Районный конкурс «Наш голос» как инструмент развития медиаобразовательной деятельности школьных пресс-центров

 
 

Головина Марина Викторовна,

педагог-организатор МБУДО ЦДТ «Содружество» г. Новосибирска

 

Районный конкурс «Наш голос» как инструмент развития медиаобразовательной деятельности школьных пресс-центров

Прежде чем рассматривать конкурсы журналистского мастерства для школьников как элемент развития медиаобразовательной деятельности школьных пресс-центров, следует определиться с понятием «медиаобразование».

Медиаобразование – достаточно молодое направление в отечественной педагогической науке, поэтому существует большое количество трактовок данного понятия.

Так, основатель «московской школы» – профессор Юрий Николаевич Усов – рассматривает медиаобразование как систему «использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» [2, с. 55].

Представитель «курганской школы» профессор Юлий Михайлович Рабинович также придерживается «эстетической концепции» медиаобразования, основанной на серьезной работе с кинопроизведениями. По его мнению, «нельзя ограничиваться демонстрацией, их восприятие “пустить на самотек”. Следует устраивать обсуждение фильмов и тщательно продумывать такие обсуждения: готовить встречи, могущие вызвать споры, стимулировать самостоятельные высказывания учащихся» [1, с. 4].

Крупнейший российский исследователь, основатель «таганрогской школы» медиаобразования, доктор педагогических наук, профессор Александр Викторович Федоров в своей монографии «Медиаобразование: история, теория и методика» пишет: «Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [3, с. 41].

Из всех перечисленных определений для нас наиболее подходящим является трактовка А.В. Федорова.

В современной системе школьного медиаобразования отмечается новый пик развития юнкоровского движения, которое особенно активно реализует свой творческий и организаторский потенциал в рамках школьных пресс-центров. Для развития их деятельности создаются специализированные проекты, включающие в себя и конкурсы журналистского мастерства.

Сегодня участие школьников в различных творческих испытаниях –конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях, соревнованиях – рассматривается как элемент индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Опытные педагоги умело пользуются этим инструментарием с целью разностороннего развития личности ребенка.

Участие в конкурсах стимулирует к достижению новых личностных результатов не только обучающегося, но и самого педагога. Совместная деятельность по подготовке и участию в конкурсном процессе позволяет решить целый комплекс педагогических задач и приобрести уникальный опыт всем его участникам.

«Кто напишет и покажет?

Кто в одно все факты свяжет?

Кто расскажет интересно,

Чтоб свежо было, не пресно?

Голос, у которого еще нет стереотипов – голос юных журналистов  школьной газеты…»

Традиционно этими словами начинается районный конкурс школьных информационно-медийных центров, целью которого является создание условий для развития школьных информационно-медийных центров и раскрытие творческого потенциала юных журналистов Калининского района. В 2018-2019 учебном году конкурс прошел уже в пятый раз.

В номинациях «Нашего голоса» представлены традиционные, для школы, средства массовой информации: «Лучшая школьная газета» (в рамках этой номинации  проходил индивидуальный конкурс «Глазами молодых»  среди юных журналистов, предоставивших свои материалы), «Лучшая телевизионная информационная, познавательная, развлекательная передача», «Лучшая радиопрограмма».

Конкурсная программа для всех номинаций состояла из  двух этапов: заочный (сдача конкурсных работ, работа экспертной комиссии) и очный (мастер-класс от экспертов конкурса и церемония награждения).

Экспертизу творческих работ проводят профессиональные журналисты и преподаватели кафедры журналистики НГПУ. В 2017-2018 учебном году участниками конкурса стали школьные пресс-центры из 4 образовательных организаций Калининского района города Новосибирска с отлаженной системой функционирования детских СМИ, имеющие крепкие традиции и четкую систему подготовки юнкоровских кадров. Три пресс-центра участвовали в номинации «Лучшая школьная газета», один в номинации – «Лучшая телевизионная информационная, познавательная, развлекательная передача».

В завершении конкурса участников ожидала церемония награждения, которая включала в себя интерактивную игру «Юнкору.ДА», представляющую собой игровое прохождение этапов создания журналистского текста, а именно, сбор информации, ее переработку, написание материала, придумывание названия к этому материалу, редактуру и подбор иллюстративного материала.

По окончанию игры слово было представлено главному эксперту нашего конкурса Ирине Геннадьевне Катеневой, кандидату филологических наук, доценту кафедры журналистики НГПУ. Ирина Геннадьевна, проанализировав конкурсные работы, провела мастер-класс по актуальной для юных журналистов теме «Как придумать оригинальный заголовок».

Но главным для участников конкурса стал момент вручения наград. Абсолютным победителем, по мнению экспертов «Нашего голоса» в 2017–2018 учебном году, стал пресс-центр МБОУ «Лицей № 28» «Калейдоскоп».

В 2018–2019 учебном году «Наш голос» – уже не просто конкурс, а образовательный проект, в рамках которого учащиеся ОО Калининского посетили мастер-классы «Организация классической редакции в школе: выпуск школьной газеты», «Создание радиосюжета», «Создание информационной телепрограммы», где участниками стали не только юные корреспонденты действующих пресс-центров, но и желающие организовать школьное СМИ. Завершающим этапом образовательного проекта стал конкурс с традиционными номинациями. Участниками конкурса в этом году стало 7 пресс-центров образовательных организаций Калининского района.

Выросшее количество действующих СМИ доказывает, что ребрендинг конкурса в образовательный проект является инструментом развития медиаобразовательной деятельности школьных пресс-центров.

Список литературы

1. Рабинович, Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.

2. Усов, Ю.Н. Основы экранной культуры. Цикл программ. М.: Новая школа, 1998. 60 с.

3. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 64 c.

Количество просмотров: 2125  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы