Организация совместных походов и экскурсий в объединении туристско-краеведческой направленности «Сибиряки» Центра дополнительного образования «Лад»

 
 

Мицук Ольга Владимировна,

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой политехнического и технологического образования

ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования»

 
 
 

Козлова Лариса Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦДО «Лад» г. Новосибирска

 

Организация совместных походов и экскурсий в объединении туристско-краеведческой направленности «Сибиряки» Центра дополнительного образования «Лад»

Современные школьники имеют широкие возможности в плане знакомства и освоения мировой истории и культуры, изучения исторического и культурного наследия России, родного края. Индивидуальная и коллективно-творческая деятельность обучающихся, самостоятельная работа с информацией и ИКТ способствуют приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, проведению исследований и созданию проектов, самореализации личности ученика не только в образовательном процессе, но и в реальной жизни.

Изучение истории и культуры родного края служит решению важнейших образовательных и воспитательных задач современности, выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Одним из эффективных средств формирования традиционных российских духовных ценностей, личностного отношения и устойчивого интереса к самостоятельному поиску и освоению краеведческого материала о своей «Малой Родине» является организация туристско-краеведческой деятельности обучающихся в системе дополнительного образования.

Современные требования и подходы к организации образовательного процесса диктуют настоятельную необходимость разнообразия содержания и форм работы с младшими школьниками и подростками. Смелые идеи, творческие проекты могут получить свое реальное воплощение именно в условиях дополнительного образования при организации взаимодействия с учеником в образовательном процессе на учебных занятиях и в неформальной обстановке – в условиях экскурсии или туристического похода.

Так, в Центре дополнительного образования «Лад» много лет ведется туристско-краеведческая деятельность в рамках объединения «Сибиряки», в основе обучения в котором – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летопись». Программа ориентирована на развитие общей и коммуникативной культуры, предусматривает возможность развития творческого потенциала и самореализации личности с учетом познавательных интересов, мотивации и индивидуальных особенностей обучающихся, их личностного и профессионального самоопределения.

Реализация программы наряду с образовательными задачами обеспечивает решение задач по массовому вовлечению обучающихся в туристско-краеведческую работу, по организации их активного отдыха вне образовательных учреждений с целью укрепления здоровья и развития познавательного интереса к родному краю, его природе, культурно-историческому наследию. В этом отношении в плане учебно-воспитательной работы педагога важное место отводится экскурсиям и совместным туристическим походам.

Экскурсия, туристический поход как форма организации учебного процесса входят в систему занятий, направленных на освоение учебного материала в деятельностной форме и, как правило, проводится вне образовательной организации – в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения детьми различных объектов и явлений окружающей действительности.Предложенный обучающимся для освоения учебный материал конкретизирует программный материал, расширяет их кругозор и знания.

В объединении «Сибиряки» проводятся различные виды экскурсий:

– экскурсии на природу;

– экскурсии на выставки, в музеи;

– экскурсии на станции юннатов, детские технопарки, опытные станции, центры молодежного инновационного творчества и т.п.

Экскурсии и совместные туристические походы несут в себе элемент воспитательного значения – пробуждают интерес и любовь к Родине, природе и родному краю, способствуют формированию патриотических, гражданских, экологических, эстетических чувств: чувства прекрасного, состояния радости познания, желания быть полезными окружающим, обществу, природе. Школьники, находясь в мире природы – в поле, в лесу, на реке, учатся понимать ее красоту, а затем воспроизводить увиденное и прочувствованное в своих творческих работах – рисунках, гербариях, стихах, рассказах, декоративных поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы учат понимать произведения искусства, культурные традиции прошлого и настоящего, видеть красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда, воспитывать на примерах мужества, героизма и мудрости своих земляков.

Во время проведения таких занятий теоретический материал подкрепляется на практике, эмоциональное воздействие на ученика способствует лучшему усвоению учебного материала. Знания, полученные таким образом, становятся наиболее прочными и долговременными.

Следует отметить характерный признак экскурсий и совместных туристических походов – учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность обучающихся во время занятий связана с передвижением. С этой точки зрения они имеют большое значение для физического развития детей. Пребывание на свежем воздухе, в естественной природной среде закаливает и укрепляет здоровье.

Экскурсии и совместные туристические походы – важнейшая органическая составная часть образовательного процесса, входящая в структуру содержания программного материала, поэтому их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, вроде школьных прогулок. Подобного рода мероприятие необходимо тщательно подготовить. В «ЦДО «Лад» экскурсии и совместные туристические походы проходят при тесном взаимодействии с классными руководителями и родителями обучающихся.

Перед началом мероприятия педагог изучает экскурсионный объект, маршрут туристического похода, выясняет их образовательные возможности: определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии / туристического похода, готовит проблемные вопросы, разрабатывает задания для обучающихся, устанавливает источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план мероприятия, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, папки для гербариев, фотоаппарат, компас и т.п.). Тематика, цели, содержательная направленность экскурсии / туристического похода согласовываются с классным руководителем, с родителями, происходит планирование и обсуждение организационных вопросов. Затем педагог составляет список участников и подписывает согласие администрации по намеченному мероприятию.

Во время занятий сообщает обучающимся дату, место, цель и план, маршрут мероприятия, кратко характеризует экскурсионный объект / предстоящий маршрут, особенности движения по маршруту, назначает ответственных помощников, проводит инструктаж о правилах безопасности и поведения на маршруте. Так, туристическая группа должна быть обеспечена необходимым оснащением, включая наличие и комплектацию аптечки, необходимые медикаменты и перевязочные материалы; каждый ученик должен пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр, быть обеспечен удобной одеждой и обувью, соответствующей сезону и погоде; соблюдать дисциплину и выполнять указания педагога самовольно не менять маршрут движения и место расположения группы.

Важнейшая составляющая успешности проведения подобных мероприятий – разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся на маршруте. В рамках инструктажа по выполнению заданий педагог советует, как и что посмотреть, изучить, за какими объектами и явлениями наблюдать, как и что записывать, фотографировать, как передвигаться по маршруту, поясняет порядок и способы обработки информации и собранных материалов, составления письменных отчетов, подведения итогов работы на маршруте и рефлексии. При необходимости происходит деление обучающихся на группы, для каждой из которых педагог сообщает задания, назначает ответственных в группе. Распределяя обязанности среди участников группы, педагог каждому ученику дает индивидуальное конкретизированное задание.

Организация и проведение экскурсий и совместных туристических походов имеют свою специфику. Педагог использует разные методы и приемы работы, организует творческие работы обучающихся, поощряет их инициативы и наблюдательность, помогает в выборе темы и составлении плана, при разработке и реализации проектов.

Исходя из того, что экскурсия и турпоход – это по сути своей практико-ориентированное мероприятие, педагог должен организовать и включить обучающихся в активную его подготовку и проведение, не оставлять их в роли зрителей и пассивных слушателей; важно найти к каждому ученику подход; а группы сформировать по интересам. Для этого необходимо четко продумать и составить индивидуальные самостоятельные задания: изучение учебного материала по теме экскурсии / турпохода, сбор и распределение материала, наблюдение за явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочее. Во время мероприятия педагог иллюстрирует свой рассказ демонстрациями, руководит наблюдением обучающихся. По собранным материалам организует проведение занятия, например, семинарского, где происходит их просмотр и обсуждение: вносятся поправки, разъясняются возникшие вопросы по теме, проводятся консультации. Иногда обобщение проводится непосредственно в конце или сразу после экскурсии / турпохода, а окончательное подведение итогов предлагается сделать после оформления результатов.

Существенно повысить активность обучающихся позволяет применение исследовательского метода. В этом случае от ученика требуется проявить инициативу, самостоятельность в выполнении работы, проведении наблюдения за объектами и явлениями, в обобщении результатов работы и формулировке выводов на основании увиденного и изученного.

Экскурсии и совместные туристические походы будут эффективной формой обучения только в случае систематического применения. Нечастые мероприятия такого рода не позволяют детям выработать необходимые навыки познания реальности и будут только «расхолаживать» их. Поэтому дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Летопись» предусмотрено регулярное их проведение при тщательной подготовке и обеспечении разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами.

В заключение отметим, что туристско-краеведческая направленность в системе дополнительного образования имеет взаимосвязь со многими школьными дисциплинами. Обладая необходимым воспитательным потенциалом, позволяет приучать обучающихся переносить бытовую неустроенность, возникшие трудности, целесообразно распоряжаться временем, имуществом, рассчитывать свои силы; способствует развитию навыков совместного труда и самообслуживания, коммуникабельности и готовности брать на себя ответственность за общее дело, а главное – бережно относиться к родной природе, к памятникам культуры, к наследию предков.

Количество просмотров: 4222  

Добавить комментарий

Target Image
1. Танец как средство становления личности патриота и гражданина
2. Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому (русская изба)» как эффективная форма мотивации современного ребенка к изучению традиционного быта
3. Организация совместных походов и экскурсий в объединении туристско-краеведческой направленности «Сибиряки» Центра дополнительного образования «Лад»
4. Военно-спортивная игра «Марш-бросок», посвященная Сталинградской битве
5. Графические упражнения как средство развития художественных способностей
6. Реализация проекта «Волшебный мир театра»: из опыта организации летней оздоровительной кампании
7. Использование приема «толстых» и «тонких» вопросов в изучении оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
8. Семейные мастерские (домовые): воспитательный потенциал сотворчества детей и родителей
9. Перспективные направления развития в системе дополнительного образования
10. «Музыка страны – музыка души моей»: опыт изучения песен советских композиторов в объединении «Гитара»
11. Опыт работы хореографического коллектива «Releve» в условиях дистанционного обучения: возможности и затруднения
12. Современные подходы в реализации программ художественной направленности
13. Новые технологии в физической культуре
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы