Правильное неправильное воспитание

 
 

Полякова Татьяна Сергеевна,

педагог-психолог

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Правильное неправильное воспитание

Наверное, все родители стремятся правильно воспитать своего ребенка, но вот методы воспитания у всех разные. Зачастую взрослые, возможно сами того не подозревая, вредят своему ребенку, делая его «своим пособием для отработки навыков правильного и неправильного воспитания». В некоторых случаях воспитание приобретает совсем нелицеприятные формы. Родители разговаривают с детьми на повышенных тонах, эмоционально напряжены, вызывая у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни. Этими действиями по отношению к ребенку взрослый провоцирует в своем чаде «жестокое обращение», «эмоциональное насилие». Что делать?

Исходя из своего опыта работы с детьми, хотелось бы порекомендовать специалистам несколько способов профилактики жестокого обращения с детьми. Наиболее эффективная профилактика в этом направлении должна включать в себя три вида занятий: занятия с детьми, совместные занятия с детьми и родителями и занятия с родителями.

Наиболее эффективными приемами на занятиях с детьми являются игротерапия, сказкотерапия с использованием приемов арт-терапии.

Игротерапия – метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней ребенок раскрывает свои возможности, свою индивидуальность. Лучше узнать, понять малыша поможет наблюдение за его игрой. Игра является и средством для самовыражения ребенка. Она предоставляет ребенку возможность проявления чувств, настроения. Приступая к работе, психолог воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот самый опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

Сказкотерапия – психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем. В игре взрослый часто использует сказочный сюжет. К сказочной ситуации, которая задается ребенку, предъявляются определенные требования:

– она не должна содержать готового ответа (принцип свободы выбора);

– должна предлагать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Например, преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась нерешительность, страх проявить себя), взаимопомощь, взаимодействие (когда ребенку свойственен непроработанный эгоцентризм), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. д.;

– ситуация и вопрос должны быть выстроены так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, как происходит, зачем).

Задавая детям подобные задания, эффективно использовать наглядный материал, так как это помогает ребенку в размышлении.

Работая с проблемными детьми, можно представить пример из задания:

«Жила-была белочка-хвастунишка. Всем в лесу было известно о ее хвастовстве. То шубка у нее рыжая, а то серая. Пушистый мех и запасов: грибов да орехов – много. Но вот однажды случился в лесу пожар, шубка у белочки подпалилась, и осталась она без жилья и запасов. Огорчилась белочка-хвастунишка, не до хвастовства ей теперь было...

Как можно помочь белочке? Что бы вы сделали на месте белочки?»

Рассуждая над вопросом, ребенок ставит себя на место сказочного героя и поэтому проблема является «зашифрованной» в образном ряде сказки.

На это задание ответы детей могут быть такого плана:

«Есть ли у белочки дети?», на что психолог отвечает ребенку «А как ты думаешь, есть ли у белочки дети?». Подумав, ребенок говорит: «Есть». После этого ребенок отвечает: «Нужно обязательно взять детей, и идти белочке в другой лес, запасать там снова грибы, орехи, а шубка постепенно отрастет новая. У белочки в другом лесу тоже потом будет много запасов, и новая шубка». Исходя из ответа ребенка, мы видим, что он находит выход из сложившейся ситуации.

Но если ответы детей: «Не знаю», «Никак не поможешь белочке», «На месте белочки я бы не знал, что делать». В этом случае психологу требуется направить ребенка на разрешение ситуации. Выбрать индивидуальную систему коррекционной работы, в которую будут включены приемы игротерапии, сказкотерапии, с использованием отдельных приемов арт-терапии.

На занятиях с родителями из моего опыта работы наиболее эффективными были те занятия, где взрослый мог ощутить на себе состояние ребёнка, которым постоянно недовольны взрослые, которому постоянно делают замечания, ругают и кричат.

Пример задания:

Родителям предлагается упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?». Для этого выбирают одного из участников, который возьмёт на себя роль «ребёнка». Остальные – встают в круг – это «взрослые». «Ребёнок» присаживается на корточки в середине круга. «Взрослые» вспоминают слова, фразы, интонации, которые они используют для выражения своего недовольства ребёнку. Затем «взрослые» все вместе идут по кругу в одном направлении и хором ругают «ребёнка». (Упражнение повторяется несколько раз с разными «детьми»).

По завершению упражнения психолог предлагает поделиться своими впечатлениями о данном упражнении, об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и «взрослого» и сделать заключение на основе личного опыта.

На это задание ответы могут быть такого плана:

«Родители большие и всемогущие, а я ничего не значу», «Мне казалось, что только взрослые имеют свое мнение», «Было неприятно, когда на тебя кричат», «Боялась бы сделать что-то самостоятельно», «Я бы боялась их».

Эффективность занятия заключается в том, чтоб каждый участник почувствовал на себе: «Что слышит ребенок, когда его ругают». Чтоб изменилось отношение его к ребенку.

Таким образом, рассмотренные приемы профилактической и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста и взрослыми, позволяют педагогу, занимающемуся с ребенком, психологу, родителям познать внутренний мир своих воспитанников. Предлагая детям нарисовать то, что они захотят, сочинить свои сказки, истории, взрослые тем самым помогают им осознать свои умения, нацеливают детей на новые творческие действия.

Хочется закончить словами Жан-Жака Руссо «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов».

Количество просмотров: 8445  

Добавить комментарий

Target Image
1. «К истокам… Традиции живая нить»: из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
2. Проектная деятельность в ДОУ
3. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
4. Кодекс профессиональной этики педагога как эффективный инструмент управления современным образовательным учреждением
5. Уголок природы – зона экологического образования дошкольников
6. «Путешествие по стране Златоустии»: семейный праздник как средство речевого развития воспитанников
7. Развитие познавательного интереса дошкольников через усвоение сенсорных эталонов
8. Роль логоритмики в музыкальном воспитании детей с нарушениями речи
9. Нетрадиционные методы работы учителя-логопеда с родителями
10. Развитие речи детей раннего возраста через знакомство с русской народной сказкой. Разработка дидактического пособия «Комодик сказок»
11. Использование различных технологий в образовательной деятельности по здоровьесбережению дошкольников
12. Русские народные сказки как средство развития речи младших дошкольников
13. Метод проектов. Тема «Моя малая родина – Новосибирск» (старшая, подготовительная к школе группы)
14. Правильное неправильное воспитание
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы