Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий

 
 

Пермякова Инна Алексеевна,

музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МКДОУ детского сада № 481 г. Новосибирска

 

Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий

Душевное отлучение детей от своих родителей становится серьезной «болезнью» века. Все это следствие большой занятости современных родителей. Многим взрослым нужна педагогическая помощь, чтобы понять простую истину: какими вырастут их дети, во многом зависит от того, сколько своего времени и внимания они уделят им. Только так можно зародить в сердце ребенка любовь, признательность и потребность общаться. При этом речь идет не о количестве, а о качестве этого времени. Сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий, но не все готовы их прикладывать.

Для решения этой непростой проблемы я использую традиционные и инновационные педагогические технологии. Инновация – в переводе с английского означает «обновление». О внедрении некоторых обновленных форм своей работы я сегодня и хочу рассказать на примере моей музыкально-педагогической деятельности в стенах детского сада.

1. Начну с комплекса ежегодных адаптационных занятий для детей и родителей младших групп.

Известно, что музыкальное искусство непосредственно и сильно воздействует на человека уже с первых лет его жизни. С появлением вновь пришедших малышей моя задача как музыканта – вовлечь детей в процесс общения с окружающей музыкой, способствуя при этом легкому процессу их адаптации к детскому саду.

Три года назад в тесном сотрудничестве с психологом нашего детского сада была организована совместная работа по решению двух серьезных педагогических вопросов:

– адаптации детей и их родителей к новой социальной среде;

– комфортного вовлечения семьи в прекрасный мир музыки.

В конце лета родители малышей приняли наше предложение и стали вместе с детьми активными участниками цикла музыкальных и общеразвивающих занятий. Ведь когда ребёнок со своей мамой и новыми для него людьми – воспитателями – активно, интересно и весело проводит время даже в незнакомой обстановке, адаптация становится менее болезненной. Дети начинают осознавать, что мир взрослых – педагогов и родителей – это надежно и безопасно.

Второй, немаловажный аспект – это переживания родителей, которые приведя своего ребёнка в незнакомое учреждение, настороженно, с опаской относятся ко всему происходящему.  Для их спокойствия мы предоставляем возможность увидеть всё происходящее изнутри, понаблюдать за своим ребенком в новых условиях, приобрести навыки и знания о способах и методах игры в музыку. Это положительно влияет как на общие взаимоотношения родителя и ребёнка, так и на скорейшее принятие новой обстановки и музыки в целом.

А мы в свою очередь, начав с такой интересной формы работы знакомство с родителями, заявляем о своей открытости, готовности помочь, подсказать, направить. Психолог также проводит различные варианты занятий с детьми, по необходимости консультирует родителей по конкретным вопросам. Таким образом, родители уже на первом этапе взаимодействия понимают значение совместной работы семьи и детского сада.

2. Самой популярной формой работы музыкального руководителя являются праздники и развлечения. Если правильно подойти к их построению, то эффективность общения детей с родителями может стать значительно выше. Именно поэтому при проведении праздников я использую интерактивные методы.

Традиционно музыкальный зал во время детских мероприятий условно поделен на две части: исполнителей и зрителей. Даже если музыкальный руководитель привлекает взрослых к исполнению отдельных номеров, общую направленность праздников можно охарактеризовать как развлечение родителей силами детей и сотрудников. Однако, как уже было сказано, в этих мероприятиях содержится уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями.

Одно из ярких мероприятий нашего детского сада – осеннее развлечение для детей старшего и подготовительного возраста «ЯРМАРКА». Этот традиционный праздник основан на фольклорном материале. Атмосфера русского народного веселого гуляния создается Скоморохами уже с порога. Вначале, чтобы попасть в зал, родители добывают входной билетик с веселым заданием, для этого им нужно лопнуть воздушный шарик детским молоточком. Далее условием для входа является выполнение этого задания вместе с ребенком (например – проскакать на одной ножке, полетать на руках взрослого, встать на стульчик и рассказать стихотворение, самым смелым сесть на шарик так, чтобы он лопнул и т. д. и т. п.).

Затем все вошедшие направляются к организованной ярмарке кулинарных изделий и поделок, изготовленных семьями воспитанников. Несколько наряженных родителей зазывают всех гостей веселыми закличками и прибаутками. Конечно, многие взрослые по привычке пытаются присесть на места, но Скоморохи предлагают всем присутствующим окунуться в эту атмосферу: погулять по ярмарке, выбирая и присматривая себе товар по душе, так как все поделки, изготовленные своими руками, в конце праздника можно приобрести, обменяв на входной билетик. Атмосфера праздника располагает к тому, что дети сами по себе начинают приплясывать, кружиться. Все присутствующие отмечают значение хорошего зачина истинно русского праздника, который приближает их к реальной ситуации старинной ярмарки. В создании данной атмосферы важную роль играют репродукции русских художников Б. Кустодиева и И. Горохова.

По прошествии ярмарки воспитатели рассказывали интересные истории: например, одной девочке на ярмарке приглянулся большой красивый корабль, сделанный из кабачка. Они с мамой приобрели именно его. В группе желание поиграть с кораблем появилось у всех детей, вследствие чего была организована ролевая игра, а вечером корабль отправился в новый «порт».

Это пример введения интерактивных элементов в совершенно традиционный фольклорный праздник (состоявший из стихов, танцев, песен, сюрпризных моментов и игр с веселыми героями). Многие родители сшили для детей русские народные костюмы. Заданная с самого начала атмосфера создала то самое настроение веселого русского гуляния. Пройдут годы, дети многое забудут, но навсегда сохранят в памяти эмоции теплого общения и радость сопереживания, которые они ощущали в эти минуты рядом со своими друзьями и близкими. После праздника дети с родителями в приподнятом настроении отправились на дегустацию кулинарных изделий друг друга. Мероприятие прошло достаточно успешно благодаря активной поддержке и участию родителей.

3. Еще одно знаковое мероприятие нашего детского сада, опытом проведения которого хотелось поделиться, – это ПАРАД ПОБЕДЫ. Информацию о нем я впервые почерпнула от коллег в рамках методической встречи и очень заинтересовалась ею.

Подготовка праздника была основательной, в разработке и обдумывании построения парада был задействован весь педагогический состав, родители и администрация детского сада.

Все 12 групп детского сада занимались сборами и изготовлением атрибутов, плакатов, костюмов. Воспитатели младших и средних групп вместе с родителями и детьми изготавливали голубей на палочке и яркие пышные веточки с весенними цветами. Родители детей старших групп готовили портреты своих воевавших родных для создания «Бессмертного полка». А ребята подготовительных групп стали олицетворением основных родов войск: танкисты, морские пехотинцы, лётчики. Приятно было увидеть на параде целый отряд медицинской части (детям сшили медицинские сумки, косынки и повязки), а другая группа стала отрядом барабанщиков. Также общими усилиями был изготовлен Вечный огонь.

Парад проходил на территории детского сада, воспитанники и их родители с атрибутами стояли вдоль дороги для встречи «различных родов войск» парада. После приветствия главнокомандующего (заведующего детским садом) ребята возложили цветы, после чего все присутствующие почтили память наших воинов Минутой молчания. Затем все участники парада под четкий ритм барабанов отправились вокруг здания детского сада, напевая «бессмертную» Катюшу. Далее всех ждала концертная часть программы и спортивные состязания. Тут родители также принимали активное участие. А завершился парад запуском трехцветного салюта из гелиевых шаров.

Я считаю, что данные мероприятия «зажигают» в детях «огонь» любви и уважения к предкам, их подвигу ради Отечества. Родители воспитанников оценили высокую значимость такого праздника, оказали поддержку и активное участие. Без них парад не стал бы таким ярким, памятным и массовым действом. Совместная работа всех участников образовательного процесса способствовала сплочённости детей и взрослых, активизации их познавательной деятельности, раскрытию творческого потенциала и развитию устойчивого интереса к музыке. Воспитатели отмечают, что многие родители, как и их дети, стали более эмоциональными, раскрепощенными, творческими, инициативными.

Такая форма проведения праздника, посвященного Дню Победы, в нашем дошкольном учреждении была организована впервые, и несмотря на обилие организационных моментов, у всех участников Парада возникло желание повторять его ежегодно. Радует тот факт, что эта форма празднования Дня Победы становится настолько популярной в образовательных организациях, что в этом году у нескольких садов района возникла идея объединения парадного движения для прохождения «Бессмертного полка» по бульвару нашего района. Затем всеобщим обсуждением было принято решение – аналогичный выход детей подготовительных групп сделать общей традицией.

Я привела отдельные примеры успешных мероприятий, но выстраивая таким образом всё взаимодействие с семьями воспитанников, мы получаем не только активных помощников, но и соучастников творческих инициатив, партнеров в воспитании детей. Воспитателями отмечается тот факт, что большинство родителей стали нашими союзниками во всех творческих начинаниях, это отражается как в командном духе и сотрудничестве в группах, так и в дружеских, партнерских взаимоотношениях детей со своими родителями. Таким образом, используя современные формы взаимодействия с семьей воспитанников, мы достигаем творческого сотрудничества и обеспечения взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

Количество просмотров: 6391  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий
2. Инновации в музыкально-театрализованной деятельности
3. Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
4. Дидактическое пособие «Поле чудес»: опыт организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
5. Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»
6. Актуальные вопросы дошкольного образования: тенденции и перспективы развития в современном обществе
7. Развитие творческого мышления дошкольников
8. Формирование интереса к художественной литературе через знакомство с творчеством сибирских писателей
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты
10. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период
11. Секреты успешной работы с родителями
12. Пленэр в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы