Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье.

Г. Гейне

Ребенок значительную часть времени проводит в детском саду. Это та обстановка, в которой он приобретает необходимые знания и привыкает к жизни в обществе. Педагоги всегда работали с семьей дошкольников, ища понимание и поддержку проблем ребенка для того, чтобы ему вовремя помочь. Все-таки родители, не зная в достаточной мере возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, иногда совершают заботу о детях с «закрытыми глазами», «на авось». Всё это, конечно, не приносит благоприятных последствий. Для возникновения педагогического взаимодействия с детьми и их родителями важно проектировании общего пространства детского развития, которое должны поддерживать и ДОУ, и семья.

Современный мир постоянно находится в непрерывном движении, улучшаются системы, создаются новые технологии и методы работы. Современные условия улучшаются, и психологическая деятельность тоже совершенствуется. Такой вид деятельности в ДОУ, как «Психологическая неделя», является необходимым для работы психолога в детском саду. Это не набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателям и родителям, а интерактивная форма взаимодействия, позволяющая:

– повысить интерес субъектов образовательного процесса к психологическому образу мышления;

– показать действительные формы работы, возможности психологической службы ДОУ;

– формировать интерес взрослых к миру ребенка, оказывать помощь в его индивидуально-личностном развитии.

При проектировании недели психологии следует исходить из нескольких рабочих принципов:

– она должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически обозначенные открытие и окончание, главный смысл и девиз; иметь плавное перетекание одного дня в другой;

– иметь такой характер деятельности, который делал бы каждый день интересным и мероприятия такими, которые создавали бы настрой на неделю;

– дни в неделе должны быть полными и целыми, проведенные виды деятельности должны охватывать всех детей и взрослых;

– психологическая неделя не должна, по возможности, вмешиваться в образовательную деятельность; по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать наименьшим и обговоренным с педагогами и администрацией.

Предполагаемый результат:

«Неделя психологического здоровья» обеспечит последовательность педагогического процесса, улучшит психолого-педагогические знания педагогов, понимание о эмоциональном и личностном развитии ребёнка у родителей, дети и взрослые приобретут запас позитивных чувств.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

– определение цели, задач, значимости проекта;

– подбор психолого-педагогической литературы для выполнения проекта;

– разработка плана мероприятий в рамках «Недели психологического здоровья в ДОУ»;

– подбор и изготовление необходимого материала и оборудования.

II. Основной этап:

Взаимодействие педагога-психолога и участников образовательного процесса реализовывается на основе модели, которая связывает деятельность взрослых по отношению к ребенку и предсказывает положительные результаты в реализации дошкольной основной общеобразовательной программы (рисунок 1).

Рис. 1.

1. Психологическая акция как активное взаимодействие воспитанников, родителей и педагогов ДОУ

Один из видов взаимодействия – психологические акции, это игровая среда, которая на определенный период развивается в условиях ДОУ. Она помогает реализовываться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое важное значение, последовательность, согласованность.

2. Познание эмоционально-психологического состояния ребенка

Важным компонентом в развитии дошкольников является эмоциональная сфера, так как никакое взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны узнавать эмоциональное состояние другого и не могут управлять своими эмоциями.

3. Формирование индивидуальных особенностей ребенка

У дошкольников возникают представления о таких особенностях характера, как доброта, аккуратность, вежливость, верность, смелость, щедрость, сдержанность, старательность. Аналогичные личностные качества мы помогаем приобретать детям в следующих видах деятельности:

– Коллективная памятка для детей, что делать если злишься «Если ты злишься…». Данная памятка позволяет в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

– Психологическая акция «Конверт дружелюбия». Одной из задач акции является развитие любви к близким людям, дружеского отношения к ровесникам; укрепление детского коллектива. В нашем саду есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Им иногда трудно выражать свои чувства и эмоции, строить общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми. Мы предлагаем сделать конвертики, на внешней стороне которых ребята изображают свой автопортрет, а воспитатели помогают прикрепить конверты к шкафчикам. В конверты ребята кладут друг другу рисунки, забавные заметки, игрушки и т. д.

3. Коллективная работа «Наша дружная группа».

– Совместная творческая работа «Что такое хорошо и что такое плохо». Знание норм, правил поведения, взаимоотношений, принятых в обществе и семье, способность сочувствовать, сопереживать, помогать другим людям составляет понятие нравственности. Мы решили включить в «Неделю психологии» коллективную творческую работу «Что такое хорошо и что такое плохо». Данная работа ориентирована на решение следующей задачи: сформировать у дошкольников представление о нравственных нормах отношений с окружающими.

– Акция «Мои достижения». направлен на рост собственной значимости дошкольника и отражает успехи ребенка (похвальные листы, поздравления, благодарности родителям, значки, награды и т.д.).

– Гирлянда добра. Цель – привитие детям лучших качеств характера, развитие навыков общения со сверстниками, мотивирование детей на совершение добрых поступков, дел.

– Выставка высказываний и изображений «Моя мамочка…».

– Акция «Подари подарок другу». Цель акции – стабилизация психологической атмосферы в группе, выявление того, как дети умеют дружить друг с другом, а также способствовать доброжелательному, заботливому отношению друзей и развитию таких ценностных качеств дошкольников, как доброта, искренность, благородность, великодушие.

– Акция для формирования мотивации к школе «Наши мамы, наши папы тоже были учениками». Цель: вызвать у детей интерес к школе, желание стать учениками. Каждой семье было предложено провести «Вечер воспоминаний»: достать с полок свои детские альбомы с фотографиями, вместе с детьми полистать старые страницы и рассказать будущему первокласснику о своих школьных приключениях, о том, как они волновались перед поступлением в первый класс и как дружили с одноклассниками, как выглядела школьная форма того времени (и была ли она?), какие школьные атрибуты были Вам особенно дороги и т.п. Ребятам было предложено «побыть» журналистами и взять интервью у своих пап и мам.

4. Привлечение родителей к образовательному процессу в ДОУ через «День родительского участия»

Участие родителей в педагогической деятельности детского сада желательно прежде всего для детей. Дошкольники с благодарностью смотрят на своих родителей, которые так много умеют, знают, которые видятся детям совсем с другой стороны. «Воспитатели» из числа родителей могут погрузиться в образовательную среду, увидеть и поучаствовать в педагогическом процессе изнутри.

 

5. Развитие навыков общения у детей друг с другом, участие в психологических квестах

Представленная форма организации деятельности детей позволяет решать следующее:

– воспитание детей по различным направлениям (физическому, познавательному, социально-коммуникативному);

– осуществление полезного эмоционального настроя;

– развитие социально-коммуникативных достоинств путем общего решения возникающих проблем;

– выступать в команде, а не по одному;

– взаимная выручка;

– подавать пример к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

– сосредоточенность и смелость;

– обеспечение объединения содержания разных образовательных областей.

6. Формирование эффективного взаимодействия «ребенок-родитель»

ДОУ и семья должны двигаться к существованию единого пространства развития ребенка.

– Изоконкурс детско-родительских изображений среди дошкольников «Моя семья в образе героев из сказок» (использование сказкотерапии).

– Акция «Письмо маме или папе». Акция «Письмо маме» – замечательная возможность для ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому родному человеку. Это только укрепляет связь между ребенком и родителем. Прежде чем приступить к написанию письма, воспитателю необходимо поговорить с детьми на тему: «Моя мама, папа – какие они?». Педагог записывает высказывания ребенка. В итоге получается очень милое и трогательное письмо.

– Акция «Письмо любви своему ребенку». Письмо пишут родители своему ребенку втайне от него. В приёмной мы повесили почтовый ящик и стали ждать письма. Зачитывать письма будут воспитатели в группе.

III. Заключительный этап

Продукты проекта:

1. Фотоматериалы новых форм взаимодействия ДОУ с семьей.

2. Публикации в СМИ и социальной сети.

3. Инновационные разработки форм работы с семьей.

4. Анкеты.

5. Стенды с информацией для родителей.

6. Книга «Детский сад в перспективе. Предложения детей, педагогов, родителей».

7. Проектирование важнейших задач, курса практических мероприятий по повышению психологической культуры родителей, социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста для воспитателей ДОУ.

8. Размещение на сайте ДОУ материалов по реализации инновационного проекта «Неделя психологии в ДОУ как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия».

Используемая литература:

1. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2006.

2. Лютова К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми /К. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. Речь, 2005. – 190 с.

Количество просмотров: 1929  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы