Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений

 
 

Чечулина Оксана Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой дошкольного образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 
 
 

Данилова Екатерина Юрьевна,

старший преподаватель кафедры дошкольного образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений

Муниципальные методические объединения (ММО) являются важным элементом в структуре методического сопровождения и непрерывного образования педагогов. Их деятельность нацелена на содействие функционированию и развитию региональной системы образования, проведение методической, инновационной и экспертной деятельности, достижение целей Национального проекта «Образование» через устранение профессиональных дефицитов педагогов и улучшение качества общего образования[1].

Эффективность деятельности методического объединения во многом зависит от актуальности тематики, содержания заседаний и от правильности выбора форм и методов работы.

Основными формами организации работы методического объединения могут быть заседания методических объединений, конференции, «круглые столы», совещания и семинары, мастер-классы, творческие отчеты педагогов, открытые просмотры и взаимопосещение образовательных мероприятий и т.д.

При организации заседаний ММО его руководителю стоит предусмотреть использование интерактивных форм и методов, которые характеризуются высокой степенью включенности участников в процесс, активизирующий их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями интерактивных форм и методов являются: взаимодействие участников не только с организатором мероприятия, но и друг с другом, максимальная вовлеченность в процесс всех участников, воздействие на каждого участника, непрерывный обмен знаниями и идеями, формирование самостоятельных мнений и навыков, самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности участников и наличие обратной связи.

Этим требованиям соответствуют такие формы проведения заседания, как методический практикум, круглый стол, творческая мастерская и т.п.

Методический практикум представляет собой систему практических заданий, направленных на совершенствование методического мастерства, разработку или отбор приемов для более эффективного решения проблемы. Эта форма имеет четкую алгоритмическую структуру: 1) введение педагогов в методическую проблему; 2) обоснование актуальности данной проблемы; 3) практическая работа, которая проводится в соответствии с инструкцией (определяются приемы работы по анализу учебного материала, составлению схем, диаграмм, таблиц, решению логических задач, подготовке проблемных заданий, вопросов); 4) защита выполненной работы; 5) выработка методических рекомендаций.

Групповое обсуждение нескольких проблемных вопросов, участники которого выражают собственное мнение на равноправной основе с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме, может проходить в форме круглого стола. По каждому поставленному вопросу (обычно продумывается 1-3 вопроса) ведущий предоставляет слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме, а после подводит промежуточные итоги. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение – превышать время выступления. В конце круглого стола ведущий предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений и поправок.

Организовать профессиональное общение членов ММО в процессе знакомства с профессиональным опытом (приемами, методами, формами работы) педагога-мастера можно в форме творческой мастерской. Эта форма способствует распространению эффективных педагогических практик, стимулированию творчески работающих педагогов. План работы мастерской может включать: демонстрацию педагогом-мастером профессионального опыта, прямой и комментированный показ педагогом-мастером последовательности действий, методов, приемов, форм организации деятельности, совместную отработку участниками и руководителем мастерской методических способов решения проблемы, совместное посещение и анализ образовательных мероприятий, разработанных и проводимых участниками мастерской по осваиваемой теме и т.д.

Дискуссия позволяет вовлечь участников в активное обсуждение проблемы, выявить противоречия между практиками и наукой, применить теоретические знания для анализа действительности. Одной из разновидностей дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос является «Методический ринг». Заранее готовятся два оппонента, каждый из которых имеет группу поддержки. Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии и подводит итоги.

Методический фестиваль может использоваться для подведения итогов работы ММО и ставить своей целью обмен опытом работы, выявление новых педагогических идей и внедрение методических находок. Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: выставок, мастер-классов, открытых образовательных мероприятий, конкурсов и др. Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавших высокие результаты работы за год.

Для повышения активности членов методического объединения в ходе заседания могут быть использованы интерактивные методы, направленные на знакомство участников друг с другом, рефлексию, включение всех участников в активную деятельность по генерации идей, проектированию и т.д.

Среди интерактивных методов можно выделить:

Игровые упражнения для знакомства участников друг с другом и ведущим, создания в группе атмосферы психологического комфорта, гармонизации эмоционального состояния. Приведем несколько примеров таких игр.

«Игра в имена». Ведущий предлагает участникам встречи встать в круг. Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени.

«Имя и жест». Участники садятся в круг. Каждый участник представляет предыдущих выступавших и себя, называя их имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена. Реализация этой технологии начинается с ведущего, который называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом. Следующий участник сначала называет имя ведущего и показывает его жест, а затем представляет свои имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех участников взаимодействия.

«Профессиональное Я в лучах солнца». Организатор предлагает каждому участнику на листке нарисовать круг и написать свое имя в нём. Далее вокруг круга нарисовать лучи солнца. Около каждого луча написать что-нибудь хорошее о себе с профессиональной точки зрения. Затем каждый участник презентует своё «солнце», называя свое имя и перечисляя те качества, которые написаны на лучах солнца. В конце упражнения организатор обобщает сказанное участниками, отмечая, что у всех есть общие качества, важные для любого педагога.

Разогревающие игры и упражнения в начале встречи нацелены на включение всех участников в активную деятельность, настройку на общение и взаимодействие, развитие умения непринужденной передачи информации в рамках заданной темы.

Например, в игре «Приветствие» каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуйте, я рад вас видеть!» – и добавляет что-нибудь приятное для человека. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причем не повторяясь. Данную игру можно проводить, разделившись на малые группы (по цвету, одежде, знаку зодиака, по первой букве имени и т.д.) и придумать соответствующее приветствие всем участникам.

В игре «Все, кто …» ведущий называет определенный признак, свойство человека, характеризующее внешность, эмоциональное состояние, интересы и т.д. Все, кому данный признак или свойство присущи, должны пересесть, поменяться местами или поднять руку. Например, «Все, кто с бусами, пересядьте. Все, кто оптимист… Все, кому нравятся наши занятия…».

Упражнение «Рассказ по кругу» способствует развитию умения непринужденно передавать информацию в рамках заданной темы. Ведущий предлагает группе незаконченную ситуацию, связанную с темой обсуждения. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад – одно предложение, максимум – 1 минута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться.

Упражнение «Дерево ожиданий и дерево опасений» позволяет актуализировать ожидания и потребности участников в профессиональном и личностном саморазвитии; предоставляет возможность каждому выразить свои цели и предварительные установки. Ведущий предлагает участникам встречи написать на стикерах свои ожидания и опасения относительно встречи или цикла предстоящих встреч (одни стикер – одно ожидание / опасение). Записав свои ожидания и опасения, участники по очереди зачитывают полученные результаты и размещают их на соответствующих листах с нарисованными деревьями. Если кто-то не хочет предъявлять свои ожидания всему кругу, то ведущий не настаивает на этом. После размещения всех стикеров ведущий систематизирует информацию, представленную на них, выделяя общность / схожесть ожиданий и опасений участников. По ходу возможны некоторые размышления, уточнения, вопросы группы и ведущего.

Коммуникативные игры и упражнения для завершения встречи ориентированы на подведение итогов общения, рефлексию эмоционального состояния участников мероприятия, оптимизацию психологической атмосферы.

Это такие игры и упражнения, как:

«Ответ по кругу». Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам, передавая по кругу какой-либо предмет, например, мячик, ответить на один из предложенных вопросов по своему выбору: «Что нового Вы сегодня узнали?», «Что было трудным?», «Что привлекло Ваше внимание на встрече?»

«Жест дня». Ведущий предлагает всем участникам выразить, продемонстрировать свое отношение к результатам встречи соответствующей мимикой и жестом.

«Слово дня». Ведущий предлагает всем участникам встречи на маленьких листочках бумаги написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося мероприятия, результаты взаимодействия, или выразить свое отношение к проведенной встрече. Для выполнения этой работы дается 2 – 3 минуты. По истечении времени каждый из участников по цепочке называет вслух свое слово и размещает свой листочек на общей доске.

«Телеграмма». После завершения встречи каждому участнику предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что Вы думаете о прошедшей встрече? Что было для Вас важным? Чему Вы научились? Что Вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите, пожалуйста, об этом короткое послание телеграмму из 11 слов. Нам важно узнать Ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующей встрече ведущему необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они отразятся на совместной работе.

«Термометр настроения». Отдельные разделы темы (вопросы) или аспекты проведения мероприятия представляются в виде шкалы нарисованного на большом листе термометра.  Для ориентации шкала термометра маркируется в верхней, средней и нижней части: например, внизу, где низкая температура, – «Я остался холоден», в центре – «От этого мне было ни жарко, ни холодно», вверху – «Я загорелся этой идеей». Участники выражают свое мнение, наклеивая маркеры или делая отметку фломастером возле соответствующего участка шкалы. Образуется некоторое количество значков, по которому можно судить о распределении мнений и оценок по аспектам или вопросам.

Методы, направленные на генерацию идей нужны для стимулирования поиска нестандартных и эффективных решений, развития креативности и преодоления профессионального выгорания. Приведем описание некоторых из них.

«Брейнстроминг» («мозговой штурм»). Участники делятся на две группы по 7-9 человек.

Первая группа «генераторы идей» – должны в течение заданного времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. Специально выбранный человек занимается фиксацией всех предложенных вариантов. Предпочтение отдается количеству поступивших предложений, а не их качеству.

Вторая группа – «аналитики» – получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее.

Выбранные предложения группируются и объявляются.

Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов может проводиться двумя способами: 1 – «классический», когда ведущий благодарит участников игры за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до руководства, которое оценит их с точки зрения возможности применения на практике; 2 – оценка идей самими участниками.

«Обратная мозговая атака». Участников знакомят с проблемой, описывают ситуацию после ее решения, затем спрашивают, какие, по их мнению, обстоятельства привели к этим изменениям.

«Реверсированная мозговая атака или «разнос» отличается от «Брейнстроминга» тем, что вместо отсрочки оценочных действий участникам предлагается проявлять максимальную критичность, придирчиво указывая на все недочеты и узкие места процесса, системы, решения, или идей. Этим обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление недостатков.

«Ментальные карты» – метод, направленный на активизацию ассоциативного мышления и наглядное представление связей на основе использования графики. Проблема изображается или записывается в центре листа (доски). На ветках, отходящих от центра, фиксируются идеи решения проблемы. При помощи ассоциативного мышления каждая ветка делится на более мелкие. Это позволяет детально проработать каждую новую мысль.

«Метод Уолта Диснея» предполагает генерацию и технологическую проработку идей. Участники выбирают роли «мечтателей», «реалистов» или «критиков». Мечтатель – генерирует самые неожиданные идеи решения поставленной проблемы. Реалист – рассматривает идеи Мечтателя с позиции текущих возможностей, ищет пути для их воплощения, составляет план действий. Критик – ищет недочеты в плане Реалиста, анализирует идеи, выявляет недоработки и ошибки. Передает все замечания Реалисту для совершенствования плана.

«ПОПС-формула» позволяет помочь участникам аргументировать свою позицию в дискуссии.

Краткое выступление в соответствии с ПОПС-формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …

Продуктивные игры предназначены для формирования установки на гибкое планирование деятельности, развитие навыков оперативного планирования, способности к выработке конкретных решений педагогических и организационных проблем, анализу эффективности инноваций, технологий, программ, методов, приемов воспитания и обучения детей, формирование у участников умения менять угол восприятия проблем педагогики.

К таким игровым методам относятся:

«Судьба и организатор». Выбираются исполнители роли Организатора (т.е. руководителя) и Судьбы. Ведущий описывает ситуацию Организатору и Судьбе, а также формулирует цель, которая должна быть достигнута.

Организатор должен разработать план мероприятий по достижению указанной цели в рамках очерченной ситуации. Далее этот план передается Судьбе для внесения изменения в условия, которые сделали бы план невыполнимым.

План возвращается Организатору для его корректировки. На это отводится 10 минут. Переработанный план возвращается Судьбе, и все повторяется вновь. Ведущий игры следит за тем, чтобы вносимые изменения были правдоподобны, а установленный регламент времени и условия соблюдались.

«Негатив». Ведущий оглашает тему, цели, правила, ход работы. Педагоги делятся на группы. Каждая группа отвечает на вопрос: «Что вас не устраивает в…?». Предполагаются ответы с позиции ролей: «Воспитанники», «Воспитатели», «Администрация», «Родители». Группы классифицируют названные «негативы» и формулируют проблемы. Эта работа может вестись аналитической группой. Затем проводится групповая работа по выработке задач или мероприятий на будущее.

«Карусель». Группа делится на три-четыре подгруппы, которым дается по одному вопросу, зафиксированному на листе бумаги. Секретарь каждой подгруппы записывает ответы на вопрос. По истечении определенного времени вопросы с ответами переходят по кругу к следующей группе, которая добавляет к списку свои предложения. В конце каждая подгруппа получает заполненный ответами лист с вопросом, с которого начинала работать, систематизирует ответы и представляет результаты работы всей группе.

«Карта согласия». После образования команд (по 4 участника) ведущий формулирует тему, проблему или вопрос для размышления. Участники записывают максимальное количество идей по теме в виде списка на своей части листа.

Ведущий определяет максимальное количество идей для центрального квадрата. Члены группы по очереди озвучивают по одной идее, если вся группа приходит к согласию, идею записывают в центральную часть квадрата; обсуждение продолжается, пока все не поделятся своими идеями.

Идеи, записанные в центральной части квадрата, являются решением всей группы.

«Две звезды, одно пожелание» – это метод, позволяющий организовать взаимооценку и повысить активность членов ММО на этапе представления группами участников мероприятия результатов деятельности. Перед началом презентации ведущий предлагает участникам других групп подготовить по её результатам «две звезды» (выявление не менее двух удачных решений, предложенных выступающей группой) и «одно пожелание» (рекомендации по доработке, перспективы развития и т.д.).

Использование интерактивных форм и методов при организации заседаний ММО будет способствовать не только активизации продуктивного взаимодействия участников и диссеминации передового педагогического опыта, но и мотивации развития и самореализации педагогов, профилактике их профессионального выгорания.

Литература:

1. Виноградова, Н. А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 219 с.

2. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – М.: Инфра-М, 2021. – 238 с.

3. Климентьева З. А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З.А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 52 с.

4. Кутбиддинова Р. А. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – 136 с.

5. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений / Л.С. Кожуховская [и др.]; под общ. ред. Л. С. Кожуховской. – Минск: Изд. центр БГУ, 2010. – 233 с.

 

[1] Порядок научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений в сфере образования Новосибирской области (приказ ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО от 07.12.2021 №1918)

Количество просмотров: 3404  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы