Дополненная реальность и дополнительное образование
Дополнительное образование детей и подростков, в отличие от общего образования, даёт простор педагогу в выборе средств, которые он может использовать в своей образовательной деятельности. Разнообразие форм организации учебного занятия позволяет вносить новые, нестандартные и даже непривычные элементы и формы подачи материала.
Активная цифровизация жизни в целом и образования в частности всё чаще подталкивает педагогов к использованию современных программных разработок. Трендом 2018 года стала технология дополненной реальности. Надо отметить, что дополненная реальность (augmented reality, AR) – это одна из немногих технологий, которая была разработана с развлекательной целью, а нашла широкое применение в различных сферах жизни, включая образование. За последний год механизмы использования дополненной реальности значительно упростились, что делает эту технологию общедоступной.
Большим плюсом для сферы дополнительного образования является то, что дети и подростки всё ещё воспринимают AR как развлечение, игру. А ведь именно игровая деятельность считается одной из ведущих в системе дополнительного образования, что позволяет гармонично интегрировать в неё дополненную реальность. AR не отрывает учащегося от действительности, а предлагает новый вариант взаимодействия с материальным миром, с конкретным объектом в режиме реального времени.
В Центре внешкольной работы «Галактика» технология дополненной реальности начала активно использоваться в 2018-2019 учебном году. За это время были апробированы различные варианты применения как в досуговой, так и в образовательной деятельности. Это:
– современный дидактический материал;
– постановка проблемы;
– инфографика;
– варианты моделирования игровой ситуации;
– интерактивные элементы ситуационно-ролевых игр.
В настоящее время существует достаточно большое количество платформ для создания дополненной реальности, в основном зарубежных разработчиков. ЦВР «Галактика» для работы с AR выбрал отечественную платформу ARGIN. Выбор пал именно на этот ресурс, так как в отличие от английского аналога Aurasma, платформа ARGIN максимально проста для пользователя, который считывает дополненную реальность, – не надо проходить длительную процедуру регистрации, достаточно установить лёгкое приложение и сразу начать им пользоваться. Этот фактор и стал решающим, так как впервые технологию дополненной реальности мы применили в Школе журналистики «Спутник» на страницах межшкольной интерактивной газеты «МИГ». Для нас было важно максимально сократить время, которое отделяет читателя от предложения прочитать дополненную реальность до результата на экране смартфона. Мы считаем большим плюсом русскоязычный интерфейс портала, что упрощает процесс создания дополненной реальности.
В результате экспериментов с возможностями, которые предоставляет платформа ARGIN, дополненная реальность нашла применение в досуговых мероприятиях ЦВР «Галактика». На открытом фестивале медиатворчества «ЧеснОК» в фотозоне от партнёра фестиваля Movavi можно было активировать два маркера дополненной реальности – вращающийся символ фестиваля в виде чеснока, и выплывающий логотип газеты «МИГ» в честь двухлетия газеты. Так как приложение позволяет снимать видео и фото с дополненной реальностью, фотозона стала центральным местом развлечения.
На I Городском детском форуме «Настоящее будущее» проектная мастерская ЦВР «Галактика» также была оснащена маркером дополненной реальности, которым стал баннер проекта. Видеоинфографику с объяснением работы редакции было решено показывать не традиционным способом проецируя на экран, а через дополненную реальность в смартфоны каждого участника.
На всероссийском фестивале детско-юношеского и семейного экранного творчества «МультСемья» редакция газеты «МИГ» организовала квест «Нашествие инопланетян». Маркерами дополненной реальности стали стены Молодежного центра «Патриот», основной базы проведения фестиваля.
Учащаяся Школы журналистики «Спутник» Валерия Нефедова в рамках участия в городском конкурсе «Ученик года» провела мастер-класс «В ногу с инновациями», на котором не только объяснила разницу между виртуальной и дополненной реальностью, но и на практике показала, как можно с помощью AR разнообразить школьную программу.
В рамках открытого занятия городского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» педагог дополнительного образования (творческое объединение «МаксимУМ») Юлия Сергеевна Барбакарь, ставшая в дальнейшем абсолютным победителем, использовала технологию дополненной реальности для постановки перед учащимися исследовательской проблемы.
Технология дополненной реальности имеет две стороны восприятия. С точки зрения педагога – это мощный ресурс для привлечения внимания и повышения заинтересованности в предлагаемом материале. С точки зрения учащегося – игровая, увлекательная форма взаимодействия с этим материалом. Педагог, который предлагает воспользоваться дополненной реальностью, в глазах учащихся поднимается на уровень выше. Во-первых, он предстаёт перед детьми как продвинутый пользователь, владеющий современными технологиями. Во-вторых, педагог переходит из разряда «взрослый-враг, запрещающий брать в руки телефон» в разряд «взрослый-друг, открывающий новые возможности использования телефона».
Дополненная реальность предлагает заинтересованному педагогу большой выбор инструментов. В настоящее время ещё не разработаны рекомендации и методические пособия для педагогов по использованию технологии дополненной реальности в образовательной практике. Но именно сейчас сама образовательная практика делает первый шаг к внедрению этого интересного и осовремененного инструмента познания мира. дело за малым – объединить усилия разработчиков и педагогов-практиков. И тогда дополненная реальность станет постоянным спутником дополнительного образования.
Примеры использования дополненной реальности: https://youtu.be/dqF-PSYF-08
Количество просмотров: 4268 |
Добавить комментарий