Взаимодействие (сотрудничество) специалистов ДОУ с педагогами коррекционных групп в вопросах коррекции речевых нарушений у детей с особыми образовательными потребностями

 
 

Фатьянова Наталья Владимировна,

старший воспитатель МКДОУ д/с № 505 г. Новосибирска

 
 
 

Бубенко Наталья Александровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 505 г. Новосибирска

 

Взаимодействие (сотрудничество) специалистов ДОУ с педагогами коррекционных групп в вопросах коррекции речевых нарушений у детей с особыми образовательными потребностями

Интерес к учению проявляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

Обучение – есть образование и развитие обучаемого.

В. А. Сухомлинский

Педагогическая команда, объединяющая учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателей – это один из главных ресурсов при коррекции речевых нарушений у дошкольников с особыми образовательными потребностями. Результат коррекционного обучения ребёнка зависит от успешного сотрудничества специалистов и педагогов ДОУ. У нас есть одна общая цель: организация совместной помощи при коррекции в воспитании и образовании детей с особыми образовательными потребностями.

Не для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями. В 2016-2017 учебном году в нашем детском саду детей с ООП было 29 человек, а в 2018 количество детей с речевыми нарушениями возросло до 49 человек, это стало причиной открытия еще одной группы для детей с особыми образовательными потребностями. Для данного контингента детей необходимо создать определённые условия и организовать полноценную коррекционную помощь, как со стороны педагогического состава, так и со стороны родителей воспитанников.

Как показала практика, воспитатели во вновь открывшейся группе не имеют достаточных практических знаний и навыков в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Идея по организации педагогического клуба «Объединение» возникла, когда воспитатели вновь открывшейся коррекционной группы стали обращаться за помощью к специалистам ДОУ по вопросам коррекции поведения и речевого развития у детей с особыми образовательными потребностями. В результате мы пришли к выводу о необходимости объединиться и оказывать необходимую помощь воспитателям коррекционных групп, собрать в единое целое все наши усилия и сделать коррекционный процесс в детском саду более значимым и важным. Для решения этой проблемы и повышения компетентности всех воспитателей коррекционных групп был создан педагогический клуб «Объединение», целью которого стало создание условий для консультирования педагогов специалистами ДОУ в вопросах развития детей с особыми образовательными потребностями.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

– оказывать методическую помощь и поддержку членам клуба при работе с детьми с особыми образовательными потребностями;

– разрабатывать рекомендации в проведении занятий по коррекции речевого развития дошкольников с особыми образовательными потребностями;

– способствовать взаимодействию воспитателей коррекционных групп с родителями дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Основным направлением деятельности педагогического клуба стало:

– просвещение воспитателей ДОУ в вопросах коррекционного развития детей с использованием таких методов работы, как круглый стол, мастер-класс, консультация, показ открытого занятия;

– информационная деятельность: создание и пополнение страницы клуба на сайте ДОУ;

– повышение качества коррекционной деятельности с детьми.

Для подготовки к открытию педагогического клуба «Объединение» старший воспитатель, учитель-логопед Фатьянова Н. В. и учитель-логопед Бубенко Н. А. провели совещание, на котором познакомили педагогов коррекционных групп с положением о педагогическом клубе «Объединение», обсудили совместный план коррекционной работы, график работы клуба «Объединение». Участниками клуба стали воспитатели коррекционных групп, учителя-логопеды, педагог-психолог.

На заседаниях клуба педагоги коррекционных групп повышают уровень знаний в вопросах коррекции не только теоретически, но и практически по следующим темам:

1. Виды речевых нарушений.

2. Направления работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

3. Развитие речевого дыхания, выполнение комплекса упражнений на дыхание.

4. Работа над развитием артикуляционной моторики.

5. Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

6. Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми.

7. Развитие крупной и мелкой моторик, виды упражнений, игры, подготовка к письму.

8. Правила общения с гиперактивными детьми.

9. Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи. Упражнения и игры.

10. Психологическая готовность ребёнка к выполнению упражнений и заданий разной степени сложности.

11. Работа над звукопроизношением. Автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, в спонтанной речи.

12. Положительная мотивация на занятиях с детьми.

13. Подготовка детей к школе.

Заседания клуба «Объединение» проводятся два раза в квартал. Все темы по коррекционной работе обсуждаются за круглым столом с применением ИКТ-технологий. Специалисты, раскрывая основную коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностями, знакомили воспитателей с видами речевых нарушений и разъясняли, по каким направлениям должна проводиться работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Воспитатели узнали о важности речевого дыхания при постановке звуков, о соблюдении определенных правил выполнения дыхательных упражнений. Учителя-логопеды сделали подборку дидактического материала для практического использования с детьми на группах и совместно с воспитателями выполняли упражнения на развитие речевого дыхания. Воспитатели коррекционных групп узнали о важности развития артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, логопеды показали разные упражнения для артикуляционной гимнастики, рассказали о правилах выполнения артикуляционной гимнастики. Педагоги коррекционных групп проявили свою заинтересованность по данной теме и все показанные упражнения выполняли вместе.

Специалисты ДОУ акцентировали внимание на индивидуальном подходе к каждому ребёнку при коррекции речевых нарушений, рассказали о том, как необходимо работать на автоматизацию звуков речи по рекомендациям учителя-логопеда; обсудили вопросы по развитию крупной и мелкой моторики, поговорили о разных видах упражнений, играх на крупную и мелкую моторику пальцев рук и подготовки руки к письму для будущих первоклассников; выполнили несколько упражнений на крупную и мелкую моторику; специалисты продемонстрировали наглядный материал, пособия с разными играми и упражнениями, которые можно применять в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. А также изготовили совместно с воспитателями игровые пособия для детей на автоматизацию звуков в речи, развития фонематического восприятия, развития пространственного ориентирования и т.д. Рассмотрели вопрос о развитии фонематического восприятия звуков речи, формирование лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Педагогом-психологом были затронуты темы о правилах общения и индивидуальном подходе при работе с гиперактивными детьми, положительная мотивация на занятиях с детьми и тема, касающаяся всех специалистов и педагогов ДОУ – подготовка детей к школе. В завершении каждого заседания воспитатели задавали вопросы, обменивались мнениями. А в конце учебного года педагоги представили совместную работу в виде презентации и продемонстрировали свой опыт, приобретенные знания в коррекционной работе с детьми.

Проанализировав работу педагогического клуба, мы пришли к выводу о том, что педагоги овладели необходимыми практическими знаниями, умениями и навыками в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В своей работе с детьми воспитатели применяют наглядные пособия, дидактический материал, предложенный специалистами ДОУ, выполняют рекомендации. Педагоги стали более компетентны во многих вопросах коррекции.

Свою небольшую статью о нашем педагогическом клубе хочется закончить словами: без системного взаимодействия всех педагогов детского сада – невозможно эффективное решение коррекционных задач в воспитании и развитии детей.

Приложение

Годовой план работы педагогического клуба «Объединение»

 

Темы

Сроки

Ответственные

1.

Ознакомление педагогов коррекционных групп с положением о создании педагогического клуба «Объединение».

октябрь

Старший воспитатель

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

2.

Виды речевых нарушений.

Направления работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

ноябрь

Старший воспитатель

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

3.

Развитие речевого дыхания, выполнение комплекса упражнений на дыхание.

декабрь

Старший воспитатель

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

4.

Работа над развитием артикуляционной моторики.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

Индивидуальная работа с детьми.

январь

Старший воспитатель

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

5.

Развитие крупной и мелкой моторик, виды упражнений, игры, подготовка к письму.

Правила общения с гиперактивными детьми.

февраль

Старший воспитатель

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

6.

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи. Упражнения и игры.

Психологическая готовность ребёнка к выполнению упражнений и заданий разной степени сложности.

март

Старший воспитатель

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

7.

Работа над звукопроизношением. Автоматизация звуков в словах,   словосочетаниях, предложениях, в спонтанной речи.

Положительная мотивация на занятиях с детьми.

апрель

Старший воспитатель

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

8.

Подготовка детей к школе.

май

Старший воспитатель

Учителя-логопеды

Педагог-психолог

 

Количество просмотров: 3645  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы