Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты

 
 

Козлова Елена Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/c № 432 г. Новосибирска

 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты

Хорошая инструментовка состоит не

в разнообразии и необычайности эффектов –

она хороша, когда нечто выражает.

Джузеппе Верди

Одна из самых актуальных задач нашего времени – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре и народу. Поэтому надо учить дошкольников любить и уважать то, что завещано отцами, дедами, предками. Гордиться можно не только завоеваниями науки, покорением природы, но и великой культурой. Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться и самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. А дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Через организацию интегрированной познавательной деятельности, в которую входят увлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, тематические музыкальные занятия, развлечения, утренники, посвященные народным праздникам, можно поддерживать интерес дошкольников к народной культуре.

К сожалению, большинство взрослых поверхностно знакомы с народной культурой. Поэтому, чтобы восстановить связь времен и утраченные ценности, надо знакомить детей с опытом, обычаями, традициями своего народа. Это дает возможность ребенку почувствовать себя частью целого – своего народа, своей страны, научить уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность.

Подчиненные ритму природы народные праздники – неиссякаемый источник не только русских традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. А какой праздник без русских народных инструментов.

Знакомство с русскими народными инструментами очень важно. Они становятся не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу и быту. Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения.

История возникновения детского оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещёточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобщали его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гусли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т.д. Через всю историю русского народа прошла любовь к незатейливым народным инструментам.

В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. А в 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана. Этот оркестр позволил играть детям, осуществить одно из самых заветных желаний – «играть живую музыку».

Русские народные инструменты развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем тембровый слух, музыкальную память, динамическое восприятие, интерес к музыкальной деятельности.

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах.

Приобщая детей к народным инструментам, музыкальный руководитель осуществляет реализацию следующих задач:

-создать условия для формирования у детей интереса к русским народным инструментам;

-сформировать у детей знания элементарных основ русской народно-инструментальной культуры;

-познакомить их с инструментами;

- обучить детей простейшим умениям игры на ударных русских народных инструментах, правилам пользования инструментами, приёмам игры на них;

-развивать музыкальные способности – чувство ритма, тембровый слух, динамическое восприятие, музыкальную память; воспитывать любовь к музицированию;

-привлекать детей к активной творческо-исполнительской деятельности; выявлять и развивать у детей индивидуальные творческие способности.

Задачи обучения игре на музыкальных инструментах:

1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.

2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр.

3. Овладевать приемами игры; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, дудочках; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая деревянные погремушки.

4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.

5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

6. Импровизировать несложные попевки.

На первом этапе мы знакомим детей с инструментами: ложки, трещотки, коробочка, рубель, бубенцы, хлопушка, свистульки, свирель, погремушки. Задачи первого этапа: знакомить с названиями инструментов, со звучанием музыкальных инструментов, с традициями и обрядами русского народа, с народными играми с инструментами. Для реализации задач первого этапа проводятся беседы о том, как нужно правильно держать ложки; рассматриваем русские народные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры.

На втором этапе мы приступаем к обучению детей игре на русских народных инструментах. Освоение инструментов проводим с нарастанием уровня сложности. Задачи второго этапа: учить правильному обращению с инструментами, способам звукоизвлечения, усвоение ритмических компонентов. На втором этапе используем весь комплекс фольклора: сказки «Теремок», «Репка» и «Три медведя», где для каждого сказочного персонажа свой ритмический рисунок. Русские народные песни, используемые в обучении: «Метелица», «Ах вы сени», «Во саду ли в огороде», «Как у наших у ворот». Игры при изучении инструментального фольклора повышают интерес к занятию, снимают усталость.

На третьем этапе работы идет закрепление полученных навыков и умений, приобретение умений и навыков оркестрового исполнения, развитие творческих способностей.

С накоплением умений, навыков и знаний приемов игры на музыкальных инструментах у детей появляется желание музицировать самостоятельно. Дети применяют знания в повседневной жизни. В результате проводимой работы дети знают названия русских народных инструментов, умеют правильно ими пользоваться, владеют игрой. У воспитанников раскрылись музыкальные способности, обогатилась предметно-развивающая среда в группах.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на музыкальных занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Классификация музыкальных инструментов

С течением времени установилось два типа музыкальных инструментов – не озвученные и озвученные.

I. Не озвученные (лишь изображающие инструменты) – предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

II. Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

1. Музыкальные инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты – погремушки, бубны, барабаны, трещотки, ложки и т. д.;

2. Музыкальные инструменты, построенные на одном звуке – свирели, дудки, рожки и т. д.;

3. Музыкальные инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) – музыкальные шкатулки, музыкальные металлофоны и т. д.;

4. Музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом – баяны, гармоники, цитры, балалайки, домра и т. д.

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные инструменты должны отвечать следующим требованиям:

– быть хорошо настроенными;

– иметь определенный чистый тембр;

– быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;

– обладать простой конструкцией;

– быть прочными, пригодными для частого использования в быту.

Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям. Если учить детей систематически и последовательно, то в старшей группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир звуков.

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитывали в них чувство любви к своей Родине, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Музыкально-дидактический игры для младшей группы:

«Угадай-ка»

Цель: Развитие музыкального слуха.

Для детей любой возрастной группы. Для каждого возраста использовать знакомые и соответствующие возрасту детей инструменты. За маленькой ширмой музыкальный руководитель прячет музыкальные инструменты. По очереди играет на музыкальном инструменте, дети угадывают инструмент.

«Озорное эхо»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

«Найди пару»

Цель: Учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку.

«Тише, громче заиграй»

Цель: Развивать у детей динамический слух с помощью музыкальных инструментов.

Музыкально-дидактический игры для средней группы:

«Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем»

Цель: Развивать умение играть на музыкальных инструментах.

На мольберте выложить картинки с изображениями музыкальных инструментов. Ребёнок, который отгадывает загадку о музыкальном инструменте, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок.

Варианты загадок:

1. Две весёлые подружки

Пляшут на его макушке.

Сам пустой, а голос густой.

Дробь отбивает, шагать нам помогает… (барабан)

2. Он – деревянный инструмент,

Зазвучит в один момент.

Его струнам подпевай-ка,

Заиграла … (балалайка)

3. Быстро кнопки нажимай,

Веселее запевай.

Растяни меха немножко,

И сыграй нам на … (гармошке)

4. В руки ты его возьми

И немножко потряси.

Тонкой голосочек

Подаст на звонкий … (колокольчик)

5. В руки их скорей бери,

Веселей на них стучи.

Поиграй еще немножко,

На расписных красивых … (ложках)

6. Приложи к губам её,

Да еще подуй в неё.

Губки сделай трубочкой,

И сыграй на … (дудочке)

«Кто самый внимательный?»

Цель: Развивать умение повторить ритмический рисунок на музыкальном инструменте.

«Наш Оркестр»

Цель: Развивать умение играть в оркестре.

«Послушный бубен»

Цель: Учить играть на бубне различными способами, учиться играть громко и тихо.

Музыкально-дидактический игры для старших групп:

«Здравствуй, музыкант!»

Цель: Закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них.

Перед игрой выбрать ведущего – музыканта! Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.

Здравствуй, добрый музыкант!

Посмотри на наш талант.

Да смотри, не зевай –

Инструмент наш угадай!

Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.

«Игра в оркестр»

Цель: Развивать умение играть в оркестре.

– По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежит любой музыкальный инструмент (разные). Для игры хорошо использовать двухчастную музыку.

На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на своем инструменте.

– В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещетки, в третьем – колокольчики, в четвёртом – маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах. Для усложнения для каждого музыкального инструмента можно предложить определённый ритм игры.

«Ритмическое лото»

Цель: Научить детей правильно исполнять знакомые ритмические рисунки на русских народных инструментах.

«Узнай гостя»

Цель: Научить детей определять по ритму и музыкальному инструменту сказочного гостя.

«Веселая дудочка»

Цель: Совершенствовать умение брать и распределять дыхание, его направление и силу.

Музыкально-дидактический игры для подготовительных групп:

«Посвящение в дирижеры. Авторское произведение»

Цель: Развитие воображения, творческого потенциала ребенка.

Педагог предлагает кому-нибудь из детей побыть настоящим дирижером: продирижировать своей первой симфонией. Ее, конечно, нужно будет сочинить. Для этого надо выбрать себе 2-3 инструмента, встать перед музыкантами и показывать им по очереди, как, сколько и в каком порядке исполнять музыку, которую будет сочинять дирижер. Вот и получится музыка, которую ребенок сам сочинит и исполнит с помощью музыкантов.

«Игралки-повторялки»

Цель: Игра направлена на развитие внимательности и тренировку сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из них лежит, например, ксилофон. По знаку взрослого один из детей наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то, в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить первый ребенок.

«Придумай сказку»

Цель: Придумать сказку и изобразить её на музыкальных инструментах.

«Сыграй как я»

Цель: Учить запоминать и передавать ритмический рисунок.

«Три оркестра»

Цель: Научить различать звучания оркестров разного состава.

«Музыкальная посылка»

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Количество просмотров: 8475  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством организации музыкально-творческих мероприятий
2. Инновации в музыкально-театрализованной деятельности
3. Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек» как части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
4. Дидактическое пособие «Поле чудес»: опыт организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
5. Разработка многофункционального универсального модуля «По сторонам знаний»
6. Актуальные вопросы дошкольного образования: тенденции и перспективы развития в современном обществе
7. Развитие творческого мышления дошкольников
8. Формирование интереса к художественной литературе через знакомство с творчеством сибирских писателей
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через русские народные инструменты
10. Эффективные формы и методы работы с младшими дошкольниками в адаптационный период
11. Секреты успешной работы с родителями
12. Пленэр в детском саду
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы