«Великий закон»: интеллектуальная игра по химии

 
 

Кнышева Людмила Николаевна,

учитель химии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

«Великий закон»: интеллектуальная игра по химии

В Калининском районе города Новосибирска ежегодно проходят интеллектуальные игры по разным темам. Не исключение и 2019 год, который оказался юбилейным в области химии. В этом году исполнилось 150 лет со дня открытия периодического закона и 185 лет со дня рождения учёного-химика Дмитрия Ивановича Менделеева.

Игра проводилась в 2-х школах района, где принимали участие 26 образовательных учреждений, распределённых по территориальному принципу.

Цель игры:

Общеобразовательная:

1. Общение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» с использованием элементов игры.

2. Знакомство с основными вехами жизни Д.И. Менделеева, периодическим законом и его следствиями.

Развивающие:

1. Активизация интереса учащихся к истории России.

2. Развитие чувства патриотизма и гражданского долга перед отечеством.

3. Развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками.

Воспитательные:

1. Способность работать в коллективе.

2. Формирование адекватной самооценки учащихся.

3. Воспитание потребности в знаниях, познавательных интересов.

4. Привитие интереса к химии.

Оборудование:

компьютер, экран, мультимедийный проектор, трафареты участников игры, периодическая таблица.

Оформление:

Портрет Д.И. Менделеева (даты жизни), высказывание Д.И. Менделеева о периодическом законе: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает»; С.Я. Надсона о Д.И. Менделееве:

Не говорите, что «он умер». Он живёт!

Пусть жертвенник разбит – огонь ещё пылает,

Пусть роза сорвана – она ещё цветёт,

Пусть арфа сломана – аккорд ещё рыдает.

Форма. Интеллектуальная игра (командная).

Ход игры

Игра состоит из двух частей: интеллектуальной (три тура) и торжественно-поздравительной.

Игра состоит из трёх туров, каждый из которых включает по 17 вопросов.

Первый тур «Д. И. Менделеев – детство, юность, университетские годы» посвящен биографии великого учёного.

Второй – «Вклад Д.И. Менделеева в открытие периодического закона и Периодической системы элементов.» включает вопросы, связанные с открытием самого закона и созданием системы элементов.

Третий – «Занимательная химия в мире химических элементов» направлена на познавательный интерес и эрудицию участников игры.

В первом и втором туре вопросы оцениваются от 1 до 2 баллов, в зависимости от содержания. В третьем – по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимальное количество – 7 баллов. На выполнение каждого вопроса отводится от 1 до 2 минут.

Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. Команды, занявшие первые три места в каждой кустовой игре, принимают участие в финальной игре района.

Литература

1. Макареня А.А., Ю.В. Рысев. Д.М. Менделеев, М. «Просвещение», 1983.

2. Макареня А.А, Трифонов Д.Н. Периодический закон Д.М. Менделеева. М. «Просвещение», 1969.

3. Тищенко В.Е., Младенцев В.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность. Университетский период 1861 – 1890 г. М. «Наука», 1993.

4. Новый энциклопедический словарь, М. Большая Российская энциклопедия 2001.

5. Волков В.А., Вонский В.Е., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М. «Высшая школа», 1991.

6. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии, ч.1, М. «Просвещение», 1983; 1992.

7. Комкова Е.Г. Группа химических астероидов. М. «Просвещение», 1984.

8. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия», М.АСТ, 2001.

I тур

Дмитрий Иванович Менделеев (детство, юность, университетские годы)

1. Назовите дату рождения (число, месяц и год) великого учёного по старому и новому стилю.

Ответ: 27 января (старый стиль) – 8 февраля (новый) 1834 года.

2. Что означает фамилия «Менделеев»?

Ответ: Менделеев – в переводе «изменчивый», досталась от деда.

3. В каком российском городе родился и жил Д. И. Менделеев?

Ответ: город Тобольск.

4. Каким по счёту был Д. И. Менделеев в семье?

Ответ: 17 и последний ребёнок в семье.

5. Назовите увлечение Д. И. Менделеева.

Ответ: этот учёный любил делать чемоданы, и среди питерских извозчиков был известен, как чемоданных дел мастер.

6. Назовите учебные заведения и города, в которых обучался Д. И. Менделеев в детские и юношеские годы.

Ответ: Тобольская гимназия; Главный Педагогический институт – Петербург.

7. Назовите фамилию, имя и отчество родителей великого учёного.

Ответ: Отец – Иван Дмитриевич Менделеев; мать – Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева).

8. Мало кто знает, что фамилия Менделеев является не настоящей, а вымышленной. Назовите настоящую фамилию учёного, и от кого унаследовал он её.

Ответ: Соколов; от деда священника.

9. Какие великие люди оставили след в жизни будущего учёного в годы учёбы.

Ответ: Пётр Павлович Ершов; И.К. Руммеле; Николай Васильевич Гоголь.

10. Назовите братьев и сестёр, оставшихся в живых до рождения Д. И. Менделеева.

Ответ: Екатерина, Ольга, Полина, Елизавета, Иван, Мария, Павел.

11. Кто был любимым институтским преподавателем Д.И. Менделеева? Как его называли ученики?

Ответ: А.А. Воскресенский. «Дедушка русских химиков»

12. Какие должности занимали при жизни родители Д. И. Менделеева?

Ответ: отец – директор Тобольской гимназии; мать – управляющая стеклянным заводом.

13. В какое учебное заведение Д.И. Менделеев не смог выдержать испытания? Назовите город и учебное заведение.

Ответ: Медико-хирургическая академия. Петербург.

14. Какой русский хирург в 1855 году "вылечил" Менделеева от неизлечимой в то время болезни, от которой великий учёный готовился... покинуть этот мир. Назовите русского хирурга и болезнь, от которой он "вылечил" великого учёного.

Ответ: Н.И. Пирогов, Менделеева он "вылечил" от чахотки, последнюю стадию ему диагностировали ещё в Санкт-Петербурге и от которой учёный готовился... покинуть этот мир.

15. По каким предметам Д.И. Менделеев имел удовлетворительные оценки?

Ответ: закон божий – не любил этот предмет; русская словесность, т.к. не знал церковнославянского языка.

16. В каком населённом пункте проживал Д.И. Менделеев в детские годы под Тобольском.

Ответ: деревня Аремзянка.

17. Насколько успешно Д.И. Менделеев окончил педагогический университет.

Ответ: с золотой медалью.

II тур

Периодический закон. Вклад Д.И. Менделеева в открытии периодического закона и периодической системы

1. Назовите дату открытия и завершения работы над периодическим законом великим учёным по старому и современному стилю.

Ответ: 17 февраля (1 марта) 1869 года.

2. Сколько элементов было открыто химическими методами за 38 лет, прошедших со дня открытия периодического закона до смерти Д. И. Менделеева?

Ответ: 23

3. Работая над каким изданием учебника «Основы химии», Д. И. Менделеев открыл закон химической периодичности?

Ответ: над вторым

4. Когда Д. И. Менделеев сделал первоначальный набросок Периодической системы химических элементов?

Ответ: 1 марта 1869 года.

5. Что смог сделать Д. И. Менделеев на основе открытой им периодической зависимости?

Ответ: Исправил атомные массы 11 элементов и изменил местоположение в системе 20 элементов.

6. В каком году Д. И. Менделеев ввёл термин «периодическая система»?

Ответ: апрель 1871 года.

7. У каких химических элементов Д. И. Менделеев исправил атомные массы?

Ответ: бериллий – № 4, торий – № 90.

8. Назовите, в чём заключался научный подвиг Д. И. Менделеева?

Ответ: открытие периодического закона

9. Сколько элементов предсказал и подробно описал Д. И. Менделеев? Назовите эти химические элементы в современном и историческом стиле.

Ответ: предсказал 12, подробно описал 3 – экаалюминий (галлий), экасилиций (германий), экабор (скандий).

10. Считается, что Д. И. Менделеев открыл периодический закон во сне. Это правда или легенда?

Ответ: легенда

11. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона?

Ответ: 63 элемента.

12. Назовите четыре пары химических элементов, расположенных в периодической таблице не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс.

Ответ:18-19 (аргон-калий); 27-28 (кобальт-никель); 52-53 (теллур-йод); 90-91 (торий-протактиний).

13. На какое количество вопросов не мог ответить Д. И. Менделеев, открыв периодический закон, в силу состояния науки его времени?

Ответ: 3:

1.Почему свойства химических элементов повторяются периодически.

2. Почему в периодической таблице в четырёх местах элементы расположены в порядке уменьшения атомной массы.

3. Сколько всего лантаноидов в Периодической системе.

14. Кого из учёных Д. И. Менделеев называл «укрепителями периодического закона»?

Ответ: П. Лекокк де Буабодран; К. Винклер; Л.Ф. Нильсон; У. Рамзай

15. Из магнитной игрушки неокуба, созданной американцем Крис Реда можно собрать самые разнообразные фигуры и предметы. Элемент нео означает этот химический элемент.

Ответ: неодим

16. В какую группу поместил Д. И. Менделеев инертные газы? До какого года она просуществовала?

Ответ: Нулевая группа. Она просуществовала до 1962 года.

17. Этому учёному Д.И. Менделеев предложил проверить удельный вес открытого им химического элемента спектральным анализом и предсказанным великим учёным. Назовите химический элемент и учёного-спектроскописта

Ответ: Элемент галлий (экаалюминий). Учёный – Лекок де Буабодран

III тур

Занимательный тур по периодической системе (о химических элементах)

1. В каком году группой американских учёных был открыт элемент № 101, который назван в честь Д. И. Менделеева?

Ответ: 1955 год

2. Где фамилия Менделеев встречается дважды?

Ответ: 1. В периодической системе; 2. Элемент № 101– менделевий.

3. Какой химический элемент назван в честь России? Назовите его порядковый номер.

Ответ: Рутений – № 44

4. Побывав в лаборатории А.Б еккереля и супругов Кюри, Д. И. Менделеев рекомендовал «тем, кто ищет предметов для новых исследований, особенно тщательно заниматься этим элементом». О каком элементе идёт речь?

Ответ: Уран.

5. Используя таблицу Д. И. Менделеева, составьте из букв слова «ПРОТАКТИНИЙ» названия химических элементов, укажите их порядковый номер.

Ответ: 7 элементов: 11 – натрий; 22 – титан; 36 – криптон; 39 – иттрий; 89 – актиний; 90 – торий; 91 – протактиний.

6. Вставьте вместо пропусков названия растений или животных так, чтобы полученные слова обозначали химические элементы:

а) - - л о - -й; б) - - б а л ь -; в) - е л л - -; г) - р - п - о н; д) - - - н и й; е) к у р - - т о в -. Назовите живой организм и элемент.

Ответ: а) пони-полоний; б) кот-кобальт; в) тур-теллур; г) кит - криптон; д) дуб - дубний; е) чай - курчатовий.

7. Используя периодическую таблицу, назовите не менее пяти химических элементов, связанных с именами великих учёных, назовите фамилию учёного.

Ответ: гадолиний – Ю. Гадолин; кюрий – супруги Пьер и Мария Кюри; лоуренсий – Э.Лоуренц; менделевий - Менделеев; нобелий – Нобель; резерфордий – Резерфорд; фермий – Ферми; эйнштейний – Эйнштейн.

8. Назовите химические элементы, названные в честь планет.

Ответ: нептуний – Нептун; плутоний – Плутон; церий – Церера; уран – Уран;

9. Что обозначают буквы, составляющие символ знака кюрий?

Ответ: С-фамилия супругов Кюри (Curi); m-имя первой женщины дважды лауреата Нобелевской премии Марии Владиславовны Кюри-Складовской.

10. Какой элемент имеет своё происхождение от имени дочери древнегреческого бога Тантала? Назовите этот элемент и имя дочери.

Ответ: № 41- Nb - ниобий - Ниоби.

11. Элемент имеет название от древнегреческого героя, похитившего огонь с божественного Олимпа и передавшего эту драгоценность людям.

Ответ: № 61- Pm - прометий.

12. Группа химических элементов имеет своё происхождение со странами континентов. Назовите их.

Ответ: № 95 - Am - америций; № 63 - Eu - европий; № 98 - Cf - калифорний и другие.

13. Спутником этому элементу является европий. Используя периодическую таблицу, определите этот элемент и происхождение его названия.

Ответ: № 62 - Sm - самарий; Обнаружен спектральным путём в уральском минерале, открытым в Ильменских горах горным инженером Василием Евграфовичем Самарским-Буховцевым.

14. Этот элемент назван в честь скандинавского бога войны, грома и молнии, открыт в 1829 году Я. Берцелиусом. Назовите элемент и бога войны Скандинавии.

Ответ: № 90 - Th - торий. Скандинавский бог войны, грома и молнии – Тор.

15. Какие элементы VII периода изменили свои названия. Назовите эти элементы и как они назывались раньше.

Ответ: № 104 - Rf - резерфордий - курчатовий; № 105 - Db - дубний нильсборий.

16. При нагревании он превратился в фиолетовый пар, минуя жидкое состояние.

Ответ: йод

17. В организме взрослого человека не меньше килограмма этого элемента, который находится во II группе IV периода.

Ответ: кальций

Количество просмотров: 6989  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование читательской грамотности у детей с ОВЗ на логопедических занятиях через прием ТРКМ «Чтение с остановками» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. «Мы сами обретаем вечность, пред этой дивной красотой…»: методическая разработка урока по мировой художественной культуре в 10 классе по теме «Архитектура Древней Руси» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Круговерть» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Умный йод здоровье сбережет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы