Взаимодействие образцового танцевального коллектива «Имидж» с семьёй как фактор повышения эффективности образовательного процесса

 
 

Удодина Вера Евгеньевна,

педагог-организатор высшей квалификационной категории

МБУ ДО «ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 
 
 

Андриевская Ольга Андреевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 

Взаимодействие образцового танцевального коллектива «Имидж» с семьёй как фактор повышения эффективности образовательного процесса

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования на данном этапе состоит в интеграции ресурсов различных организаций, общественных институтов и сообществ в целях мотивации к саморазвитию и внутренней активности ребёнка, подростка. Воспитание и социализация человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, танцу, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Именно в 21 веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, в первую очередь с опорой на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейного влияния.

Известно, что семья является одним из основных агентов социализации подростков. В семье ребёнок с первых лет своей жизни усваивает нормы человеческих отношений. В семье закладываются отношения ребёнка к окружающему, он получает опыт нравственности, моральных основ поведения.

Семья как уникальная социальная ячейка имеет определённые социальные функции: генеративную (воспроизводство людей), реактивную (взаимопомощь различного рода, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, экономическую и главную – первичная социализация ребенка. Происходящие в семье на современном этапе изменения, преобладание семей нуклеарного типа (муж, жена и дети), развитие кризисных явлений в семье, коренные изменения в сфере экономической функции, смена эмоционально-психологических проявлений, увеличение числа неполных семей, негативно сказываются на процессе социализации и развития личности ребёнка. Являясь объектом социального воздействия, семья является и субъектом социализации личности ребенка.

Снижение качества и содержания семейного воспитания порождает сокращение объёма знаний и умений детей по вопросам гигиены, организации свободного времени, что проявляется в неправильном питании, адинамии (малоподвижности), игнорировании использования систем закаливания, злоупотребление лекарственными средствами, неразборчивости в выборе круга общения и т.д. Это приводит к приобретению вредных привычек, росту количества заболеваний простудного и вирусного характера, заболеваний желудочно-кишечного тракта и появлениям дисгармонии физического развития.

Анализ литературы по данной проблеме и собственная педагогическая практика позволяют нам сделать вывод о том, что необходимо воздействие на семью «извне», в том числе особым образом организованной системой педагогической деятельности, с целью повышения ее влияния на социализацию личности ребёнка, повышения мотивации к занятиям избранным видом хореографии. Педагог может реально влиять на активность родителей в воспитании ребёнка, корректировать и координировать их действия, о чём свидетельствует наш опыт совместной деятельности танцевального объединения с родителями воспитанников.

Танцевальный коллектив «Имидж» существует с 1999 года и в настоящее время насчитывает 165 учащихся в возрасте от 4 до 14 лет. 25 августа 2016 года детскому коллективу было присвоено звание «Образцовый детский коллектив Новосибирской области». За последние пять лет воспитанники танцевального объединения «Имидж» приняли участие в более 100 мероприятиях разного уровня. Учащиеся многократно становились призерами региональных, всероссийских, международных, областных, городских и районных конкурсов и фестивалей. Однако танцевальная составляющая является лишь одной из граней образовательного процесса. Для педагогов танцевального объединения первоочередными являются задачи сохранения физического здоровья, эмоционального и психологического благополучия воспитанников, их личностного становления и успешной социализации, в том числе в сотрудничестве с родителями. Деятельность танцевального объединения «Имидж» строится на основе авторской образовательной программы «Хореографическое мастерство». Программа предусматривает несколько направлений работы с детьми: история возникновения танца, классический танец, народный танец, джаз танец, азбука музыкального движения, историко-бытовой танец, танцевальная импровизация. Благодаря многообразию направлений, принципов, форм и методов работы с воспитанниками объединения были достигнуты успехи на различных уровнях в конкурсах и фестивалях по танцевальному направлению.

В нашей практике большую помощь в работе объединения оказывает непосредственно семья. Знание условий жизни и деятельности семьи помогает педагогам в реализации основных задач. Прежде чем решить проблему ребёнка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители порой не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

Анализируя содержание совместной деятельности детей и родителей, необходимо отметить, что в основном – это просмотр телепередач или посещение культурных центров. Исследование выявило, что лишь незначительная часть семей имеет направленность на проведение семейных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Обобщая ответы родителей на вопрос «Как складываются ваши отношения с педагогами, работающими с вашими детьми», мы обнаружили, что обращение к педагогам происходит эпизодически и оно далеко не эффективно.

Таким образом, исследование воспитательного потенциала семей воспитанников повлияло на определение форм и содержание работы педагогов объединения с родителями, помогло в определении методов и содержания воспитательной работы по формированию личностных качеств и компетенций воспитанников.

Проведя исследование воспитательного потенциала семей, мы разделили родителей условно на две группы:

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Достичь успеха в работе с родителями нелегко, попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьёй:

– организация диагностической работы по изучению семей;

– создание системы массовых мероприятий с родителями;

– работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;

– выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

– внедрение в семейное воспитание традиций педагогики;

– оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи;

– использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

– создание условий для обеспечения прав родителей на участие в организации деятельности родительского комитета;

– оказание помощи родителям у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

– информационно-педагогические материалы, показательные выступления, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

– объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребёнка;

– проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

– уважительные взаимоотношения семьи и учреждения.  

Результаты исследования обусловили определение ведущих форм работы объединения с семьями учащихся. Опыт подтверждает, что не следует пренебрегать традиционными тематическими родительскими собраниями, они убедительны в воспитательном отношении и дисциплинируют родителей. Востребованы индивидуальные встречи с педагогами и консультации, популярны совместные с семьями досуговые и воспитательные мероприятия, стимулирующие родительскую инициативу. На ступени хореографического совершенствования нами практикуется совместная с родителями выработка и корректировка стратегии и тактики воспитания и танцевальной подготовки юного танцора.

Эффективными формами работы объединения с родителями в досуговых и воспитательных мероприятиях являются привлечение их к участию в изготовлении дидактических материалов, в подготовке презентаций, в проведении календарно-тематических занятий, показательных мероприятий, конкурсов. Укажем в этом ряду проведение мастер-классов для родителей силами педагогов и учащихся, приглашение родителей для разработки и проведения досуговых программ и воспитательных мероприятий (День матери, «Я – звезда» и др.). Так, совместно с родителями было проведено тематическое мероприятие, посвященное проводам Русской зимы, где дети смогли не только познакомиться с особенностями национальной культуры, но и весело провести время, покататься с горок и поиграть с родителями в подвижные и спортивные игры. Ведь только сформированная потребность в ведении активного, здорового образа жизни в семье поможет закрепить полученные знания и умения учащегося объединения «Имидж».

Большое значение имеет такая устоявшаяся и результативная форма работы с родителями как проведение родительских собраний. Традиционными в опыте объединения являются четыре основные темы проведения родительских собраний:

Тема 1. «Организационная работа, введение в образовательный процесс» (сентябрь).

Тема 2. «Подведение итогов за первое полугодие» (декабрь).

Тема 3. «Общение в семье, профилактика конфликтов. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей» (февраль).

Тема 4. «Конец учебного года: результаты и достижения» (май).

Количество собраний и встреч определяется желанием родителей, педагогической необходимостью и может быть увеличено.

В своей работе мы используем следующие формы работы:

Формы работы с родителями

Ожидаемый результат

Живой разговор (беседа)

Запрос, заказ, знакомство

Телефонный звонок

Передача информации, контроль

Опросники, анкеты

Заказ, мониторинг

Посещение занятий

Информация об образовательном процессе, о ребенке

Родительские собрания

Решение организационных вопросов, планирование деятельности

Досуговые мероприятия

Эмоциональный контакт Ребенок – Родитель – Педагог, формирование культуры досуга, инициатива родителей

Совместное творчество

Сплочение, взаимопонимание

Индивидуальные консультации

Помощь в решении проблем ребенка и родителя

Благодарственные письма

Поощрение родительской инициативы

Мастер-класс

Поддержка родительского авторитета, заинтересованность, поддержка, сотрудничество

СМИ

Презентация в социуме

Гостиные, лектории

Просвещение родителей, обсуждение и решение проблем, сплочение родительского коллектива

Информационный стенд

Информирование о деятельности в объединении, о достижениях детей

Совместные занятия

Заинтересованность, выработка единой позиции родителей и педагога во взаимодействии с ребенком, передача опыта, принятие детей и родителей

КТД

Сплочение детско-родительского сообщества, улучшения взаимопонимания

Результаты исследования воспитательного потенциала семей воспитанников подтвердили нашу гипотезу о необходимости специально организованной деятельности педагогов по взаимодействию с семьей в целях повышения ее влияния, на социализацию личности ребенка и повышения его внутренней мотивации к занятиям в объединении «Имидж».

Важным аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство объединения. Для этого в учреждении были разработаны критерии отслеживания результативности функционирования и развития системы взаимодействия педагогов дополнительного образования и семьи. Для получения объективных данных в объединении используются: анкетирование, опросники, тесты, изучение документации, мониторинг.

Полученные результаты позволяют отслеживать результативность функционирования и развития системы взаимодействия учреждения и семьи, выявлять степень достижения цели на разных этапах деятельности.

Литература

1. Авторская образовательная программа «Хореографическое мастерство», О.В. Мицук, Л.В. Черникова, Т.А. Хаценюк, В.Е. Удодина (и др.), Новосибирск, 2006, 76 с.

2. Акьюлов Р.И. Роль семьи в жизнедеятельности государственных служащих, Екатеринбург, 2005. 21 с.

3. Байер К., Шейнбург Л. Здоровый образ жизни. Москва, 1991. 100 с.

4. Бельц В.Э. Педагогические условия повышения эффективности социализации подростков в учреждении дополнительного образования, Томск, 2000. 200 с.

5. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы в учреждении с семьёй, Ставрополь, 1998. 228 с.

6. Лобанов В.В. Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации воспитанников, Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. №10 (88). с. 81-85.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

Количество просмотров: 6143  

Добавить комментарий

Target Image
1. Фольклорная музыка народов Сибири (применение технологии развития критического мышления на уроках музыкальной литературы)
2. Региональный компонент в формировании собственной личностной культуры детей и подростков (на примере деятельности музыкального творческого объединения «Авторская песня»)
3. Изучение национально-регионального компонента в дополнительном образовании на примере занятия в клубе юных археологов «Потомки» МБУДО «ДДТ «Кировский»
4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами вокального искусства в студии эстрадного вокала «Дебют»
5. О лете и театре, или как интересно провести лето в детской школе искусств
6. Ознакомительно-профориентационные занятия для детей младшего школьного возраста в летний каникулярный период в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
7. Взаимодействие образцового танцевального коллектива «Имидж» с семьёй как фактор повышения эффективности образовательного процесса
8. Психологическое здоровье педагога как компонент, обуславливающий формирование безопасной образовательной среды
9. Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством
10. «По следам на снегу». Животные Первомайского района
11. Комплексная общеобразовательная программа «Радуга» как средство социализации и развития творческого потенциала обучающихся старшего дошкольного возраста
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы