Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период

 
 

Степанова Надежда Васильевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период

Ежегодно готовясь к встрече с новыми малышами, задумываюсь о том, что я смогу сделать для того, чтобы помочь им успешно приспособиться к новым условиям, сохранить бодрость, здоровье, и чтобы дети были счастливы в детском саду. Использую для этого все методы и приемы, которые знаю, а также стараюсь найти что-то новое, интересное, еще не использованное мной.

Встречая детей первый раз, я уже имею представление о каждом ребенке. Следующая задача – расположить детей к себе и к сверстникам, сделать все, чтобы они с радостью шли в детский сад.

С первых дней пребывания малышей в детском саду использовала так называемый «театр прикосновений», включающий в себя пожатие руки, прижатие к себе ребенка, обнимание за плечи, поглаживание, взятие ребенка на руки и т. п. Такие приемы несловесной поддержки помогали ребенку почувствовать себя защищенным и придавали ему уверенность в новых условиях.

Зная особенность детей данного возраста, что их привлекает все яркое, красивое, встречая малышей, вносила в свой образ яркие, привлекающие внимание элементы одежды или аксессуаров, такие как бусы, браслеты, шарфы, платки, колпак петрушки, необычную юбку и т.п. Малыши с удовольствием шли ко мне на руки, чтобы потрогать, поиграть яркими, манящими взгляд предметами. Этот прием помогал смягчить расставание малышей с родителями, и в течение дня игры с данными предметами вызывали у них положительные эмоции.

Как утром, так и в течение всего дня создавать у малышей хорошее настроение, забыть о своих переживаниях помогали игрушки-забавы, заводные, музыкальные игрушки и игрушки из кукольного театра. Каждое утро под легкую музыку малышей встречал какой-либо герой, приглашал малышей в группу посмотреть, что делают рыбки в светильнике-аквариуме. Ну а если кто-то не успокаивался, выключала светильник-аквариум, объясняя детям: «Рыбки пугаются и прячутся, услышав плачь детей». Дети быстро успокаивались и включались в игру с рыбками.

Если кто-то начинал скучать по маме, папе, предлагала встретиться с ними, выйдя в приемную. С фотографий на дверках каждой кабинки смотрят родители детей. Далее, когда дети уже адаптировались, фотографии убирали в семейный альбом, который находится в уголке уединения у каждого ребенка.

Во все времена лучший и верный помощник ребенку – игра. В период привыкания к новым условиям игра не только учит, развивает, но и «лечит», восстанавливает силы. Первые игры всегда проводила так, чтобы ни один ребенок не оставался без внимания. В этом мне помогали такие игры, как: «Выдувание пузырей», «Игры с мячом», «Иди ко мне», «Поезд» и другие. Палочкой-выручалочкой для создания у детей положительных эмоций в период привыкания их к детскому саду стала игра «Подуй на что-нибудь». Например, предлагала малышам подуть на маленький воздушный, теннисный шарик через соломинку, подуть на воду, дождинки, сдуть листочек с пенечка и т.п. В ходе таких игр, на фоне положительного эмоционального общения, легко складывалось деловое сотрудничество между мною и малышом, что также способствовало их успешной адаптации.

Мои дети с восторгом приняли игры с гелиевыми шарами, особый интерес вызывал у них «Вистинг». «Вистинг» – это моделирование из шаров. С детьми скручивали шары в круги, делали «скрутку», делили шар на несколько частей. Игры с шарами доставляли детям много положительных эмоций.

Быстрее адаптироваться к новым условиям малышам помогали и проводимые мною в этот период «звучащие игры». Для их проведения использовала следующий шумовой материал: газеты, бумагу, фантики, коробочки с крупами, металлические крышки, ложки, железную банку с монетами и т. п. Дети с большим удовольствием извлекали из всех этих предметов различные звуки, что доставляло им много положительных эмоций и помогало снять эмоциональное напряжение.

Снятию эмоционального напряжения у малышей в период привыкания к детскому саду способствовали пальчиковые игры и игровые упражнения. Пальчиковые игры не просто забавляли малышей, но и помогали им успокоиться, отвлечься от переживаний, формировали у них положительные эмоции и давали возможность устанавливать эмоциональный контакт с малышами. Часто организовывала с ними пальчиковые игры, в которых малыши ловили или гладили руку взрослого или другого ребёнка, хлопали его по руке или загибали пальцы партнёра по игре. Это такие игры, как «Пальчики кивают», «Пальчики здороваются», «Ладонь – кулак» и др.

В период адаптации детей к новым условиям часто играла с ними в пальчиковые игры с прищепками, шариками, орехами, пробками и др. предметами. Это такие игры, как «Гусенок», «Крышки пальчики обули…», «Горошки», «Комкание платка», «Пальцеход» и др. Данные игры привлекали малышей, и они с удовольствием в них играли, что отвлекало их от переживаний, связанных с разлукой с близкими людьми.

Заметив, что отвлечься от переживаний, связанных с разлукой с близкими людьми, помогали игры в прятки, такие как «Где мои детки», «У меня пропали ручки». Организовывала для детей новую игру «Подарки от Мишутки». Мишутка приходил в группу и приносил для каждого ребенка красивые мешочки, в которых они находили различные игрушки, завернутые в фантики, фольгу или другой материал. Впоследствии дети прятали найденные игрушки в крупу или в фигурные макароны. В течение недели Мишутка приносит детям новые игрушки, а в пятницу дарил им мешочки и предлагал поиграть с родителями дома.

После спокойных игр предлагала малышам подвигаться. Детям очень нравились игры с разноцветными клубочками. Они брали клубочки за хвостики, раскачивали их, подбрасывали вверх, в кольцо. Такие игры вызывали у малышей смех, радость. Далее хвостики-ленточки как у клубочков использовали в игре «Превращалки». Малыши прикрепляли к своей одежде прищепкой красный, желтый, синий хвостик и превращались в лисичек, обезьянок, собачек, кошечек. Очень весело и интересно помахать красивым хвостиком. Дети счастливы.

В период привыкания малышей к детскому саду любые занятия с малышами заканчивала игрой с различными материалами: водой, сыпучими продуктами, тестом, природным материалом и пр. Они помогали не только разнообразить чувственный опыт малышей, развивать мелкую моторику, но имели релаксирующий характер.

В спортивном зале совместно с инструктором физической культуры организовывали подвижные игры для расслабления малышей, в процессе которых дети бегали, кричали, рычали, топали, стучали. С музыкальным руководителем проводили такие игры, как «В детский сад идем», «Прятки», игры с музыкальными инструментами.

Мои воспитанники любили рисовать. И я давала им возможность выплескивать свои отрицательные чувства на бумагу. Для этого раскатывали рулон обоев на столах или на полу и рисовали штамповками. Использовали для этого кусочки губки, крышки от бутылок, половинки картофеля с вырезанными в них дырочками, бороздками. Для зайки, козленка мы рисовали травку, для медвежонка, собачки – коврик с удивительным интересным узором.

В ходе знакомства с вновь поступившими воспитанниками я отметила большой интерес малышей к сказкам, мультфильмам и решила, что они помогут мне успешно адаптировать моих малышей к условиям группы. Помимо знакомых сказок использовала небольшие сказки, которые сочиняла сама, а персонажами в них были дети. Такие сказки очень нравились малышам и вызывали у них положительные эмоции. Вызвать у малышей интерес к детскому саду и желание его посещать мне помогали следующие мультфильмы: «Пойдем в детский сад», «Каприз», «Про детский садик», «Динь – динь детский сад».

Наблюдая за вновь поступившими детьми, отметила, что у многих из них не сформированы навыки самостоятельности. Практика показывает, что отсутствие этих навыков у младших дошкольников осложняет период адаптации их к новым условиям, так как они чувствуют себя неуверенно. Поэтому проводила работу в этом направлении. Моими помощниками в формировании навыков самообслуживания и самостоятельности у вновь поступивших детей были забавные мягкие игрушки, куклы, куклы-перчатки, а также бумажные куклы. В моих руках куклы превращались в живой персонаж, который вовлекал малышей в игры, помогал им в одевании, раздевании, в умывании, куклы подсказывали детям, как правильно выполнять то или иное действие. Для развития самостоятельности в игре начинала игру, а детям предлагала продолжить или просила выполнить какое-либо действие: закончить узор, напоить чаем, погулять с куклой и др. Такие игры помогали формировать самостоятельность у моих малышей, и они начинали чувствовать себя в новом коллективе увереннее.

По истечении адаптационного периода мои малыши с удовольствием идут в детский сад, в группе хорошая посещаемость. Это значит, что выбранные формы и методы работы с вновь поступившими детьми позволили добиться положительных результатов.

Количество просмотров: 6058  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий
2. Инновации в музыкально-театрализованной деятельности
3. Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
4. Дидактическое пособие «Поле чудес»: опыт организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
5. Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»
6. Актуальные вопросы дошкольного образования: тенденции и перспективы развития в современном обществе
7. Развитие творческого мышления дошкольников
8. Формирование интереса к художественной литературе через знакомство с творчеством сибирских писателей
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты
10. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период
11. Секреты успешной работы с родителями
12. Пленэр в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы