Методическая разработка тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Памяти павших – будем достойны!»

 
 

Самойло Лилия Николаевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 
 
 

Сальникова Татьяна Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 
 
 

Кондратьева Марина Геннадьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Методическая разработка тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Памяти павших – будем достойны!»

В последнее время как никогда остро стоит вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В связи с этим очевидна своевременность решения острейших проблем в работе с детьми дошкольного возраста.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем передачу детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций и ценностей, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей Родины.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Чувство патриотизма нельзя привить принудительно. Нужна планомерная, продуманная работа. Об этом сказано в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; развитие у подрастающего поколения уважения к историческим символам и памятникам Отечества …».

Формирование представлений об Отечестве и малой родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках предполагает познавательное развитие по ФГОС ДО. А значит необходимо в доступных для детского возраста границах, подчеркивать важность знакомства дошкольников с тем, что война – это всегда горе и трагедия для людей. Важно учить дошкольников восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

Основа достоинства нации и будущего России – знание своей истории. Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становятся их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа, наших земляков в этой войне никогда не уменьшится и не померкнет слава героев тех времен. Подвиг, который невозможно забыть! 77 лет прошло со дня Победы. Уходят участники этих событий. Все меньше остается ветеранов, которые могут поделиться своими воспоминаниями и передать впечатления, боль о произошедшем.

Наша задача, как педагогов, стараться сохранить память о тех героических днях и людях. Поэтому мы уделяем особое внимание проведению мероприятий в ДОУ, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Хотим поделиться методической разработкой, которая представляет собой сценарий тематического занятия «Памяти павших – будем достойны!», из цикла занятий, посвященных ознакомлению дошкольников с историей Великой Отечественной войны. В цикл также входят тематические занятия: «Наше отечество», «Дороги войны», «Дети военных лет», «Бронзовый солдат», «Песни фронтовые», «Славный день Победы». Содержание разработки обеспечивает возможность получения ответов на вопросы: что такое мужество, героизм, отвага народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мероприятие сопровождается презентацией.

Особенность организации данного мероприятия в том, что оно основано на результатах совместной исследовательской работы детей и родителей: поиск и отбор необходимой информации. Лучший материал исследовательской деятельности включен в презентацию. Участники: воспитанники старшей группы ДОУ.

Методическая разработка будет полезна работникам дошкольных образовательных учреждений: старшим воспитателям, методистам, воспитателям. 

Цель тематического занятия: воспитание чувства гордости и уважения к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

Задачи:

– знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;

– знакомить детей с традицией празднования Дня Победы;

– развивать представление о разных родах войск, уточнить кто такие Защитники Отечества;

– развивать мыслительную деятельность, речевую активность.

Тематическое занятие с презентацией «Памяти павших – будем достойны!» ориентировано на старший дошкольный возраст.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, включающая в себя темы:

1. Рода войск;

2. Города-герои;

3. Герои-сибиряки;

4. Дети-герои;

5. Ветераны;

6. Памятники нашего города.

Музыкальное сопровождение: звукозаписи «Журавли», «День Победы», «из кинофильма «Офицеры»; звук «метронома».

Этапы реализации мероприятия:

1 этап:

– исследовательская работа детей совместно с родителями по темам: «Рода войск», «Города-герои», «Герои-сибиряки», «Дети-герои», «Ветераны», «Памятники нашего города»;

– представление результатов исследовательской деятельности.

2 этап:

– обобщение собранного материала для презентации занятия;

– просмотр материалов, разработка презентации;

– разучивание стихов, песен;

– составление окончательного варианта сценария.

3 этап:

– проведение тематического занятия по заданному сценарию.

При подготовке и проведении тематического занятия использованы различные методы:

– наглядные (показ презентации);

– информационные (рассказ педагога);

– коммуникативные (взаимодействие детей в процессе подготовки и проведении занятия);

– проблемные (педагог задает вопросы, побуждающие детей к мыслительной деятельности);

– словесные (беседа с детьми),

– исследовательские (совместные исследования детей и родителей по заданной теме);

– ИКТ.

Ход тематического занятия

Занятие начинается под фонограмму песни из кинофильма «Офицеры».

В: Ребята, какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Д: День Победы.

В: Правильно. Наша страна отмечает 75 лет как закончилась война. День Победы и радостный, и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный, потому что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.

Воспитатель читает стихотворение «22 июня» (2 слайд)

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная как будто тень,

И жители земли еще не знали,

Какой рождался страшный день.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки,

Земля опалится огнем!

В: Когда жители нашей страны узнали, что началась война, все, кто мог держать оружие пошли на фронт. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.

– Ребята, кто нас защищал в воздухе?

Д: летчики (3 слайд)

В: Кто защищал на воде?

Д: моряки (4 слайд)

В: Защитники на земле?

Д: танкисты, пехота, артиллеристы (5,6,7 слайды)

В: Ребята, давайте и мы с вами попробуем маршировать как солдаты.

Физкультминутка «На параде»:

Как солдаты на параде

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, левой – раз –

Снова выстроились в ряд,

Снова вышли на парад,

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора. (говорит ребенок)

В: Во время боевых действий многие солдаты были ранены. Иногда медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, а после боя переносили их на носилках в госпиталь (8 слайд)

В: Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Называется она полевая кухня (9 слайд).

В: В перерывах между боями солдаты смотрели кино, писали письма, слушали и пели песни. Дети послушайте песню, посвященную всем погибшим во время войны (включается запись песни «Журавли»). Ребята подпевайте.

В: Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и много чего еще. Некоторые города во время войны были разрушены практически полностью (10-20 слайды о городах-Героях).

В: Героические люди, защищая свой город, стояли насмерть. Во многих городах не было боевых действий, но с каждого города люди участвовали в войне. Наши сибиряки тоже принимали участие. (21-25 слайды о героях-сибиряках)

В: Но защищали Родину не только взрослые, но и дети. (26-29 слайды о детях-героях).

В: И вот через четыре долгих и страшных года пришла долгожданная победа.  Спасибо нашим доблестным солдатам за то, что победили они в той жестокой войне. День 9 Мая провозглашен Всемирным Днем Победы!

Звучит фонограмма песни «День Победы» (вкл. запись песни «День победы»)

В: После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На Красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой (30-32 слайды о Ветеранах).

В: Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, создавались картины о войне, писались песни, стихи:

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них. (читает ребенок)

В: В нашем городе тоже есть памятники воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны (33-39 слайды о памятниках в г. Новосибирске).

В: А еще памяти погибшим посвящается минута молчания, когда все встают и молча слушают звуки метронома (вкл. запись звуков метронома).

В: Ребята, ветераны подарили нам Победу, мирное небо над головой и завещали, чтобы мы хранили и берегли мир своей великой страны России. Так будем же достойны памяти павших!

(читают дети)

Берегите Россию – нет России другой,

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой, 

Берегите Россию – нет России другой! (воспитатель)

Мероприятие окончено.

Эффективность реализации мероприятия

Для оценки полученных и расширенных знаний о войне был проведен опрос детей с использованием вопросов по пройденным темам в рамках тематического занятия.

98% детей ответили на поставленные вопросы, что может говорить об эффективности проведенного тематического занятия.

Список литературы

1. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В. Как научить детей любить Родину - М.: Изд-во АРКТИ, 2005. – 166 с.

2. Казаков А.П., Шорыгина Т.А.  Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне. – М: Издательство ГНОМ, 2011 г. – 48 с.

3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – Сфера, 2010. – 90 с.

Количество просмотров: 2588  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы