Кодекс профессиональной этики педагога как эффективный инструмент управления современным образовательным учреждением

 
 

Баландина Антонина Владимировна,

заведующий МКДОУ д/с № 347 г. Новосибирска

 
 
 

Завьялова Татьяна Валериевна,

педагог-психолог

МКДОУ д/с № 347 г. Новосибирска

 

Кодекс профессиональной этики педагога как эффективный инструмент управления современным образовательным учреждением

Статья 48 п.2. Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 гласит: «Педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики». Профессиональная этика – термин, используемый для обозначения: системы моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессии, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Кодекс дополняет правила, установленные Законодательством Российской Федерации об образовании.

Положения профессионального Кодекса педагога формулируются и принимаются конкретным педагогическим коллективом и оформляются локальным актом ОУ, который утверждается и вводится в действие приказом заведующего. Цель Кодекса определить требования к личности педагога и основные нормы осуществления профессиональной деятельности во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями, с педагогическим сообществом, администрацией и государством.

Идея использования такого локального акта ДОУ, как «Кодекс профессиональной этики педагога» в управленческой деятельности детского сада отнюдь не нова, однако изменения, происходящие в обществе, диктуют необходимость актуализации данного документа в соответствии с реалиями времени.

Речь идёт о новой форме взаимодействия взрослых участников образовательных отношений с использованием приложений для мобильных устройств, таких как WhatsApp, Viber, Telegram. Данные мессенджеры позволяют обмениваться сообщениями и медиафайлами многих форматов (аудио, видео, фото и т.п.), что, несомненно, очень удобно в условиях высокого темпа современной жизни. В последние годы данная форма взаимодействия педагогов с родителями и родительского сообщества между собой набирает популярность, сейчас сложно найти группу в детском саду, класс – в школе, где бы не применялась данная форма общения. Отличие этой формы взаимодействия от других форм – неоднозначное отношение к ней как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Есть ярые сторонники, и явная оппозиция, ведь наряду с видимыми преимуществами остро встаёт вопрос о негативных последствиях использования такого формата общения. Чего больше от этой формы – ПОЛЬЗЫ или ВРЕДА, вот вопрос, который был поставлен перед педагогическим коллективом, для чего в ДОУ в рамках круглого стола, посвященного вопросам актуализации положений «Кодекса профессиональной этики педагог», была организована ролевая игра «Педагогический суд».

Роли были распределены между членами администрации и педагогов ДОУ: заведующий детским садом исполняла роль судьи, педагоги-стажисты выступили в роли присяжных заседателей, старший воспитатель – в роли независимого эксперта, педагог-психолог – свидетеля, все педагоги разделились на две группы и выступили в роли обвинителей (коллегия прокуроров) и адвокатов (адвокатская коллегия).

Судебное заседание началось со слушания материалов по делу «Взаимодействие посредством чатов в группе WhatsApp – дань моде или эффективная форма работы». Независимый эксперт познакомил присутствующих с описанием работы онлайн-мессенджеров. Свидетель рассказал о том, сколько в ДОУ создано чатов с родителями, где участниками или администраторами являются педагоги, сколько существует родительских групп без участия членов педагогического коллектива. Свидетель зачитал справку о количестве и характере обращений к заведующему ДОУ, старшему воспитателю, в конфликтную комиссию детского сада за помощью в разрешении конфликтов, взаимных претензий и обвинений. Представитель коллегии прокуроров озвучил сформулированные педагогами заключения об отрицательных моментах взаимодействия педагогов и родителей, родителей между собой посредством чата WhatsApp. Свидетель подтвердил, что все эти моменты имели место быть в течение прошлого учебного года. Судья предоставила слово представителю коллегии адвокатов, для обозначения сформулированных положительных сторон использования обвиняемой формы взаимодействия. Объявленные судом «прения сторон» привели к коллегиальному формулированию следующих положений:

1. Негативные последствия взаимодействия участников образовательных отношений через чат в WhatsApp обусловлены низким уровнем культуры взаимодействия в данном информационном поле.

2. Отсутствие всякого рода регламентации общения посредством онлайн-мессенджеров.

Независимый эксперт сообщил о том, что существуют правила общения в группах WhatsApp, социальных сетях, и других формах онлайн пространства и познакомил с проектом положений регламентирующих обвиняемый формат общения, для внесения в «Кодекс профессиональной этики педагога».

Судом были объявлены «прения сторон», в ходе которых педагоги (они же адвокаты и прокуроры) обсудили предложенные правила общения и уточнили некоторые формулировки.

Присяжные заседатели, изучив материалы дела, вынесли вердикт: принятие правил общения в группах WhatsApp позволит свести к минимуму негативные последствия и успешно использовать современную форму взаимодействия для повышения качества взаимодействия с родителями, что положительно скажется на качестве реализации ООП ДОУ.

Игра окончилась чтением постановления педагогического суда по делу об использовании в педагогической практике ДОУ формы взаимодействия с родительским сообществом посредством использования чата в мессенджере WhatsApp:

«Допустить к использованию данную форму работы при соблюдении следующих условий:

1. Внесении в Кодекс профессиональной этики педагогов положений, регламентирующих действия педагогов при ведении родительских чатов.

2. Письменном ознакомлении всех педагогических работников с правилами ведения родительского чата.

3. Безоговорочном соблюдении правил общения при ведении «родительского чата» для педагогов.

4. В случае возникновения конфликтных, компрометирующих работников ДОУ, имидж всего учреждения ситуаций из-за некорректного поведения в родительском чате ЗАПРЕТИТЬ нарушителю использовать данную форму в работе.

5. Обратить особое внимание родителей на правила поведения в чатах, ознакомить каждого под роспись, нарушителей ИСКЛЮЧАТЬ из группы в WhatsApp.

6. Настоящие условия при необходимости могут быть дополнены и расширены».

Таким образом, смоделированная игровая ситуация позволила поместить данную тему в фокус внимания педагогического сообщества детского сада, организовать содержательную дискуссию по данному вопросу, привлечь педагогов к разработке положений и правил общения в онлайн-мессенджерах.

Результатами такой встречи явились:

– актуализация содержания Кодекса профессиональной этики педагога ДОУ;

– повышение коммуникативной культуры педагогов и родителей ДОУ;

– соблюдение принципа коллегиальности при управлении образовательной организацией.

Когда положения локального акта, в данном случае «Кодекса профессиональной этики педагога», направлены на реальную ситуацию, разрабатываются и принимаются на коллегиальной основе, учитывают мнение педагогов и других членов сообщества детского сада, такой акт становится эффективным инструментом управления, направленным на повышение качества работы ДОУ.

Количество просмотров: 7861  

Добавить комментарий

Target Image
1. «К истокам… Традиции живая нить»: из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
2. Проектная деятельность в ДОУ
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
4. Кодекс профессиональной этики педагога как эффективный инструмент управления современным образовательным учреждением
5. Уголок природы – зона экологического образования дошкольников
6. «Путешествие по стране Златоустии»: семейный праздник как средство речевого развития воспитанников
7. Развитие познавательного интереса дошкольников через усвоение сенсорных эталонов
8. Роль логоритмики в музыкальном воспитании детей с нарушениями речи
9. Нетрадиционные методы работы учителя-логопеда с родителями
10. Развитие речи детей раннего возраста через знакомство с русской народной сказкой. Разработка дидактического пособия «Комодик сказок»
11. Использование различных технологий в образовательной деятельности по здоровьесбережению дошкольников
12. Русские народные сказки как средство развития речи младших дошкольников
13. Метод проектов. Тема «Моя малая родина – Новосибирск» (старшая, подготовительная к школе группы)
14. Правильное неправильное воспитание
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы