Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому (русская изба)» как эффективная форма мотивации современного ребенка к изучению традиционного быта

 
 

Афанасьева Юлия Юрьевна,

педагог-организатор, педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Варванец Мария Николаевна,

методист МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Кашина Елена Николаевна,

методист МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому (русская изба)» как эффективная форма мотивации современного ребенка к изучению традиционного быта

Не секрет, что современные дети сталкиваются с трудностями в освоении русской классической литературы. В Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации (далее – Концепция литературы РФ) делается акцент на том, что сегодня учащиеся с раннего возраста привыкают к цифровому формату общения и получения информации и обработки огромных ее массивов. Безусловно, школьное образование не должно игнорировать то, что языковая коммуникация сегодня в большой степени осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий, однако в современном мире «во многих случаях школа оказывается единственным местом, где идет речь о ценности литературы, необходимости ее освоения» [1, с.6] не в кратком пересказе печатных сборников или интернет-ресурсов, а в глубинном исследовании историко-психологической глубины каждого конкретного текста, обусловленной его культуросообразностью и соответствием принципам бытования своего времени. На уроках литературы учитель проводит разбор произведений с последующей рефлексией, осуществляет знакомство учащихся с историко-культурной информацией о произведении и авторе, формирует понятийный аппарат литературоведения.

В то же время в предпосылках создания Концепции литературы РФ авторы отмечают, что сегодня растет несоответствие речевого опыта и восприятия информации современными учащимися и литературного языка произведений – как классических, так и современных, нередко строящихся на игре цитатами и аллюзиями. «Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами непонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значения многих слов (они были понятны их сверстникам еще недавно), неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев, жизненных установок героев, живущих в иных социокультурных условиях» [1, с.8].

Сегодняшнему ребенку будет недоступно «нарисовать» в воображении картину социально-бытовых условий героев А.С. Пушкина, А.П. Чехова и тем более героических былин, а значит, опыт приятия культурологического фона того времени останется несформированным. К примеру:

«Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает»

А.С. Пушкин. Сказка «Золотая рыбка»

(в более позднем прочтении «Сказка о рыбаке и рыбке») [2]

«Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» [3]

«Жестяная лампочка, стоявшая на столе и освещавшая деревянные некрашеные стены, коптила, как лучина».

А.П. Чехов. «Письмо к ученому соседу» [4]

«В весеннюю пору ушли спозаранку родители пал палить, пенья-коренья корчевать, землю под новую пашню готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше.

Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика – калики перехожие стоят, клюками в стену постукивают… Сторожко Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул... А потом схватил ендову полуведерную и скорым-скоро нацедил в погребе браги. Вынес ендову на крыльцо и сам себе не верит: «Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»

Былина «Илья Муромец», программа для 4 класса [5]

Безусловно, все выше сказанное не означает, что сила влияния русской классики на современного человека неизбежно утрачивается. Напротив, ее культурный и нравственный потенциал востребован в современных условиях, однако для его корректного освоения необходим гораздо больший объем вложения профессиональных усилий педагогами различных образовательных организаций и учреждений культуры.

И здесь особо важным становится согласованность действий школы и региональных институций, решающих близкие к школе социокультурные задачи (СМИ, библиотек, музеев, театров) по формированию культурного опыта и культурологического мировоззрения ребенка [1, с.8].

Основополагающий государственный документ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» отмечает важность «духовного возрождения России, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности» [6].

О необходимости сохранения традиционной культуры и использования ее воспитательного потенциала в педагогических целях говорил президент В. В. Путин на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» [7].

По нашему мнению, в основании системы духовно-нравственного воспитания детей следует расположить воспитательный потенциал традиционной отечественной культуры в условиях конкретного региона и конкретной образовательной организации, творческое использование которого позволяет современному ребенку освоить огромный багаж знаний и опыта народной педагогической мудрости и применить его.

По мнению основоположника научной российской педагогики К. Д. Ушинского, для достижения успехов в воспитании необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств [8, с.380-387].

Перед этнографическим музеем МБУДО ЦДО «Алые паруса» стоит задача помочь современному ребенку овладеть сокровищами русской культуры. Через эксперимент, творческую деятельность, игру и исследование учащиеся получают знания, а точнее «добывают» их. Только практический опыт поможет детям понять назначение тех или иных предметов старины, с которыми они знакомятся. Даже не запомнив названия предметов, они помнят ощущения при работе с этим предметом – а значит понимание «сущности» данного предмета навсегда остается с ребенком. Тем самым, ненавязчиво, в игре мы помогаем ребенку осваивать огромный пласт русской культуры.

Методической доминантой при выстраивании музейной деятельности подобного рода должно выступать проблемное обучение и организация исследовательской деятельности учащихся, когда педагог на начальном этапе работы с ребенком-автором определяет для него цель исследовательской деятельности, как своеобразную точку «X» (Д.Б. Эльконин), опираясь на возрастные, психофизиологические особенности и зону его ближайшего развития (Л.С. Выготский).

В тоже время мы не можем оставить без внимания цифровую коммуникацию как привычный современному ребенку тип общения и формирования личного мировоззрения, именно поэтому решили максимально использовать ее свойства, организовав в рамках пандемии онлайн-смену «Хорошо тому, кто в своем дому (Русская изба)» (далее – онлайн-смена) [9, 10], ориентированную на знакомство ребят с традиционным бытом нашего региона.

Структура онлайн-смены представляет собой ряд мероприятий по направлениям на основе ценностных установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016–2020 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Это обучающая программа прямых эфиров и общения через специальные платформы. Педагоги онлайн-смены беседуют, проводят мастер-классы, в рамках которых обучают детей различным навыкам. В расписание включены зарядка, мастер-классы, квесты в прямом эфире.

Цель онлайн-смены – организация творческо-игровой модели отдыха детей во время каникул через построение русской избы для знакомства детей и родителей с традиционной культурой, в частности, с традиционным бытом путем создания макета традиционной избы с основной утварью, предметами обихода.

В течении 5 дней 22 ребенка из Новосибирской области, Москвы, Санкт-Петербурга и даже Турции изготавливали макет традиционного дома. За время смены были проведены 11 мастер-классов: «Создание каркаса избы из коробки», «Роспись стен», «Создание макета печи», «Создание красного угла», «Изготовление сундука», «Создание подушки, занавесок и лоскутного одеяла», «Создание мебели», «ИВсе мастер-классы сопровождались теоретической информацией в доступной для детей форме.

Также в рамках смены были предусмотрены творческие домашние задания для тех, у кого остались силы. Педагоги записали видео мастер-классы для самостоятельной работы детей и родителей: «Изразец», «Закладка по мотивам городецкой росписи», «Прялка из пластилина», «Лубок», «Куклы тряпичные», «Выпечка «Жаворонки». В авторский состав онлайн-смены вошли педагоги дополнительного образования МБУДО ЦДО «Алые паруса» Афанасьева Юлия Юрьевна, Гундарева Марина Владимировна, Живетьева Анастасия Владимировна, Кузьмина Мария Валентиновна, Никипелова Анна Викторовна, Пономарева Мария Васильевна, педагог-организатор Чемалитдинова Найля Дамилевна, методисты Кашина Елена Николаевна, Варванец Мария Николаевна.

По итогам онлайн-смены каждый ребенок презентовал получившийся дом. У каждого вышла своя легенда. Кто-то создал дом своих бабушек и дедушек, а кто-то фантазийный. Но одно точно, после того, как ребята сами изготовили дом, домашнюю утварь, они получили «прививку» культурных ценностей и этнографических знаний. По отзывам родителей, изготовленный дом стал одной из любимых игрушек всех ребят нашей онлайн-смены.

Результаты исследовательской и практической работы авторов онлайн-смены [11] были успешно презентованы в рамках областной научно-практической конференции «IX Областные Ломоносовские чтения» в ноябре 2020 года и отмечен дипломом II степени.

Список литературы

Нормативные документы:

1. Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016–2020 годы (утв. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 4455п-П8).

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. (Стандарты второго поколения).

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

4. Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Электронный документ]. – URL: https://dnevniki.ykt.ru/ivanshamaev/827107 (дата обращения: 13.11.2020).

5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г. № 11).

6. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (дата обращения: 13.11.2020).

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р).

Литература:

1. Пушкин А. С. Сказка о рыбаке и рыбке [Электронный документ]. – URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-pushkina/skazka-o-rybake-i-rybke/ (дата обращения: 13.11.2020).

2. Пушкин А. С. Капитанская дочка [Электронный документ]. – URL: https://ilibrary.ru/text/107/p.1/index.html (дата обращения: 13.11.2020).

3. Чехов А. П. Письмо к ученому соседу [Электронный документ]. – URL: https://ilibrary.ru/text/32/p.1/index.html (дата обращения: 13.11.2020).

4. Былина «Илья Муромец» [Электронный документ]. – URL: https://kladraz.ru/metodika/vneklasnoe-chtenie-3-klas/byliny-ilja-muromec-chitat-onlain-besplatno.html (дата обращения: 13.11.2020).

5. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный документ]. – URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 13.11.2020).

6. Вступительное слово на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» [Электронный документ]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23978 (дата обращения: 13.11.2020).

7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). – М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. – С. 380-387.

8. Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому (Русская изба)» URL: https://vk.com/gorodst?w=wall-154029437_386 (дата обращения: 13.11.2020).

9. Проморолик онлайн-смены «Хорошо тому, кто в своем дому» Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=m_OCMpBs9A0 (дата обращения: 13.11.2020).

10. Итоги онлайн-смены «Хорошо тому, кто в своем дому» Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=kMfiPWqV0z4&feature=emb_logo (дата обращения: 13.11.2020).

Количество просмотров: 4770  

Добавить комментарий

Target Image
1. Танец как средство становления личности патриота и гражданина
2. Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому (русская изба)» как эффективная форма мотивации современного ребенка к изучению традиционного быта
3. Организация совместных походов и экскурсий в объединении туристско-краеведческой направленности «Сибиряки» Центра дополнительного образования «Лад»
4. Военно-спортивная игра «Марш-бросок», посвященная Сталинградской битве
5. Графические упражнения как средство развития художественных способностей
6. Реализация проекта «Волшебный мир театра»: из опыта организации летней оздоровительной кампании
7. Использование приема «толстых» и «тонких» вопросов в изучении оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
8. Семейные мастерские (домовые): воспитательный потенциал сотворчества детей и родителей
9. Перспективные направления развития в системе дополнительного образования
10. «Музыка страны – музыка души моей»: опыт изучения песен советских композиторов в объединении «Гитара»
11. Опыт работы хореографического коллектива «Releve» в условиях дистанционного обучения: возможности и затруднения
12. Современные подходы в реализации программ художественной направленности
13. Новые технологии в физической культуре
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы