Мастер-класс «Из опыта работы. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 6 классе»

 
 

Данилина Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ Венгеровская средняя школа № 2

Венгеровского района Новосибирской области

 

Мастер-класс «Из опыта работы. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 6 классе»

Здравствуйте, уважаемая аудитория. Решите учебную задачу, ответ запишите словами.

После повышения цен на офисную бумагу «Снегурочка» ШМО учителей гуманитарного цикла затратило в 3 четверти на приобретение одной упаковки 725 рублей. Во сколько обходилась упаковка бумаги во 2 четверти, если ШМО экономило 146 рублей. Запишите ответ словами.

725-146=пятьсот семьдесят девять.

– Назовите часть речи.

– Вспомните грамматические признаки числительного.

– Как вы думаете, какую функциональную грамотность развивает этот прием? (финансовая, языковая)

Позвольте представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Из опыта работы. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 6 классе».

«Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ориентированного на формирование функциональной грамотности. В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011-2020 годы формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Согласно плану, разработанному НИПКиПРО на 2021-2022 учебный год, РМО учителей русского языка и литературы ориентировало педагогов вести работу по формированию трех компетенций: языковой, читательской грамотности и развития креативного мышления.

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек?

Эти индикаторы должны формироваться у учащихся именно на уроках русского языка и литературы. В учебнике русского языка 6 класса (автор М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) в упражнениях представлены задания, цель которых научить писать заявление, заполнять какие-либо анкеты, бланки, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; использовать информацию из СМИ, газет, журналов, радио, телевидения, пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки.

Например, по теме «Имя числительное как часть речи» представлено упражнение 397. Задание: составить и написать расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в спортивной школе.

Чтобы выполнить эту учебную задачу, обучающиеся анализируют образец расписки, стиль текста, определяют разряд числительных. Далее самостоятельно составляют текст расписки.

Этот прием способствует развитию не только общей грамотности, но и языковой, поскольку обучающиеся должны не ошибиться в склонении числительных.

Языковая грамотность – совокупность особенностей речевого поведения. Предполагает навык грамотного письма, способность создавать письменные тексты разных типов, владение диалогической устной речью и монологической речью.

Например, при изучении лексики по теме «Фразеологизмы» предлагаю следующее задание.

Объясните значение фразеологизма «водить за нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Подобную учебную задачу мы встречаем в задании ВПР по русскому языку.

Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Развитию читательской грамотности способствуют задания 9-13 ВПР по русскому языку.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.

Текст 2

(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей на помощь.

(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.

(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.

9. Определите и запишите основную мысль текста.

(Животные нуждаются в нашей любви, нужно относиться к ним бережно, как делал это Дуров).

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Примерный план.

1) Собака в беде.

2) Встреча с Дуровым.

3) История чеховской Каштанки.

11. Почему судья оставил собаку Дурову? (Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке, поэтому оставил собаку Дурову).

12. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Колебаться – ...

13. Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Поманил – ...

(Слово «поманил» может употребляться в разговорном и художественных стилях.

Поманил – позвал, подозвал).

Креативное мышление – это способность неординарно воспринимать окружающий мир и генерировать новые оригинальные идеи. Другими словами, развитие креативного мышления – это процесс отклонения от традиционных или принятых схем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач.

Прием «Случайные связи».

Работа с воображением. Откройте первую книгу, которая попалась вам в руки. На развороте выберите наугад два любых слова. Скорее всего, по смыслу взаимосвязаны они не будут. Ваша задача – сопоставить их и придумать одну общую для них историю, пусть и нереальную на самом деле.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.

Фрагмент урока:

Я хочу вам предложить составить текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».

– Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?

– Подберите определения к заголовку.

– Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).

– Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?

– Спрогнозируйте сюжетную канву текста.

– Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.

Предновогодний вечер – суета – оживленные лица – девочка – мальчик – мужчина – женщина – спешат – мандарины-яблоки – свертки – недоступно – желанно – запахи – головокружительный – вкусным – забытым.

В рамках конкурса «Война. Победа. Память», приуроченному к празднованию Дня Победы, был проведен урок развития речи, где был реализован прием «Сочинение по готовому началу от 1 лица», то есть от лица участника событий.

Зачитываю сочинение. (Приложение 1)

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Библиография

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // М.: Издательство ИКАР, 2009.

2. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социологические исследования, № 5, Май 2007.

3. Мещерякова И.А. Психологический словарь// Электронный ресурс: http://www.anypsy.ru/glossary/funktsionalnaya-negramotnost.

4. Утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. //Электронный ресурс: http://www.inform.kz/rus/article/2478586.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология// М.: Педагогика, 1991.

6. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности» Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов.

7. Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading.

8. Леонтьев А.А. Психология обучения чтению “Начальная школа: плюс–минус”, № 10, 1999.

9. Решу ВПР // Электронный ресурс.

10. Таксономия Блума. // Электронный ресурс: http://strenadko.ucoz.ru/publ/ikt/piramida_bluma_taksonomija_bluma_romas....

Количество просмотров: 10023  

Комментарии

Спасибо большое, очень интересно
Отличная разработка, спасибо
спасибо

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. «Мы сами обретаем вечность, пред этой дивной красотой…»: методическая разработка урока по мировой художественной культуре в 10 классе по теме «Архитектура Древней Руси» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Круговерть» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Умный йод здоровье сбережет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы