Танец как средство становления личности патриота и гражданина

 
 

Якутина Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Танец как средство становления личности патриота и гражданина

Возможно ли воспитать ребенка Человеком и Гражданином, обучая его искусству хореографии? Как эта сфера деятельности может повлиять на становление личности ребенка?

Когда ребенок маленький, он всех любит, для него все люди одинаково хорошие. Он еще может не знать, что существуют разные страны, народы, национальности. Он не понимает, что значит быть патриотом и любить свою Родину.

Наступает момент его первого знакомства с коллективом сверстников, где занимаются дети разных национальностей. Ведь с первых шагов в хореографическом зале, с первых движений мальчики и девочки понимают, что роли у них разные. И начинается все с поклона – хореографического приветствия. Девочки исполняют его первыми, мальчики вторыми, девочки исполняют деми-плие, мальчики склоняют голову. Уже этот факт, что мальчики подают руку девочками, поддерживают их во время танца учит уважительному отношению к женщине. Так же могут различаться и сами танцы, в одних будут танцевать только девочки и у них будет более легкий, воздушный, игривый танец, а в другом только мальчики, где им нужно будет показать все качества настоящего Мужчины, Защитника. Таким образом, с самых первых занятий дети учатся понимать, какими качествами должен обладать мальчик, как должна вести себя девочка. Мальчики понимают, что девочек надо уважать, относиться к ним бережно, не обижать. Девочки понимают, что мальчиками надо гордиться, поддерживать их. И эти знания им пригодятся как в хореографической деятельности, так и в повседневной жизни.

Ребёнок становится чуть старше и начинает изучать танцы народов мира. Танцевать ему уже нравится, он любит танцы! И уже через любовь к танцам у него проявляется уважение и любовь к другим народам, национальностям, культурам. Когда ребёнок танцует татарский танец он уже знает, что есть такая национальность, как татары, вот так они танцуют, вот такая у них культура и быт. И ему нравится танцевать татарский танец, казахский, корякский, молдавский, украинский. Он любит все это танцевать, а потому и любит все народы. Исполняя русский народный танец, ребёнок глубже знакомится и познает культурные традиции, ведь каждая область нашей страны имеет свои особенности исполнения народного танца.

И вот ребенок достигает подросткового возраста. Ему хочется быть современным, модным, особенным. И народные танцы ему по-прежнему нравятся, но среди его сверстников не все согласны с этим, и не у каждого ребенка хватает уверенности отстоять свою точку зрения, да и на дискотеках народная музыка не играет и нет возможности продемонстрировать свои умения в народной хореографии. А все косо смотрят и говорят: «Ты же на танцы ходишь, должен лучше всех танцевать». И тут на помощь приходит современная хореография. Она может передать настроение, культурные особенности, память о нашей истории. Именно так, шаг за шагом в танце у ребенка воспитываются именно те глубокие чувства, которые мы называем «Гражданственность» и «Патриотизм». Конечно, в рамках одного занятия педагог не всегда может четко определить, даже для себя, что он занимается таким значимым делом. Но по сути, именно так и происходит. Все виды хореографии: классический, народный и современный танец содержат в себе глубокий воспитывающий потенциал. Любая хореографическая постановка дает зрителю прочувствовать, прожить эмоции, положенные в основу танца.

Занимаясь в коллективе, дети приобретают навык ответственности за общее дело! Ведь за одним выступлением на сцене стоит работа многих людей: детей, педагогов, концертмейстеров, родителей. Каждый из них готовился к выступлению, каждый из них хотел подарить людям радость. Осваивая манеру исполнения танцевальных номеров, ребенок глубже узнает быт и культуру народа, ведь танец отражает жизнь людей, их повседневные или праздничные события. И тем самым ребёнок стремится улучшить исполнение своей роли в танцевальной постановке, исполняемую коллективом, в котором он занимается. А принимая участие в различных конкурсах, дети учатся отстаивать честь своего коллектива, своего района, своего города, своей страны. И даже когда ребенок вырос и перестал заниматься хореографией, но где-то он услышал баян, или гармонь, или балалайку – вдруг у него душа разворачивается, ноги сами в пляс идут! А если он еще сходит на концерт профессиональных коллективов, где танцуют народные танцы, обязательно возникает чувство гордости за свою Родину и культуру. И человек продолжает черпать из знакомых движений и музыки новые силы, вдохновение, настроение! А приходя на концерты профессиональных коллективов иных национальностей, человек понимает, что какая-то музыка или движения ему знакомы, и он чувствует причастность и к этой национальности, культуре.

Любовь к танцу – это навсегда! Я работаю педагогом дополнительного образования в двух хореографических коллективах – Студия танца «Кроха – DANCE» и Образцовый коллектив «Студия танца «Звезды Галактики». Мой педагогический стаж составляет 12 лет, а хореографический – 24 года. Я являюсь выпускницей Образцового коллектива «Студия танца «Звезды Галактики». И я такая не одна, кто после окончания обучения в коллективе продолжил в нем свою трудовую деятельность. Нашему коллективу 28 лет, и за это время 11 выпускников стали профессиональными хореографами! Трое из них создали свои хореографические коллективы и успешно ими руководят, остальные до сих пор связывают свою деятельность с танцами, продолжая работать в этом же или другом коллективе. Пятеро выпускников коллектива продолжили свою танцевальную деятельность в учреждениях среднего и высшего профессионального образования хореографического профиля. И сегодня многие выпускники приводят на занятия уже своих детей. Жизнь продолжается. И для нас и наших детей она продолжается в танце. И это не просто набор движений. Это душа народа, это настроение людей, это традиции и культура страны. И мы уверены, что пока дети хотят танцевать, культурные традиции будут сохраняться!

Количество просмотров: 5396  

Добавить комментарий

Target Image
1. Танец как средство становления личности патриота и гражданина
2. Онлайн-смена «Хорошо тому, кто в своем дому (русская изба)» как эффективная форма мотивации современного ребенка к изучению традиционного быта
3. Организация совместных походов и экскурсий в объединении туристско-краеведческой направленности «Сибиряки» Центра дополнительного образования «Лад»
4. Военно-спортивная игра «Марш-бросок», посвященная Сталинградской битве
5. Графические упражнения как средство развития художественных способностей
6. Реализация проекта «Волшебный мир театра»: из опыта организации летней оздоровительной кампании
7. Использование приема «толстых» и «тонких» вопросов в изучении оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
8. Семейные мастерские (домовые): воспитательный потенциал сотворчества детей и родителей
9. Перспективные направления развития в системе дополнительного образования
10. «Музыка страны – музыка души моей»: опыт изучения песен советских композиторов в объединении «Гитара»
11. Опыт работы хореографического коллектива «Releve» в условиях дистанционного обучения: возможности и затруднения
12. Современные подходы в реализации программ художественной направленности
13. Новые технологии в физической культуре
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы