Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

 
 

Сергеева Ирина Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

ГАУ НСО «ЦСПСД Семья»

 

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.

В комплексе с лечебными мероприятиями данная практика показывает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с педагогической запущенностью. Дети с особыми образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Материал изложен доступным языком, для того, чтобы педагоги могли рекомендовать данный материал родителям для игр с ребенком дома.

Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Задачи игр:

Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

ВАЖНО!!! ВО ВСЕХ ИГРАХ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СНАЧАЛА ОДНОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДРУГОЙ РУКОЙ.

Игра «Накорми птичку / лялю»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Инструкция:

Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Вариант № 1

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Вариант № 2

Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

         

Игра «Птичка хочет пить»

Переливание воды, с помощью резиновой груши малого объёма (35 – 50 мл.) из одной мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 100 мл. и в течение 1-2 недель доводим до 250 мл.

Инструкция:

Птичка хочет пить, давай нальем ей воды в мисочку (воду лучше подкрасить пищевым красителем). Посмотри (показ действия):

Сожми грушу, наклони и отпусти, подержи – смотри груша «толстеет»- в нее набирается вода!

А теперь в другую мисочку, нажимай, выливай!

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь?  Хочешь еще?

Важно не пролить воду мимо чашечки и выполнить до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

                       

Игра «Поймай нужный шарик»

Приготовьте: две миски, шарики различного размера, материала, сито, вода.

Воду заранее подкрасить пищевым красителем.

Инструкция:

Вот сито. Давай поймаем… шарик (задать параметры шарика: цвет, нужный рисунок)

Посмотри (показ действия). Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь? Хочешь еще?

Важно поймать нужный шарик с картинкой или нужного цвета и выполнить до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Игра «Собери и разложи все пушинки»

Посмотри (показ действия)

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению).

Другие виды игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия:

Ползанье по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползанье через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание.

Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарного взаимодействия. Примеры заданий для выполнения двумя руками:

Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»

Мною замечено, что в период адаптации ребенка в новых условиях эти упражнения помогают педагогу успешно наладить контакт с застенчивым, тревожным ребенком. Дети с первых минут проявляют активность и готовы к дальнейшему взаимодействию с педагогом.

Успешность детей – наша радость!!!

Количество просмотров: 38310  

Добавить комментарий

1. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
2. Новый взгляд на родительские собрания нашего ДОУ
3. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста
4. Методы и формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников
5. Интеграция как фактор развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
6. Использование пособий на основе ТРИЗ-технологии в работе по повышению уровня речевого развития дошкольников
7. Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников
8. Использование интегрированного подхода в работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
9. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду
10. Квест-игра как современная форма образовательной деятельности в ДОУ
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы