Формирование культуры правильного питания и привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на примере проекта «Полезная еда»

 
 

Матрохина Наталья Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 395 г. Новосибирска

 

Формирование культуры правильного питания и привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на примере проекта «Полезная еда»

Формирование культуры правильного питания и привычки здорового образа жизни детей является одной из важнейших задач современного общества.

Питание играет важную роль в здоровье детей. От количества, а главное качества употребляемой пищи напрямую зависит здоровье ребенка. Пока малыш растет, с каждым годом большинство родителей все меньше и меньше уделяют внимание питанию ребенка. Первый год жизни родители с полной серьезностью подходят к питанию ребенка, но как только он подрастает, этому вопросу уделяется не так много внимания. Проблема в том, что с каждым последующим годом искушение съесть что-нибудь вредное у детей только возрастает. Сладкая булочка кажется вкуснее моркови, а шоколад всегда предпочтительней фруктов. Так важно, чтобы родители относились к вопросу питания своего ребенка всегда с полной ответственностью. При питании детей-дошкольников необходимо учитывать особенности детской пищеварительной системы. Большинство ферментов начинают полноценно работать только к трем годам, а некоторые – к семи. Поэтому у детей пищеварительная система достаточно хрупкая, и к питанию нужно относиться внимательно, чтобы в рационе всегда было достаточно полезных и необходимых организму веществ.

Работая в детском саду, мы зачастую сталкиваемся с тем, что у детей не сформирована культура питания. Нет привычки к полезной пище. Дети не едят каши, не едят супы, плохо едят молочные и кисломолочные продукты, а некоторые даже не едят фрукты и овощи. Виной всему неправильное питание дома, а в некоторых случаях, продукция «фастфуд», различные сладости, это формирует у ребенка неправильные вкусовые предпочтения. Такой малыш, приходя в детский сад, отказывается от супов, каш, предпочитая кусочек хлеба с водой. В его рассказах о том, что он ел дома, постоянно фигурируют «картошка фри», «бургеры» и другие, совершенно не подходящие для детского меню, блюда.

В данный момент я работаю на средней группе, ее посещают дети 4-5 лет. Особенностью группы является то, что группа была укомплектована в сентябре 2020 года детьми, не посещающими до этого дошкольное учреждение. Таким образом, этот учебный год является адаптационным для ребят. В данный период все, что их окружает, является новым, неизвестным – новое окружение, новые отношения, правила.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы с воспитателем-напарником пришли к выводу о необходимости реализации в группе проекта «Полезная еда», направленного на формирование культуры правильного питания и привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Проект реализовывался в рамках программы «Здоровье дошкольника», которая является частью программы МКДОУ д/с № 395, формируемой участниками образовательных отношений, и в рамках ежегодной «Недели здоровья».

Цель проекта: создание условий для формирования у дошкольников привычки здорового образа жизни и правильного питания.

Задачи:

– дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботиться, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;

– расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;

– формирование у детей привычки к правильной и здоровой пище не только в детском саду, но и в домашних условиях;

– дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в продуктах;

– формировать умение детей изображать овощи, фрукты и ягоды на занятиях по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду, используя различные способы и средства изображения.

Для реализации проекта мы выделили три направления:

– осознание важности сохранения и укрепления собственного здоровья дошкольниками;

– полезные и вредные продукты, витамины;

– театрализация, развитие творческих способностей детей.

1. Осознание важности сохранения и укрепления собственного здоровья дошкольниками. Деятельность по этому направлению мы начали с проведения «Недели Здоровья». С детьми проводились беседы о важности здорового образа жизни: утренней зарядки, физических упражнений, правильного питания. В течение этой недели дети участвовали в веселых эстафетах и спортивных мероприятиях (Веселые старты, Зарница, соревнования по футболу, настольному теннису, пионерболу). К сожалению, из-за сложившейся эпидемиологической обстановки на спортивные мероприятия в детский сад нельзя было пригласить родителей. Но все мероприятия фотографировались, вместе с детьми мы оформляли стенгазеты и вывешивали в приемной, чтобы родители могли быть в курсе событий.

 

2. Полезные и вредные продукты. Витамины.

В рамках этого направления мы вместе с детьми узнавали, какие бывают продукты – просматривали мультфильмы, ребята приносили энциклопедии. Мы беседовали о пользе или вреде разных продуктов, откуда они берутся, как растут или как их готовят.

Ребята смогли рассмотреть различные крупы: рис, манка, гречка, кукурузная, ячневая, перловая крупа, чечевица, пшено, булгур. В другой день рассмотрели хлебобулочные изделия: хлеб из ржаной и пшеничной муки, сдобная булочка. Посмотрели, а потом обсудили фильм про пекарню. Также читали в энциклопедии и смотрели видеоролики о том, какие бывают напитки и как их изготавливают: компот, кисель, сладкие газированные напитки.

Отдельный день был посвящен продуктам «фастфуда». Дети очень наивны и доверчивы, они охотно делились, как часто они едят «картошку-фри», пиццу, назвали множество заведений «фастфуд» в городе Новосибирске, куда они ходят с родителями. Из 31 ребенка 29 (94%) ответили, что часто пробовали «картошку-фри» и пиццу, из них 25 (80%) сказали, что едят такую еду очень часто, и лишь двое ребятишек (6%) сказали, что ни разу не ели «фастфуд».

Мы поняли, что в этом направлении необходимо проводить серьезную просветительскую работу с семьями, ведь дети не смогут самостоятельно привить себе основы правильного питания и составить рацион. Привычка питания формируется дома: все то, что употребляют дети, зависит от воспитания родителей и их привычек. Если родители питаются неправильно, дети будут поступать аналогичным образом. Проведя опрос родителей, мы выяснили, что им очень интересна тема правильного питания детей. В приемной были выставлены папки-передвижки о вреде «фастфуда» для детей, подготовлены интересные рецепты детского питания – альтернатива вредному и вкусному «фастфуду» в виде домашнего, полезного и не менее вкусного питания.

Очень много нашего времени было посвящено изучению витаминов. В начале реализации проекта многие дети ответили, что витамины продаются только в аптеках. Но в ходе реализации проекта ребята пришли к выводу, что очень много витаминов в овощах и фруктах, мясе, рыбе, молочных и других продуктах. И приходя вечером домой, ребята рассказывали родителям о том, что, оказывается, в еде «живут» витамины! Видя заинтересованность детей, нам в помощь пришли родители: кто-то сделал стенгазету о вредных продуктах, кто-то о полезных, также были сделаны небольшие плакаты об основных витаминах А В С Д, которые мы повесили в группе.

Дети приносили из дома упаковки, коробочки, обертки. В группе мы их рассматривали, обсуждали и обыгрывали. Совместно с детьми, родители изготовили дома книжки-малышки в форме фруктов. Для детей это было очень интересно и познавательно.

После увлекательной информации дети с удовольствием делали аппликации различных блюд, лепили овощи и фрукты, рисовали их. Все детские работы оформлялись в выставку в приемной.

Для закрепления полученных знаний много играли в различные игры:

– пальчиковые: «Овощи», «Салат», «У Лариски две редиски», «Компот».

– малоподвижные игры: «Съедобное – не съедобное», «Найди по звуку», «Вредное – полезное», дидактические, настольные игры.

3. Театрализация, развитие творческих способностей детей.

В рамках проекта дети играли в сказки «Репка», «Колобок», в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Дочки-матери», «Ферма», что способствовало развитию воображения, коммуникативных навыков, развитию речевого запаса и применению в речи новых слов, обозначающих продукты питания и напитки.

Дома дети совместно с родителями изготовили фигурки для настольного театра по сказке «Пых». В рамках реализации проекта в группе обогатилась развивающая предметно-пространственная среда, которую пополнили плакаты, книжки-малышки и настольный театр, сделанные родителями с детьми нашей группы.

Итоговым мероприятием проекта стало групповое развлечение для детей «Витамины – наши лучшие друзья», в котором в гости к ребятам пришел доктор Пилюлькин. Вместе с ним ребята отправились в путешествие по фантастическому саду с волшебными деревьями, фруктами и овощами, вредными и полезными продуктами. Во время путешествия ребят ждало много приключений и заданий: дети угадывали с закрытыми глазами запах, вкус фруктов и овощей, «варили» борщ и компот из муляжей и рассказывали последовательность приготовления блюд, а также делились своими знаниями про витамины.

По результатам реализации проекта, сделали следующие выводы:

– дети получили общее представление о важности сохранения своего здоровья и способах его укрепления;

– дети узнали много нового о продуктах питания, их значимости для детского организма, о взаимосвязи здоровья и питания;

– у детей сформировался интерес к правильному питанию и негативное отношение к вредной пищи;

– дети узнали, что такое витамины, о их пользе для здоровья человека;

– дети стали более активными, у них обогатился словарный запас.

 

Родители также отметили, что реализация проекта оказала положительное влияние на детей и на организацию питания дома.

Привычка к здоровому образу жизни – это важная для жизни привычка. Поэтому детский сад и семья должны работать сообща и заложить основы здорового образа жизни и правильного питания, помочь ребенку понять ценность здоровья, научить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Количество просмотров: 4184  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование валеологической компетентности у дошкольников с нарушениями зрения средствами проектной деятельности
2. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах
3. Использование на уроках трудового обучения нетрадиционных декоративно-прикладных техник (глинотерапия) как эффективного способа развития творческого потенциала обучающихся с умственной отсталостью
4. Формирование культуры правильного питания и привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на примере проекта «Полезная еда»
5. Интернет-технологии в работе специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ
6. Влияние эмоций на развитие ребенка дошкольного возраста
7. Интегрированный подход в обучении детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
8. Музыкально-коррекционная деятельность как способ социальной адаптации детей со статусом ОВЗ
9. Коррекционная работа с мячом на логопедических занятиях в ДОУ с детьми ОВЗ
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы