в городе Тобольске для членов экспедиции стал метод включенного наблюдения, который предусматривает постепенное вхождение в изучаемые объекты, чем в нашем случае являются объекты историко-культурного наследия Тобольска и их непосредственное восприятие в целях упорядочения полученных знаний и опыта и проверки выдвигаемой на начальном этапе экспедиции гипотезы.

К раскрытию в полной мере краеведческого компонента прикоснулись все члены экспедиции на подготовительном этапе и во время обзорной экскурсии по Тобольску, поездки в Абалак. Исходя из анализа Дневника и заметок путешественника всех, без исключения, членов экспедиции поразила своеобразная топография местности, которая еще в древности естественно предопределила возникновение двух частей Тобольска – верхней и нижней. В верхнем городе появились укрепленная крепость и Софийский архиерейский двор, вскоре объединенные в единый кремль – первый в Сибири. Дальнейшее посещение уникального Губернского музея, Дворца наместника, прогулки по историческому Тобольску, работа в научной библиотеке музея-заповедника и общение с научными сотрудниками позволили раскрыть многие грани исторического и краеведческого аспектов нашего путешествия и прийти к выводу о том, что история Тобольска переплетается с историей России и Новосибирска. Первые поселения на современной территории нашего города и области на протяжении XVIII века относились к Тобольской губернии. Немалое влияние на развитие Тобольска оказало пребывание 15 декабристов. Четыре представителя правящей династии Романовых посещали этот город, последние месяцы своей жизни провела именно здесь семья последнего императора Николая II.

Результаты обобщения изученных ребятами материалов об истории Тобольска оформлены в двух аналитических таблицах: «История Тобольска в датах», «История Тобольска в лицах». Около 60 событий внесено в первую таблицу, 50 персоналий – во вторую. Только их небольшое перечисление производит впечатление на любого туриста или гостя этого сибирского города. В его биографию вплетены судьбы таких людей, как Ермак, Семен Ремезов, Беринг, «арап Петра Великого» А.П. Ганнибал, русский композитор А.А. Алябьев, писатели А.И. Радищев, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Короленко, поэт П.П. Ершов, художник В.Г. Перов, ученый Д.И. Менделеев и много других замечательных людей. Пять участников экспедиции – шестиклассников – заинтересовали темы, связанные с историко-краеведческими аспектами: «Ермак – покоритель Сибири», «Ремезов – сибирский Леонардо да Винчи», «Библиотека Губернского музея», «Царская семья в Тобольске», «Неизвестный Ершов». Со своими научными проектами ребята выступили на VII Тихомировских Чтениях. Это был их первый опыт исследователей, они были в активе музея, участие в экспедиции позволило ребятам стать членами научной лаборатории.

Культурологический и духовно-нравственный аспекты

Полученные в ходе экспедиции материалы свидетельствуют о том, что история Тобольска, этапы его становления переплетаются с историей православия, подтверждают тесную связь культурологического и духовно-нравственного аспектов. Эта сфера привлекла внимание в качестве объекта исследования двух учениц 7 класса, они исследовали феномен Тобольского Кремля, историю храмов. Занимаясь мультимедийной журналистикой, девочки после экспедиции вошли в техническую группу актива музея. Учениц 10 класса, членов Совета музея, заинтересовали проблемы становления православной культуры в Сибири, роль святителей земли Тобольской: Иоанна, митрополита Тобольский и священномученика Гермогена. Результатом исследования стала работа на тему «Тобольск – духовная жемчужина Сибири». Следует отметить, что со своими проектами эти участники экспедиции выступали на VII Тихомировских Чтениях на секции «Православная культура».

Особое место в нашем путешествии заняла экскурсия в Архиерейский дом, который был построен на казенные средства в 1773-1775 годах по проекту, привезенному из Петербурга. Экскурсию провёл отец Николай Щукин, священник Софийско-Успенского кафедрального собора. Исходя из анализа Заметок, члены экспедиции испытали особые чувства, когда речь зашла об итогах ХХ столетия, о гонениях на православную церковь, когда увидели расстрелянные иконы с обезображенными ликами святых. Встреча вызвала большой интерес у ребят, возникло много вопросов, связанных с духовно-нравственными аспектами жизни. Вернувшись из экспедиции, восьмиклассник Дмитрий Шаломанов из видеозаписей, снятых во время этой встречи, сделал фильм «Урок батюшки», его можно использовать на классных часах и уроках истории.

Научная экспедиция глазами участников

На протяжении всех пяти дней экспедиции ребята заполняли дневник и Заметки путешественника. Приведу отдельные цитаты из их рефлексивного анализа.

Вот и подошло к концу наше большое путешествие, которое вызвало очень много ярких и нелегких моментов, разных эмоций и чувств. Во время экспедиции в участниках вырабатывается определенные качества и умения: чувство собственного достоинства; ораторские способности; гордость за себя и за то, что ты являешься частью значимого, очень важного дела.

Должны признать, что эта экспедиция положительно повлияла на нас. Губернский музей зародил во многих интерес не только к средним векам и новому времени, но и к первобытной эпохе. Архиерейский дом заставил задуматься о смысле жизни, о чувствах к близким. Экспедиция объединила людей совершенно разных возрастов, способствовала процессу социализации детей, обретению новых знаний Мы все осознали, что Тобольск, действительно, является духовной жемчужиной Сибири.

Знания, которые мы получили не по учебникам, а путем наблюдений и изучения материалов экскурсий и публикаций в уникальной научной библиотеке Тобольского музея-заповедника, заложили приличную базу по истории Сибири. С этими знаниями хочется поделиться с другими, настолько они важны. Строгое перечисление дат впечатляет. Мы, как старшеклассники, анализируя итоги экспедиции, можем утверждать, что она формирует единый коллектив педагогов, учащихся, объединенных общими идеями и интересами. Во время экспедиции происходит эффективное развитие интеллектуального и творческого потенциала участников.

Вместо заключения: педагогический комментарий

Посетив Тобольск, члены научной экспедиции узнали новые факты его истории, систематизировали полученные в ходе исследования материалы, осмыслили ее результаты и создали несколько научных проектов – исследовательских работ, с результатами которых будут выступать на различных конференциях. Тобольск является мощным ресурсом обретения новых знаний по истории Сибирского края и ключевых моментов в Российской истории.

Обобщение и анализ собранного материала, написание исследовательских работ, выступление в декабре 2017 года на VII Тихомировских чтениях, на последующих конференциях предоставили ребятам возможность повысить свою компетентность, большинство участников экспедиции пережили по-настоящему ситуацию успеха.

Материалы, полученные в ходе научной экспедиции, пополнили научно-вспомогательный фонд музея гимназии, статус которого обозначен как «краеведческий». Разработаны тексты мини-экскурсий, лекций для старшеклассников по темам (темы научных работ участников экспедиции), создается научно-познавательный фильм о Тобольске, готовится спецвыпуск газеты «132%». Данные материалы выложены на сайт гимназии в раздел «Музей», что является важнейшим учебным ресурсом для учащихся всех классов.

Библиографический список

  1. Великая Сибирская железная дорога. Издание канцелярии комитета министров. Всемирная Выставка 1900 г. в Париже. – Санкт-Петербург. Государственная типография, 1901.
  2. Козлова-Афанасьева Е. М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. — Тюмень: Издательство Искусство, 2008.
  3. Любимов П.П. Православная христианская вера в Сибири // «Азиатская Россия». Исторические очерки. – Новосибирск, Издательский Дом «Сибирская горница», 2008.
  4. Ромодановская Е.К. «Иоанн (Максимович) – митрополит Тобольский и Сибирский» (1711-1715 гг.) // Тобольский биографический словарь, Т.1. –Екатеринбург, 2004.
  5. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. Исторический очерк. Составлен С.В. Саблером и И.В. Сосновским. Под главною редакцией Статс-Секретаря Куломзина. – Санкт-Петербург, 1903.
  6. Сидорова С.Ю. «Тобольский кремль – музейный ансамбль» // журнал Реликвариум, выпуск №1, 2011.
  7.  «Томский листок» за 1895 и 1896 гг.
  8. Волкова Е.И. Методика организации исследовательской экспедиции. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/05/14/.... Дата обращения к сайту 20.10.2017 г.
  9. Детские образовательные экспедиции (главная страница раздела) http://www.ecosystema.ru/03programs/exp/. Дата обращения ксайту 20.10 2017 г.
  10. Лазарева Л.А. Школьная научно-исследовательская экспедиция – путь расширения возможностей изучения родного края. http://xn--abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419733/ Дата обращения к сайту 20.10.2017 г.
  11. Николенко О.А., Столповских О.А. Учебно-исследовательские экспедиции как ресурс обновления содержания дополнительного образования детей в условиях профильного обучениям. http://pandia.ru/text/78/148/23331.php. Дата обращения к сайту 23.10.2017 г.
  12. Сайт Тобольской Митрополии. http://www.tobolsk-eparhia.ru/newslist.php?new_my_id=123
Количество просмотров: 5717  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы