Технологическое образование в ДОУ

 
 

Белякина Иулия Андреевна,

педагог-психолог

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 274 г. Новосибирска

 

Технологическое образование в ДОУ

Технологическое образование – это процесс и результат творческого, инициативного усвоения детьми технологических знаний, умений, навыков и формирование личностных качеств с направленностью на развитие технологической культуры, которая помогает преобразовывать деятельность на научной основе.

В настоящее время образовательная система настроена на то, чтобы подготовить профессионального, предприимчивого человека, который сможет приспосабливаться к стремительно меняющейся социально-экономической среде, разумно организующего свою деятельность. Трансформации в образовательной системе направлены на быструю адаптацию к изменениям, происходящим в социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.

Внедрение в воспитательный процесс инновационных технологий (внедрение нового) становится значимым моментом в современном образовании. Инновации необходимы для развития личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Одной из самых эффективных и активных технологий воспитательного процесса являются деловые игры. Применение данной технологии позволяет сократить разрыв между теоретическими знаниями воспитанников и их практическими применениями. Проигрывая в процессе занятия такие роли, как «эксперт», «врач», «художник», «продавец» и др., дети знакомятся с рядом профессий, косвенной ориентацией на них. В ходе игры воспитатель может выступать в разной роли: «инструктора», «тренера», «ведущего» и т.д. Таким образом, у воспитанников происходит процесс включения в творческую и производственную деятельности, а также формируется психологическая осознанность к будущему выбору профессии.

Помимо деловых игр, воспитатели нашего детского сада применяют в своей деятельности информационные компьютерные технологии (ИКТ). Данная технология позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно и интерактивно, что вызывает у детей интерес к теме и желание включаться в образовательный процесс. Занятия с применением мультимедиа (презентации, специальные компьютерные программы, аудио-видеосопровождение и т.д.) позволяют детям расширить знания, повысить результативность обучения. Практика применения ИКТ доказывает, что повышается качество занятия и более целесообразно используется время. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации и могут быть использованы на любом этапе занятия: обозначения темы, создание проблемной ситуации и т.д. Таким образом, использование информационных технологий методически грамотно, они повышают познавательную активность детей, и в целом, эффективность воспитательного процесса.

Кроме детского сада, дети, с позволения родителей, используют ИКТ, находясь дома. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении было проведено анкетирование на тему «IT-технологии в жизни Вашего ребенка». В исследовании приняли участие родители подготовительной группы «Золотой ключик» в количестве 19 человек.

Были выявлены следующие результаты.

На вопрос «Как часто ребенку предоставляются игры в телефоне, смартфоне, планшете, компьютере и т.д.?» получены следующие ответы:

– каждый день – 13 человек (69%);

– 1 раз в неделю – 1 человек (5%);

– несколько раз в неделю – 4 человека (21%);

– 3-4 раза в неделю – 1 человек (5%).

На вопрос «Сколько по времени ребенок проводит в телефоне, смартфоне, планшете и т.д.?» получены следующие ответы:

– до 30 минут – 8 человек (42%);

– от 30 минут до 2,5 часов – 2 человека (11%);

– 1 час – 8 человек (42%).

14 человек (73%) отметили, что их дети играют в головоломки, симуляторы, квесты, стратегии, 4 человека (26%) – расслабляющие игры, 1 человек (5%) – не допускает какие-либо игры через телефон, смартфон, планшет и т. д.

Помимо игр, родители отмечают, что их дети просматривают:

– видеоролики, мультфильмы и фильмы – 17 человек (90%);

– только фильмы (жанра семейные, комедии, сказки и т.д.) – 1 человек (5%);

– только мультфильмы (преимущественно развивающие) – 1 человек (5%).

На вопрос «Заходит ли ребенок на такие платформы как YouTube, Instagram, TikTok и т.д.?» получены следующие ответы:

– да, YouTube детский – 17 человек (90%);

– да, TikTok – 4 человека (21%);

– да, Instagram – 1 человек (5%).

Родители отмечают, что их дети просматривают на данных платформах: детских блоггеров, видеоролики, мультфильмы развивающие (например, «Смешарики» на английском языке и т.д.), вырезки из программы «Голос. Дети».

1 человек (5%) отметил, что у его ребенка есть свои аккаунты на платформах YouTube и TikTok; 17 человек (90%) отметили, что их дети умеют пользоваться голосовым запросом в поисковике YouTube; 3 человека (15%) отметили, что их дети снимают и выкладывают в TikTok видеоконтент (песни, танцы, тренды).

Ни у кого из детей на данный момент нет страничек в социальных сетях, но есть те, кто планирует создать их в ближайшем будущем.

На вопрос «Какую цель Вы ставите, когда даете IT-технологии своему ребенку?» получены следующие ответы:

– развитие (для ребенка) и отдых (как родителей от детей, так и наоборот) – 11 человек (58%);

– «чтобы ребенок познавал мир и внутреннее устройство человека» – 1 человек (5%);

– «поощрение ребенка» – 1 человек (5%);

– «отследить, что нравится ребенку, чем интересуется» – 1 человек (5%);

– «развлечь ребенка» – 1 человек (5%);

– «уважение к выбору ребенка» – 1 человек (5%);

– «отвлечь ребенка, когда ему скучно» – 1 человек (5%).

8 человек (42%) отмечают положительное влияние IT-технологий на детей, так как они стали задавать много вопросов, повторять слова из мультфильмов, и в целом, развиваются и обучаются навыкам использования данных технологий (например, учатся правильно формулировать свои запросы в поисковике).

10 человек (53%) отмечают следующие минусы для детей в использовании IT-технологий, если не ограничивать их по времени: раздражительность, плаксивость, вспыльчивость, импульсивность, агрессивность, снижение уровня внимания, отсутствие реакции на просьбы родителей, зависимость, кошмары, ухудшение зрения, желание приобрести еще более современный гаджет.

Таким образом, родители понимают, что в настоящее время мир технически очень развит и воспринимают этот факт, как «данность». Испробовав возможные варианты взаимодействия ребенка с телефоном, смартфоном, планшетом, компьютером и т.д., родители пришли к выводу, что будут давать своим детям пользоваться IT-технологиями по определенным договоренностям и поэтому сейчас у их детей не отмечаются проблемы с нестабильным эмоциональным фоном и негативными поведенческими реакциями. Также родителям были выданы рекомендации по профилактике взаимодействия работы с гаджетами и предоставлен каталог ссылок с детскими безопасными сайтами. На нашем сайте ДОУ представлена наиболее полная информация по информационной безопасности в сети Интернет.

Исходя из вышесказанного, можно подвести следующие итоги. Технологическое образование эффективно работает через применение в ДОУ деловых игр, а использование воспитателями мультимедийных технологий повышает у детей интерес и любознательность, помогает создать более полный и завершенный образ темы занятия. Не стоит забывать, что современные дети и сами продвинуты в ИКТ и при правильном их использовании – еще больше поглощают новую информацию и закрепляют пройденный материал, учатся следовать правилам и договариваться с родителями, а также приобретают навыки самовыражения, правильной постановки вопросов, регулирования четкого распределения времени, отведенного на телефон, смартфон и т.д.

Количество просмотров: 7432  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы