Всестороннее развитие дошкольников с ОВЗ посредством песочной терапии

 
 

Аникина Татьяна Валерьевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Всестороннее развитие дошкольников с ОВЗ посредством песочной терапии

Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками.

Развитие интеллекта необходимо начинать как можно раньше, практически с рождения. Именно в раннем дошкольном периоде происходят заметные изменения во многих сферах, развиваются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), личностные качества. Интеллектуальное развитие предполагает наличие у ребенка обширного кругозора, приобретенного багажа знаний.

Всё то, что ребенок впитал в дошкольном детстве, он будет активно использовать и применять в дальнейшем. В современной школе важен не столько объём знаний, сколько умение их применять, умение сравнивать, рассуждать, отстаивать свою позицию, делать выводы. Интеллект – это не просто способность мышления, а навыки мыслить разносторонне и творчески, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач.

Для развития интеллекта дошкольника необходимо постоянно развиваться вместе с детьми, экспериментировать в своей работе и, конечно, играть! Использование песочной терапии даёт безграничные возможности для интеллектуального развития детей. Специалистам необходимо идти в ногу со временем, постоянно совершенствовать коррекционную работу с детьми.

Особенностями детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость. Всё это затрудняет решение коррекционных задач и развитие ребенка в целом. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции не только психических процессов, но и развитию тонких координированных движений рук. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Это неразрывно связано с развитием интеллекта ребенка.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность детей, игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки. Занятия в песке приводят в гармонию психоэмоциональное состояние детей, игра в песочнице активизирует мыслительную деятельность и потенциальные творческие способности ребенка. Ребенок чувствует себя успешным, даже самые застенчивые и неловкие дети раскрываются, играя с песком. Занятия превращаются в волшебную сказку, где есть полет фантазии и детям совсем не страшно ошибиться. Приглушенный свет, легкая музыка способствует расслаблению детей, они меньше устают и с нетерпением ждут следующего занятия.

Преимущества песочной терапии:

1. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой.

2. Песок способен нейтрализовать отрицательную энергию, что важно в работе с детьми с ОВЗ.

3. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка своей способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

4. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга.

5. Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает физическое и психоэмоциональное напряжение ребёнка и развивает моторику рук.

6. Для дошкольников – это, прежде всего, игра, которая доставляет огромное удовольствие.

7. Игры с песком повышают интерес и усиливают мотивацию к занятиям.

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Существует ряд правил для игр с песком. Если для ребенка это правила, направленные на его безопасность, то для педагога – больше этические нормы.

Три главных правила для педагога:

1. Присоединение к ребенку.

Песочная страна, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и интеллектуальном развитии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины – все это входит в понятие присоединения.

2. Искренняя заинтересованность событиями, происходящими в песочнице.

Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две роли. С одной стороны, это любознательный гость, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

3. Строгое следование общечеловеческой этике.

Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса взять фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

В процессе длительной и кропотливой работы складывается система игр и упражнений, направленных на всестороннее развитие ребенка по следующим направлениям:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Артикуляционные упражнения.

5. Развитие диафрагмального дыхания.

6. Развитие фонематического слуха.

7. Автоматизация звуков в речи.

8. Работа над лексической стороной речи.

9. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

10. Совершенствование грамматического строя речи.

11. Развитие связной речи.

12. Развитие воображения и творческих способностей.

Систематическое использование песочной терапии в коррекционной работе позволяет значительно повысить лексико-грамматическую сторону речи у воспитанников, существенно развить мыслительную деятельность, мелкую моторику, ориентацию в пространстве, а также связную речь, коммуникативные и творческие способности. Всё это неразрывно связано с развитием интеллекта у дошкольников.

Таким образом, игровой характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от достигнутых результатов. Развитие интеллектуальных способностей ребенка должно происходить целенаправленно и систематически в форме игры и приносить не только знания, но и удовольствие. Обязательно во всех видах деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, тогда будет достигнут максимальный результат.

Литература:

1. Сапожникова О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Издательство сфера, 2002.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т. Игры с песком. – Санкт-Петербург, 2016.

3. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта. – Харьков, 1997.

Количество просмотров: 6697  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы