Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»

 
 

Нечипурук Наталья Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 306 «Ласточка» г. Новосибирска

 
 
 

Кутлан Наталья Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне – я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда.

Древняя мудрость

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка-дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей. В нашем дошкольном образовательном учреждении, как и в любом другом, в основном, группы оснащены необходимым, разнообразным игровым и дидактическим материалом, демонстративным материалом, статическими пособиями. Поэтому для нас стала задачей – создать такое динамическое пособие, которое можно применять на каждом занятии в каждой возрастной группе, использовать это пособие, как в индивидуальной работе, так и в работе со всей группой. Создать именно такой универсальный модуль, где дети свои знания об объектах окружающего мира переносили в практическую жизнь.

Данный модуль привлекает внимание своей эстетичностью, динамичностью, эргономичностью, функциональностью, что привлекает внимание детей и мотивирует их к познавательной деятельности. Подача материала дается педагогом в игровой форме, где ребенок выступает инициатором, и информация для него усваивается и запоминается легче. Только в форме игры занятия становятся увлекательными и непринужденными. Динамический модуль позволяет педагогу ставить множество разнообразных задач и используется на различных этапах НОД для закрепления, обобщения, повторения пройденного материала. Дети могут свободно перемещаться вокруг модуля.

Целью данного пособия является знакомство детей с новой темой (месяца/ недели/ НОД), а также обобщение, закрепление, повторение пройденного материала, исходя из тем перспективного планирования.

Задачи:

Образовательные:

– формировать первичные представления об объектах окружающего мира;

– обобщать, закреплять, повторять пройденный материал;

– формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

– формировать познавательные действия.

Развивающие:

– развивать логическое мышление, воображение, внимание, память;

– расширять словарный запас детей;

– развивать связную речь дошкольников;

– развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей дошкольного возраста.

Воспитательные:

– воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к познанию окружающего мира;

– создавать благоприятные условия для коммуникативной деятельности детей и социальной адаптации в целом.

Данный модуль можно использовать весь учебный год. Он охватывает все темы согласно тематическому планированию в любой возрастной группе. Годовое тематическое планирование разделено на блоки, в каждом из которых по четыре темы недели. Так и сам модуль разделен на четыре стороны, каждая сторона соответствует теме недели.

Каждая сторона имеет по четыре уровня, где воспитанник подбирает предмет, группу предмета, признак и его действие согласно заданной теме.

Возрастная категория – дети старшей группы. Образовательная область – познавательное развитие. Например: Тема: Окружение.

– Одежда;

– Обувь;

– Головные уборы.

– Аксессуары.

Подтема: Одежда.

– Предмет;

– Сезонность;

– Материал (Кожа, ткань, резина, мех, шерсть);

– Кто носит? (взрослые или дети).

Ребёнок правильно подбирает все уровни, например:

Первый уровень – картинка с изображением шубы, рассказать, что изображено на картинке. Второй уровень – назвать сезонность, подобрать нужную картинку на этом уровне и рассказать, в какое время года носят шубу. Третий уровень – из какого материала сделана шуба, подобрать нужную картинку на этом уровне и рассказать, в какое время года носят шубу. И четвертый уровень – кто носит шубу (взрослые – мама, папа или дети – мальчики или девочки). Такой же алгоритм выстраивания уровней и с другими подтемами – обувь, головные уборы и аксессуары.

Тема: Фауна.

– Домашние птицы;

– Домашние животные;

– Дикие животные леса;

– Перелетные птицы.

Подтема: Домашние птицы.

– Строение и цвет оперения;

– Какую пользу приносит?

– Какая птица (перелетная или домашняя)?

– Как называется детёныш?

Ребёнок правильно подбирает все уровни, например:

Первый уровень – картинка с изображением курицы, рассказать, кто изображен на картинке. Второй уровень – назвать её строение и цвет оперения, подобрать нужную картинку на этом уровне и рассказать. Третий уровень – какую пользу приносит, подобрать нужную картинку на этом уровне и рассказать. И четвертый уровень – назвать детёныша курицы. Такой же алгоритм выстраивания уровней  и с другими подтемами.

Подтема: Домашние животные.

– Строение и цвет;

– Чем покрыто тело?

– Как называется детёныш?

– Какое это животное? (дикое или домашнее).

Подтема: Дикие животные леса.

– Строение и цвет;

– Какую пользу приносят?

– Как называется детёныш?

– Какое животное? (Хищное, травоядное или всеядное).

Подтема: Перелетные птицы.

– Строение и цвет оперения;

– Чем питается?

– Какая птица (зимующая или перелетная).

Возрастная категория – дети раннего возраста. Образовательная область – речевое развитие. Тема: Мои любимые игрушки. Детям предлагается правильно подобрать все уровни. Например: на первом уровне располагаются карточки с изображением игрушек. Это мячики, кубики, пирамида, домик. Второй уровень – дети подбирают, какого цвета та или другая игрушка, например, пирамида – жёлтого цвета, или мячики – красного цвета. Третий уровень – дети должны подобрать, какой формы та или иная игрушка, например мячики – круглой формы, домик – прямоугольной формы, И наконец, четвертый уровень – дети подбирают, какая игрушка по величине – большая, средняя или маленькая.

Возрастная категория – дети подготовительной группы. Образовательная область – художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, оно не должно ограничиваться только созерцательной задачей, должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Модуль также можно использовать для занятий по художественно-эстетическому развитию в разных возрастных категориях по разным направлениям:

1. Декоративно-прикладное творчество;

2. Музыка, музыкальные инструменты;

3. Художественная литература;

4. Фольклор;

5. Народные промыслы и т.д.

Например: Тема: Народные промыслы:

-Хохлома;

-Гжель;

-Дымковская игрушка;

-Городецкая роспись;

Подтема: Хохлома.

-Название, пример с хохломской росписью;

-Основные элементы росписи, мотивы, поэтапное выполнение, виды композиций;

-Цветовая гамма и образцы;

-Самостоятельная работа (раскраски, шаблоны, образцы).

Первый уровень – картинка с изображением варианта народного промысла. На втором уровне – несколько картинок с основными элементами росписи, наглядная информация о выполнении и орнаментов хохломской росписи. На третьем уровне – картинки с цветовой гаммой и примерами посуды, игрушек.

На четвёртом уровне детям предложены раскраски по данному промыслу или образцы и шаблоны для самостоятельной творческой деятельности и закрепления материала по данной теме. Такой же алгоритм выстраивания уровней и с другими подтемами – гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись.

 

Таким образом, создавая такой модуль, мы можем решать ряд педагогических задач; использовать его в развивающих целях; применять модуль не только в познавательном развитии, но и в других образовательных областях, таких как речевое и художественно-эстетическое развитие. В дальнейшем применять накопленный дидактический материал в совместной и самостоятельной деятельности детей; пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы дидактическими материалами к данному модулю; использовать модуль для других возрастных групп.

Список использованных источников и литературы:

1. Артёмова. Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. – М.: Просвещение, 2002 г.

2. Бармашова. П.Е. Игровая мозаика: Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста. // Школьный психолог. – 2005/ № 5 / Е. Бармашова. – С. 8-16.

3. Богуславская. З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001 г.

4. Бондаренко. А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: «Просвещение», 2001 г.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко. А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2003 г.

6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 2007 г.

7. Карпова. Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. – Ярославль: «Академия развития», 2007 г. Касабуцкий. Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий. Г.Н. Скобелева. А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 2013 г.

8. Линькова. Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей / Н.П. Линькова. – М.: Просвещение, 2009 г.

9. Сорокина. А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2002 г.

10. Тихомирова. Л.Ф. Познавательные способности: Дети 5 - 7 лет / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2000 г.

11. Тихомирова. Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2006 г.

12. Удальцова, Е.И. Дидактические игры. // Дошкольное воспитание. – 2004/ – № 9 / Е.И. Удальцова. – С. 17-23.

13. Удальцова. Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – М., 2002 г.

14. Усова. А.П. Роль игры в воспитании детей. / А.П. Усова; Под ред. А.В. Запорожца. – М.: «Просвещение», 2006 г.

Количество просмотров: 6327  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий
2. Инновации в музыкально-театрализованной деятельности
3. Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
4. Дидактическое пособие «Поле чудес»: опыт организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
5. Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»
6. Актуальные вопросы дошкольного образования: тенденции и перспективы развития в современном обществе
7. Развитие творческого мышления дошкольников
8. Формирование интереса к художественной литературе через знакомство с творчеством сибирских писателей
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты
10. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период
11. Секреты успешной работы с родителями
12. Пленэр в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы