Фольклорная музыка народов Сибири (применение технологии развития критического мышления на уроках музыкальной литературы)

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Фольклорная музыка народов Сибири (применение технологии развития критического мышления на уроках музыкальной литературы)

Обращение к теме «Фольклорная музыка народов Сибири», несомненно, очень важно, поскольку дети должны знать и понимать особенности культуры родного края. Не всегда учащиеся имеют представление о том, каким образом музицируют народы Сибири, а ведь это интереснейший пласт мирового фольклора. Здесь ребята могут познакомиться с новыми певческими техниками, музыкальными инструментами, жанрами, названиями музыкантов, обрядами, обычаями. Просматривая видеофрагменты, они отмечают специфику той или иной музыкальной фольклорной традиции, знакомятся с национальными костюмами, устройством домашнего хозяйства народности, природой.

Наблюдая за тем, как учащиеся получают знания, я отметила для себя, что гораздо интереснее и ценнее для них те задания, которые они стараются приобрести сами, нежели те, которые они получают готовыми от преподавателя. Это подтверждается работами ряда авторов [1, 2, 3, 6]. Активное обучение с применением технологии развития критического мышления способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формированию исследовательского мышления, развитию навыков ставить вопросы и находить на них ответы.

Мы знакомимся с темой будущего урока заранее, на предыдущем уроке. Я озвучиваю тему: «Фольклорная музыка народов Сибири» и предлагаю в качестве домашнего задания индивидуальные работы, где учащиеся собирают информацию о народах Сибири и их культурных традициях. Вместе с ребятами мы формируем вопросы, которые могут быть для нас интересны с точки зрения изучения музыкальной культуры той или иной народности и договариваемся, что ответы дети попробуют найти дома и представить на следующем уроке. В итоге вопросы могут быть оформлены следующим образом:

1. Название народности.

2. Место проживания.

3. Праздники.

4. Обряды.

5. Музыкальные инструменты.

6. Названия музыкантов.

7. Жанры и т.д.

В начале урока предлагается актуализировать полученную информацию посредством подключения технологии «Кластер». В центре доски мы пишем словосочетание «Музыка народов Сибири», далее каждый желающий может выйти к доске и написать слово или словосочетание, имеющее отношение к первоначальному. Тот, кто выходит к доске и пишет слово, должен объяснить, каким образом оно связано с заданной темой. Это может быть представлено в самых разнообразных формах. В форме цветка, дерева и т.д.

Затем учащимся предлагается систематизировать полученный материал в таблицу. Я задаю вопрос ребятам: Как мы оформим таблицу? В результате обсуждения мы решаем, в каком виде нам будет удобно это представить. Например, можно оформить информацию таким образом:

Название народности

Музыкальные инструменты (в том числе певческие техники)

Названия музыкантов

Названия музыкальных жанров

Названия праздников

Вопрос

Ответ

Хакасы

Чатхан, хомыс, хай (горловое пение хакасов)

Хаджи

Ыр, такпахи

Тун-Айран

Что такое ыр?

Ыр – одноголосные хакасские песни

Тувинцы

Шан, чадаган, донгур, шанзы

 

Ырлар, кожамык

Шагаа

Что такое ырлар?

Медленные лирические песни тувинцев

Буряты

Лимбэ, хур, ятаг, хучир

улигершин

Улигер, ёхор

Сурхарбан

Есть ли у бурят горловое пение?

Да

Алтайцы

Кай (горловое пение), комус, топшуур

кайчи

Той сарын, коча-кан, кай-кожонг

Чага-Байрам

Когда алтайцы празднуют Чага-Байрам?

В конце февраля – начале марта

У нас получилось семь столбцов, два из которых (шестой и седьмой) предполагают работу над домашним заданием: придумать и написать вопрос (и ответ) по музыкальной культуре одной из представленных народностей в рамках пройденного на уроке материала. Этот вид работы также можно предложить детям сделать группами, или индивидуально, или у доски (по желанию).

Далее мы прослушиваем несколько музыкальных примеров, иллюстрирующих изучаемый материал и обсуждаем, анализируем особенности музицирования той или иной народности.

В заключение можно попробовать сочинить синквейн по изучаемой теме. Я напоминаю ребятам, что собой представляет синквейн:

– Основная тема.

– Два характеризирующих ее прилагательных.

– Три глагола по теме.

– Четыре слова, выражающих отношение или восприятие данной темы автором.

– Синоним темы.

Результат коллективного творчества может быть представлен, например, таким образом:

1. Сибирь.

2. Красочная, необычная.

3. Поет, камлает, завораживает.

4. Шаман обращается к дẏхам.

5. Музыка.

Знакомясь с музыкальными традициями народов Сибири, дети начинают лучше понимать культуру родного края, ценить и уважать творчество других национальностей, а технология развития критического мышления помогает формировать исследовательский интерес к изучаемой теме, способствует лучшему осмыслению и усвоению пройденного материала.

Литература

1. Акрамова Г. Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся. European Research: Innovation in Scince, Education and Technologi // European Research № 6 (17). / Сб. ст. по мат. XVII межд. науч. – практ. конф. London. 2016. S 89-90.

2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

4. Кондратьева Н. Музыкальная культура Сибири: учеб. для учебных заведений среднего специального проф. (музыкального) образования / [Н. М. Кондратьева, Л. П. Робустова, С. С. Гончаренко]; Новосибирская гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки. - Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2006. - 423 с.

5. Новикова О. Курс «Слушание музыки» (1-3 годы обучения): учеб. - метод. пособие / О.В. Новикова. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2011. – 136 с.

6. Раимбекова Г. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. European Research: Innovation in Scince, Education and Technologi // European Research № 5 (16). / Сб. ст. по мат. XVI межд. науч. – практ. конф. London. 2016. С. 85-86.

Количество просмотров: 6052  

Добавить комментарий

Target Image
1. Фольклорная музыка народов Сибири (применение технологии развития критического мышления на уроках музыкальной литературы)
2. Региональный компонент в формировании собственной личностной культуры детей и подростков (на примере деятельности музыкального творческого объединения «Авторская песня»)
3. Изучение национально-регионального компонента в дополнительном образовании на примере занятия в клубе юных археологов «Потомки» МБУДО «ДДТ «Кировский»
4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами вокального искусства в студии эстрадного вокала «Дебют»
5. О лете и театре, или как интересно провести лето в детской школе искусств
6. Ознакомительно-профориентационные занятия для детей младшего школьного возраста в летний каникулярный период в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
7. Взаимодействие образцового танцевального коллектива «Имидж» с семьёй как фактор повышения эффективности образовательного процесса
8. Психологическое здоровье педагога как компонент, обуславливающий формирование безопасной образовательной среды
9. Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством
10. «По следам на снегу». Животные Первомайского района
11. Комплексная общеобразовательная программа «Радуга» как средство социализации и развития творческого потенциала обучающихся старшего дошкольного возраста
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы