Региональный компонент в формировании собственной личностной культуры детей и подростков (на примере деятельности музыкального творческого объединения «Авторская песня»)

 
 

Самсонова Вера Германовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 
 
 

Шихалева Юлия Петровна,

заведующий музыкально-художественным структурным подразделением,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Региональный компонент в формировании собственной личностной культуры детей и подростков (на примере деятельности музыкального творческого объединения «Авторская песня»)

Землю, где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся,

но Землю, с которой вместе мёрз, вовек разлюбить нельзя!

В. Маяковский

Дополнительное образование – это благоприятная среда, не стесненная строгими рамками программного материала для формирования и развития творческого потенциала как педагогов, так и обучающихся. Применение регионального компонента в содержании дополнительных общеобразовательных программ способствует формированию личности наших учащихся как достойных представителей города, хранителей, пользователей и создателей его социокультурных ценностей и традиций. Ведь сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура для подростков становится первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Содержание регионального компонента призвано способствовать формированию у детей и подростков духовно-нравственных ценностей, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

В Центре внешкольной работы «Галактика» за более чем полувековую историю накоплен богатый опыт использования краеведческого материала на занятиях с учащимися. Это касается вопросов истории и культуры родного края, творчества известных сибиряков, традиций и современных достижений.

Среди многих творческих объединений, в программах которых в той или иной степени на занятиях используется материал по истории и культуре Сибири и города Новосибирска, особое место занимает образовательная и творческая деятельность ансамбля авторской песни «Романтики». Дети этого творческого объединения обучаются исполнительству под аккомпанемент гитары. Программой предусмотрено и получение навыков не только исполнения песен, но и сочинения собственных произведений. Хорошей мотивацией и стимулом к сочинению являются посещения концертов ярких сибирских авторов-исполнителей. Это и Сергей Юрьевич Семёнов, организатор Школы авторской песни и Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни в Кольцово. Это Чернышов Александр Эдуардович – руководитель Клуба самодеятельной песни «Лад», неоднократный победитель фестивалей «Свой Остров», «Сибирь безбрежная». «Романтики» бывают и на концертах Михаила Зайцева, дипломанта Грушинского фестиваля, Сергея Рахчевского, ведущего исполнителя классической гитары, на концертах Лиги свободных авторов, где слушают поэтов и музыкантов города Новосибирска – Алену Прилепа и Наталью Шубину, Сергея Пышненко из группы «Адма», Владимира Кутернина и Веру Ермакову. Посещения творческой гостиной Ирины Гайлес – новосибирского поэта и журналиста ближе знакомит подростков с творчеством местных бардов и поэтов.

Общение с яркими творческими личностями не только в области музыки, но и смежных видов искусства, благоприятно сказывается на творческом развитии учащихся. Много лет подряд учащиеся ААП «Романтики» сотрудничают с новосибирской поэтессой, членом союза писателей России, Валентиной Владимировной Жбановой. Она является автором многих детских книг, основателем проекта «Мир поэзии глазами детей». На ее стихи выпускники ансамбля написали музыку. Так появились песни «Сиамский кот» и «Королева морозов» (авт. музыки Наташа Хрящева), «Подснежник» (авт. музыки Ангелина Бугакова).

Педагоги понимают, что для формирования мотивации подростков к личностному развитию, необходимо закрепление на поведенческом уровне. Для этого авторской программой педагога Самсоновой Веры Германовны, руководителя ансамбля авторской песни «Романтики», предусмотрены концерты, конкурсы, фестивали и мероприятия воспитательно-познавательного характера. Это творческие встречи с интересными людьми, включение в репертуар песен о Новосибирске, Дзержинском районе, знакомство с творчеством наших земляков, поэтов и композиторов. Кроме большой фестивально-конкурсной программы, есть участие в ежегодных проектах ЦВР «Галактика», таких как открытый фестиваль детского творчества «Сибиряки в годы Великой Отечественной войны», участие в массовых мероприятиях ко Дню славянской письменности и культуры.

Презентовать свое творчество и представить творчество других авторов-исполнителей у детей и подростков становится возможным на региональных, всероссийских, международных фестивалях. Это Международные фестивали авторской песни «Свой остров» и «Сибирь безбрежная». Фестивали часто проводятся на природе и вызывают у любого человека восхищение её красотой и формируют любовь к родному краю.

Общение с творческими людьми в рамках Областной Школы авторской песни (ШАПКА) становится очень полезным для творческого и личностного развития учащихся. Они получают мастер-классы по актёрскому мастерству, вокалу и аккомпанементу, которые ведут ведущие мастера жанра, новосибирские исполнители, которые добились Всероссийского признания.

На Всероссийском детско-юношеском фестивале в городе Искитим, Международном фестивале в Кольцово, учащиеся широко общаются друг с другом и имеют возможность сравнивать мастерство исполнения у участников разных коллективов из разных регионов. И их охватывает гордость за нашу Сибирь, когда они слышат, что исполнители из Сибирского региона оказываются по мастерству ярче, интереснее, чем их конкуренты из других регионов!

Педагоги с детьми восхищаются мастерством и слаженностью пения членов Клуба Самодеятельной песни «Алые паруса» (г.Куйбышев НСО), ансамбля «Вдохновение» (г. Искитим). Неслучайно, ведь эти коллективы являются лауреатами и дипломантами Грушинского фестиваля! Слушание их произведений воспитывает эстетические чувства и побуждает юных «Романтиков» включать в свой репертуар их песни.

Очень важным направлением формирования личностной культуры в учебном процессе является использование образцов музыкального искусства сибирских авторов-исполнителей. Изучение песенного творчества местных авторов являются обязательно в репертуаре у учащихся. Это песни Вадима Кускова, Сергея Семёнова, Ирины Орищенко, Кристины Томиной, Константина Мыльцева.

История города Новосибирска связана с именем В.Высоцкого. Когда учащиеся Самсоновой В.Г. знакомятся с классикой авторской песни, с творчеством Владимира Высоцкого, педагог обязательно рассказывает им о связи В.Высоцкого с Новосибирском. Педагог вместе с детьми приходят к памятнику В. Высоцкому, ходят на концерты, посвящённые его творчеству. И учащиеся начинают гордиться тем, что такой гениальный бард жил когда-то в нашем городе.

Учащиеся ансамбля авторской песни «Романтики» Наташа Хрящева и Олеся Кузнецова в разные годы неоднократно представляли Новосибирск на Международном детско-юношеском фестивале авторской пени «Зелёная карета» в г. Красногорск Московской области. И надо было видеть с какой гордостью несли они на открытии фестиваля флаг с символикой нашего города! Представлять Новосибирск на таком ответственном Международном фестивале было им очень ответственно и почётно.

Всё культурное пространство детского бардовского движения способствует формированию у учащихся патриотических чувств, любви к своему краю, к Родине. Романтика летней фестивальной жизни с кострами, с общением с друзьями, с песнями формирует у учащихся стойкую эмоциональную привязанность выбранному ими направлению деятельности, укрепляет их нравственное и физическое здоровье и способствует воспитанию патриотизма и любви к Родине.

В начале каждого учебного года педагог проводит с детьми беседу о прошедшем лете, и нас всех радуют их ответы. А ведь говорят они о том, что посещали разные страны, где было хорошо, но в Новосибирске всё равно им интереснее и лучше, потому что у них здесь есть друзья и любимые занятия, что это их Родина!

Искренность детских слов говорит о любви к нашему родному Новосибирску. И все мы взрослые, и педагоги, и наши коллеги, и друзья из Лиги свободных авторов и клубов самодеятельной песни, все мы рады, что наша любовь к родному краю передается и нашим детям!

Количество просмотров: 4695  

Добавить комментарий

Target Image
1. Фольклорная музыка народов Сибири (применение технологии развития критического мышления на уроках музыкальной литературы)
2. Региональный компонент в формировании собственной личностной культуры детей и подростков (на примере деятельности музыкального творческого объединения «Авторская песня»)
3. Изучение национально-регионального компонента в дополнительном образовании на примере занятия в клубе юных археологов «Потомки» МБУДО «ДДТ «Кировский»
4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами вокального искусства в студии эстрадного вокала «Дебют»
5. О лете и театре, или как интересно провести лето в детской школе искусств
6. Ознакомительно-профориентационные занятия для детей младшего школьного возраста в летний каникулярный период в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
7. Взаимодействие образцового танцевального коллектива «Имидж» с семьёй как фактор повышения эффективности образовательного процесса
8. Психологическое здоровье педагога как компонент, обуславливающий формирование безопасной образовательной среды
9. Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством
10. «По следам на снегу». Животные Первомайского района
11. Комплексная общеобразовательная программа «Радуга» как средство социализации и развития творческого потенциала обучающихся старшего дошкольного возраста
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы