Формирование основ экологической культуры у младших дошкольников в процессе создания центра природы и экспериментов

 
 

Нечипурук Наталья Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 306 «Ласточка» г. Новосибирска

 

Формирование основ экологической культуры у младших дошкольников в процессе создания центра природы и экспериментов

Внедрение основ экологической культуры в нашем ДОУ, как и в любом другом, начинается с раннего возраста. Это формирует представление у детей целостной картины мира об окружающей их действительности, восприятие различных предметов и явлений окружающего мира, формирует положительное бережное отношение к природе, развивает интеллект, мышление, поисково-исследовательскую деятельность в процессе реализации основных видов культурных практик и т.д.

В нашей группе «Веснушки» я создала центр природы и экспериментов, который решает задачи по живой и неживой природе. Данный центр я разделила на блоки. Первый блок называется – уголок природы. Данный уголок решает задачи по живой природе, знакомит детей с комнатными растениями, их строением, уходом за ними, как они размножаются, как питаются, как растут, чем дышат, их значение и т.д. На комнатные растения создан паспорт, где указан перечень названий растений, которые находятся в нашем уголке. Создание такого паспорта очень актуально, он удобен и понятен детям, поскольку там находятся условные обозначения, по которым дети очень легко ориентируются, и учатся, каким же образом нужно ухаживать за комнатными растениями.

Также в уголке находится необходимый инвентарь по уходу за растениями – это лейки, грабли, лопатка, ветошь, рыхлитель, детские фартуки и т.д., расположены картотеки деревьев и кустарников, деревьев России, обучающие карточки «Деревья», «Время суток и природные явления», карточки познавательных рассказов о природе, гербарии, картотеки пальчиковых игр по сезонам, картотеки – «Кому нужны деревья в лесу?», «О природных явлениях», «Дни недели», «Модель ухода за комнатными растениями» в картинках, наглядно-демонстрационный материал, алгоритмы по временам года и т.д.

Второй блок я назвала – методическим центром. Здесь я расположила уголки природы по месяцам, материалы для консультирования родителей – это всевозможные папки передвижки – «Экологическое воспитание младших дошкольников», «Сохраним природу вместе», «Экспериментируем, играя», «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми», «Занимательные опыты на кухне», «Международный день птиц», «Познавательное развитие дошкольников в процессе экспериментирования» и т.д., литература по экспериментированию для детей – это различные картотеки «Опытов и экспериментов для детей раннего и младшего возраста», «Опытов и проведение экспериментов», карточки-игры с песком, познавательные  опыты с водой, алгоритмы и схемы проведения опытов и экспериментов, также расположила информацию по безопасности – разработала инструкцию по безопасности о проведении опытов и экспериментов в группе, безопасность в схемах для детей, дневники наблюдений за ростом лука, огурцов и т.д., дневник наблюдений за погодой, которые заполняются совместно с детьми, разработала циклограмму, где расписано,  как же часто мы обращаемся в своей деятельности к центру природы и экспериментов. Есть необходимая методическая литература в книгах – это «Простые опыты с водой», «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с воздухом». Разработала условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Третий блок – это мини-лаборатория. В ней находится весь необходимый материал и оборудование для проведения опытов и экспериментов. Данный блок тоже решает задачи по живой и не живой природе. Здесь находятся специальные ёмкости – это стаканчики, мензурки, баночки, воронки, подносы, мерные стаканчики и ложки, трубочки и т.д., медицинский инструмент: пинцеты, шпатели, шприцы без игл, фартуки, клеёнки. Всё оборудование является безопасным, подобранно согласно возрастной категории группы.

Для проведения опытов с водой и изучения её свойств, здесь находятся формочки для льда, сахар, вода, кисточки, гуашь. Для проведения опытов с воздухом и его изучения, тут находятся трубочки, мыльные пузыри. Трубочки не подлежат обработке, они одноразовые, на каждое новое проведение опытов с воздухом, я беру новые, не использованные трубочки. Для проведения опытов с природного материала, здесь находятся песок, земля. Для исследования звука, я создала «Душистую коробочку» с различными запахами – это лимон, апельсин, кедр, сосна, лаванда, можжевельник. Для исследования звуков я создала «Шумящую коробочку» с различными звуками. Это звук разных круп: рис, горох, манка, гречка, макароны, пшено, также имеются различные дудочки. Природный материал – это контейнеры с ракушками, камнями, пластмассовыми крышками, с сухими листьями, с киндерами, с фундуком, со скорлупой от грецкого ореха, с желудями, с деревянными пробками, а также сухие листья цветов. Для того чтобы дети знали, что можно трогать и что смотреть в мини-лаборатории, нам помогают наши помощники – условные обозначения. Если дети видят глаз – это значит можно смотреть, если руку, то можно трогать, если видят руку с красной полоской, это значит трогать нельзя, только в присутствии взрослого, если изображено ухо – можно слушать, если губы с красной полоской, то в рот брать нельзя. Также в нашей лаборатории есть всевозможные, уникальные коллекции: это коллекция пуговиц, коллекция круп, коллекция фантиков, коллекция ракушек, коллекция камней. Различные макеты – «Животные зимой», «Животные осенью».

Четвёртый блок – это блок «Хочу всё знать». Здесь расположены познавательные книги и энциклопедии, согласно возрастному принципу. Книжки-малышки, созданные воспитанниками совместно с их родителями, это всевозможные опыты с водой, красками, песком и т.д. Лэпбуки, которые были созданы моими руками, это лэпбуки: «Осень», «Зима», «Весна», «Экология», «Капелька воды», «Весна -2». Книги о временах года, о домашних животных и птицах, о диких животных, о природных явлениях, о деревьях и кустарниках.

Пятый блок – это «Наша игротека». Там расположены различные экологические игры, игры на прищепках «Времена года», «Кто, что есть?», «Чей листок?», «Чей хвостик?», дидактические игры – «Найди тень», «У кого какой домик?», «Собери картинку», «Разложи овощи и фрукты в корзинку», «Разложи фрукты в баночки», лото животных и растений, шнуровки – фрукты, альбом тактильных ощущений, сенсорная коробка, дидактическая игра «Собери листья», многообразные муляжи домашних животных и птиц, диких животных, овощей и фруктов, деревянные и фетровые скворечники  для птиц. В центр природы и экспериментов я разработала авторское пособие – сундучок исследователя Знайки. Он очень яркий, интересный. Привлекает внимание детей своей эстетичность и новизной. Также у нас есть центр воды и песка. Там расположен контейнер с кинетическим песком, разными формочками и мелкими игрушками. Тазик для воды, резиновые и пластмассовые игрушки в виде уточек, мячики, шары. Ёмкость с водой.

Календарь природы, который расположен на стене, я сделала своими руками. Он разделен на четыре времени года с условными погодными обозначениями. Посередине находится стрелка, которая помогает детям не только обозначить времена года, но и указать какая сегодня погода.

И шестой блок – это «Огород на окне». Там каждую весну мы с детьми высаживаем рассаду, осуществляем должный уход за ней. Наблюдаем, например, за ростом лука или огурцов, потом совместно с детьми отмечаем это в дневниках наблюдений. Такое длительное наблюдение позволяет нам решать задачи по живой природе, ведь живая природа – это тоже объект исследования.

Таким образом, можно сказать, что у меня получился очень познавательный, интересный, игровой центр природы и экспериментов. Он помогает детям при адаптации, успокаивает их и заинтересовывает. Дети с удовольствием проводят свое время в этом центре не только в самостоятельной, но и в непосредственной образовательной деятельности. А для меня, как для педагога, создание такого центра помогает решать множество задач, которые я перед собой ставлю!

Количество просмотров: 1743  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эколого-волонтёрский проект «Бережём свой край» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Организация проектной и исследовательской деятельности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Формы работы с родителями дошкольников в процессе приобщения детей к культуре родного края ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. «Прикоснись к природе всем сердцем!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Система игр и занятий, формирующих представления об обитателях леса ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Формирование экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
8. Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум ВЫПУСК №106, апрель 2023
9. Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ ВЫПУСК №106, апрель 2023
10. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения ВЫПУСК №106, апрель 2023
11. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
12. «Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду ВЫПУСК №105, февраль 2023
13. Формирование экологической культуры младших школьников через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
14. Экологическое воспитание детей в ДОУ ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Воспитание экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Экологические акции в ДОУ как средство формирования у детей бережного отношения к природе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Экологическое воспитание дошкольников ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы