Разработка мэджик-бокса «По дорогам как по нотам»

 
 

Нечипурук Наталья Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 306 «Ласточка» г. Новосибирска

 

Разработка мэджик-бокса «По дорогам как по нотам»

В настоящее время, в связи с увеличением количества случаев дорожно-транспортного травматизма, вопросы детской безопасности на дорогах стоят очень остро. Знакомить дошкольников с элементарными правилами дорожного движения необходимо с раннего возраста. Важно формировать навыки безопасного и осознанного поведения на улицах города.

В соответствии с возрастными особенностями такую работу целесообразно осуществлять в игровой деятельности. Решая задачи освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах, было принято решение создать такое многофункциональное пособие, которое можно применять не только в индивидуальной работе, но и в групповой.  

Мэджик-бокс позволяет детям в увлекательной игровой форме познавать основы безопасности на дороге, переносить свои знания об окружающем мире в практическую жизнь.

Такое динамическое пособие позволяет мне, как педагогу, решать достаточно обширный спектр дидактических задач, может быть использовано на разных этапах НОД для ознакомления, закрепления, обобщения, повторения пройденного материала. Дети имеют возможность свободно пользоваться данным пособием в самостоятельной и совместной деятельности.

Целью данного пособия является формирование навыков осознанного, безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах и на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

– знакомить детей с правилами дорожного движения;

– формировать элементарные правила поведения в транспорте и на улице;

– формировать умение прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

– обеспечить ситуации, которые будут способствовать успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.

Развивающие:

– способствовать развитию познавательного интереса воспитанников;

– развивать самостоятельность, логическое и пространственное мышление, воображение, память.

Воспитательные:

– воспитывать осознанное отношение к собственной безопасности;

– формировать привычку соблюдать правила дорожного движения.

Мэджик-бокс представлен в виде коробочки (Ш*Д*В: 210 мм 297 мм 220 мм), изготовленная из листов картона, которые соединены между собой перпендикулярно, клейкой лентой, клеем, обернута самоклеящейся бумагой.

Данное пособие привлекает вниманием своей эстетичностью, динамичностью, эргономичностью, многофункциональностью, что позволяет мотивировать детей к познавательной деятельности. На вид пособие выглядит очень просто, в нем предусмотрены несколько уровней с карточками-иллюстрациями правил дорожного движения, карманы на кнопке с разными видами дидактических упражнений, дидактических игр, раскладывающиеся элемент из ткани, имитирующие проезжую часть и пешеходную зебру, атрибуты для дидактических игр по теме «Безопасность на дороге» (жезл, табличка, игрушечные машинки).

Каждый уровень закреплен и разъединён при помощи верхней части – крышки. Расположение данных уровней соответствует возрастному диапазону воспитанников. Например, первый уровень рассчитан для детей раннего и младшего возрастов. Здесь дети знакомятся с такими понятиями, как «Машина», «Дорога», Пешеходный переход «Зебра»», «Проезжая часть». На этом уровне мы даем простую, элементарную и доступную информацию детям. При снятии верхней крышки, перед детьми раскладывается вертикально и горизонтально четыре стороны первого уровня, на каждой из которой находятся дидактические упражнения, познавательный и наглядно – демонстрационный материалы.

  

Посередине первого уровня находится ещё одна коробочка со вторым уровнем, вверху на крышке расположены картинки и информация по безопасности дорожного движения в стихотворной форме. При снятии верхней крышки перед детьми раскладывается второй уровень волшебной коробочки, в виде четырех сторон в горизонтальном и вертикальном положении.

Второй уровень предназначен для детей среднего возраста. Тут дети знакомятся с понятиями «Дорожные знаки» и их разновидностями, виды транспорта. На данном уровне мы даем больше новой и познавательной информации для детей. На каждой стороне, как и в предыдущем уровне, расположены дидактические игры, дидактические упражнения, загадки, познавательный и наглядно-демонстрационный, картотеки, лабиринты.

   

И третий уровень предназначен для детей старшего и подготовительного возрастов. На данном уровне приставлено поле в виде крестика, имитирующее проезжую часть дороги, с основными атрибутами для сюжетных игр, раскладывающийся элемент их ткани.

    

 

В комплект мэджик-бокса входят следующие дидактические игры и упражнения:

Первый уровень: дидактические упражнения «Собери «зебру», «Собери светофор», «Составь картинку. Машины», «Проедь по дороге». Перед каждым заданием есть подсказки в виде наглядного материала и стихотворений.

   

Второй уровень: дидактическая игра «Четвертый лишний», дидактическое упражнение «Составь картинку «Машина», загадки, картотека стихов-загадок «Дорожные знаки», картотека «Основные дорожные знаки для пешеходов», материалы по предупреждающим и запрещающим знакам, знакам приоритета.

Третий уровень: проезжая часть с основными атрибутами для сюжетных игр: машины, дорожные знаки, жезлы, пешеходы. Раскладывающийся элемент из ткани в виде дороги и пешеходных переходов.

Перспективы развития – наполнение мэджик-бокса может наполнятся материалами для сюжетных и сюжетно-ролевых игр, в зависимости от дидактических задач, которые в своей работе ставит педагог. Многофункциональное пособие может использоваться не только в области социально-коммуникативного развития, но и в других образовательных областях (познавательное, речевое развитие).

В состав мэджик-бокса входят такие дидактические игры и упражнения:

Дидактическое упражнение «Собери «Зебру»

Задачи:

– закреплять знания детей о назначении пешеходного перехода;

– прививать навыки правил поведения при переходе через «Зебру»;

– развивать зрительный анализатор, моторику пальцев рук.

Материалы: большая чёрная панель с липучками и большие прямоугольные полосы белого цвета.

Описание: Детям предлагается собрать «Зебру» (пешеходный переход) из заготовок – большие прямоугольные полоски белого цвета нужно разместить на черной большой панели при помощи липучек. Упражнение сначала выполняется по образцу, затем по памяти.

Дидактическое упражнение «Собери светофор»

Задачи:

– закрепить представления детей о назначении трехсекционного светофора, расположении и значении его сигналов;

– развивать внимание, зрительное восприятие, моторику пальцев рук.

Материалы: прямоугольники черного цвета, круги желтого, зеленого и красного цветов на липучках.

Описание: Детям предлагается собрать светофор из заготовок – прямоугольника черного цвета и кругов трех цветов на липучках (красный, жёлтый, зелёный). Упражнение сначала выполняется по образцу, затем по памяти.

Дидактическое упражнение «Составь картинку. Машина»

Задачи:

– совершенствовать навык составления картинки из двух и более частей;

– формировать умение называть, что изображено на картинке.

Материалы: Готовые картинки с изображением машин, разделенные на две и более частей.

Описание: Детям предлагается собрать картинку с изображением автомобиля из двух и более частей. В качестве усложнения ребенку можно предложить несколько вариантов картинок, чтобы он отыскал нужные части, либо предложить собрать картинку из четырёх частей.

Дидактическое упражнение «Проедь по дороге»

Задачи: познакомить детей с понятиями «Проезжая часть», «Машина», «Дорога».

Материалы: дорога из ламинированной черной бумаги с прерывистыми линиями, на которой расположены машины на верёвочках слева и справа.

Описание:          Ребенку предлагается проехать на машине по проезжей части справа влево, и наоборот, показать, как автомобили ездят на дороге по правилам. Упражнение сначала выполняется по образцу, затем по памяти.

Дидактическое упражнение «На пешеходном переходе»

Задачи:

– закреплять знания детей о назначении пешеходного перехода;

– прививать навыки соблюдения правил поведения при переходе по «Зебре».

Материалы: пешеходная дорожка «Зебра» из хлопчатобумажной ткани, которая находится в центре мэджик - бокса, игрушечные машинки.

Описание:          Ребенку предлагается развернуть дорогу, расправить ее, показать, как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу. Упражнение сначала выполняется по образцу, затем по памяти.

Дидактическая игра «Переходим через дорогу»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения. 

Задачи:

– обеспечить ситуации, которые будут способствовать успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах;

– закрепить навык безопасного поведения на проезжей части;

– развивать самостоятельность, логическое и пространственное мышление, воображение, память;

– воспитывать осознанное отношение к собственной безопасности.

Игровой материал: игровое поле, жезл регулировщика, игрушечные машинки, дорожные знаки, игрушечные человечки.

Количество участников: 2-4 пар игроков (4-8 человек).

Правила игры: участники действуют по сигналу ведущего. Очередность хода устанавливается по считалке. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не поучаствуют в игровой ситуации. Выигрывает пара, которая выполнит все игровые действия правильно.

Задача игроков:

1. Помочь игрушечному человечку перейти улицу на зеленый сигнал светофора или по «зебре».

2. Помочь машине (водителю) проехать на зеленый сигнал светофора, пропустив пешехода.

Ход игры:

Ведущий предлагает вспомнить детям правила перехода через проезжую часть, проговаривая слова «Проезжая часть», «Светофор», «Пешеходный переход», обращает внимание на чередование сигналов светофора и разметку «Зебра». Затем предлагает детям ситуацию: человек отправляется на прогулку. Дети делятся на пары (количество пар, в зависимости от количества детей). Выбирают роли, вытягивая круг красного (водитель) или желтого цвета (пешеход) (для этой цели могут использоваться круги из состава дидактического упражнения «Собери светофор»). Пары по очереди, манипулируя игрушечной машинкой и человечком, одновременно движутся по игровому полю (проезжей части). Ведущий может показывать с помощью атрибутов игры разные сигналы светофора, движения регулировщика. Участники выполняют действия, в соответствии с заданием ведущего. Побеждает пара, которая выполнит все действия без ошибок. Если все участники справились с заданием правильно, ведущий может усложнить задания ситуации.

Дидактическое упражнение «Составь картинку.  Дорожные знаки»

Задачи:

– совершенствовать навык составления картинки из двух частей;

– формировать умение называть, что изображено на картинке.

Материалы: готовые картинки с изображением дорожных знаков «Пешеходный переход», «Светофор», разделенные на две части.

Описание: Детям предлагается собрать картинку с изображением любого дорожного знака из двух частей. В качестве усложнения ребенку можно предложить несколько вариантов картинок, чтобы он отыскал нужные части.

Дидактическое упражнение «Лабиринт»

Задачи: закреплять знания у детей о пройденном материале по безопасности дорожного движения, видах транспорта.

Материалы: готовое поле с изображением лабиринта, машины разных видов.

Описание: Детям предлагается от пункта А до пункта Б отправиться по дороге лабиринта. Если ребенку по пути попадается машина, то нужно назвать её вид (легковая машина, грузовик, автобус, трактор и т.д.).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задачи:

– закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснить, почему он лишний;

– развивать словесно-логическое мышление, уметь классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, пространственно-временные, логические связи;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать монологическую и диалогическую речь;

– воспитывать внимательность, уметь точно следовать инструкции, целеустремленность.

Описание: Детям предлагаются рассмотреть картинки с разными видами транспорта и выбрать, какой вид транспорта лишний.

Загадки. Загадки на тему: виды транспорта с ответами.

Картотека «Основные дорожные знаки для пешеходов». В картотеке представлены картинки разновидностей дорожных знаков, их описания и названия.

Картотека стихов – загадок «Дорожные знаки». В картотеке представлены загадки и стихи о дорожных знаках с их изображением в виде картинок.

Наглядно-демонстрационный материал. Иллюстрации с изображениями запрещающих и предупреждающих знаках, знаках приоритетах, картинки машин.

Поле «Проезжая часть». Поле изготовлено из черной клейкой ленты, скотча с белой разметкой, пешеходными переходами, игрушечными машинками, дорожными знаками, игрушечными человечками, жезлами регулировщиками.

Поле «Дорога». Поле изготовлено из хлопчатобумажной ткани с разметкой и пешеходными переходами.

Таким образом, можно сказать, что создание такого многофункционального пособия произвело большое впечатление на наших воспитанников и стало для них первооткрывателем в мир безопасности.

Количество просмотров: 5320  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы