Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»

 
 

Бойс Елена Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/ № 6 «Остров детства» г. Новосибирска

 

 
 
 

Харченко Елена Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/ № 6 «Остров детства» г. Новосибирска

 

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –

с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачёв

Возродить русскую духовность, вернуть уважение к национальным духовно-культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Родине, привить нравственные качества, которые помогут детям впоследствии считать себя настоящими людьми, – для этого необходимо как можно шире и многограннее знакомиться с традициями русского народа, изучать историю и традиции.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна необходимость решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Но ребенок есть ребенок и основным видом деятельности для него является игра. Большинство игр подразумевает наличие каких-либо атрибутов – игрушек. Кукла – первая среди игрушек. Играя с куколками, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает собственный опыт, в особенности то, что его волнует, подражает действиям знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы свои слова, мысли, переживания, через куклу в сознание ребенка проникает представление о человеке.

Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по-прежнему самой популярной игрой является кукла. Почему же при многообразии интересных кукол дети мало в них играют и все больше интересуются игрой в компьютер. Современные дети, несмотря на обилие игрушек в магазине, стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает.

О том, что существует много разных кукол, многие малыши не имеют ни малейшего понятия, единицы видели журналы с куклами в «странных» костюмах. Но, увидев коробочку с бумажными куклами и их наряды, ребята оживились, глаза заблестели и сразу посыпались тысячи вопросов.

Опрос ребят позволил нам выявить круг вопросов, интересующих их: как же появилась кукла? Какие были первые куклы? Из каких материалов их изготавливают? Можно ли куклу сделать своими руками? Какие вообще бывают куклы? И т. д.

Заинтересованность детей и родителей послужила основой для разработки и реализации проекта «Путешествие в мир куклы».

Цель данного проекта – формирование интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле. Показать участникам проекта, что кукла – это не только игрушка, но и предмет самореализации, символ рода, творческий продукт в быту, в народном творчестве, в театре.

В ходе проекта решались следующие задачи:

Воспитательные:

1. Познакомить детей с историей создания родословных кукол у разных народов.

2. Способствовать воспитанию национальной культуры ребенка, изучению народных традиций.

3. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к истории создания национального быта и вещей, окружающих человека.

2. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство).

3. Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Развивать самостоятельность у ребенка.

Обучающие:

1. Научить работать по образцу.

2. Научить основным знаниям по ТБ и ОТ.

3. Научить основным приемам изготовления народной куклы и кукол из различных материалов.

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

Кукла – игровой образ человека, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.

Тема «Путешествие в мир куклы» интересна еще и потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Куклы – наши близкие друзья, благодаря им мы становимся чуткими, бережливыми, добрыми, у нас развивается вкус, фантазия. Любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками.

Итак, на подготовительном этапе мы изучили методическую литературу по теме проекта, подобрали сюжетно-ролевые игры и художественную литературу, дидактические игры, составили комплексно-тематический план работы с детьми.

По ходу основного этапа мы с детьми и родителями проделали очень большую работу. Много беседовали и просматривали учебные фильмы по темам «Традиции русского народа», «Календарные и обрядовые праздники русского народа», «Русская народная кукла», «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Смотрели мультфильмы «История игрушек», «Козленок, который считал до 10»; «Как ослик искал счастье». Читали рассказы Л. Толстого «Была у Насти кукла», «Был у Пети и Миши конь», В. Берестова «Большая кукла». Составляли рассказы по картинкам и опорным схемам. Познакомились с жизнью и бытом предков. Рассматривали книги, иллюстрации, фотографии с куклами «Путешествие в прошлое куклы».

Также было проведено несколько НОД:

– «История появления куклы», в ходе которой мы познакомились с историей возникновения куклы и путешествовали по реке времени: побывали в гостях у древних людей, заглянули в жилище людей из старины и узнали, чем играли дети, по гудку парохода вернулись в современность.

– «Украсим дымковскую куклу». Продолжили знакомство детей с дымковской игрушкой, учились видеть ее красоту и самобытность. Учили детей раскрашивать полностью фигуру дымковской куклы, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчато.

– «Русский национальный костюм» – познакомились с особенностями внешнего вида русского народного костюма; расширили знания о русской народной культуре.

– «Изготовление куклы Пеленашки» – эта совместная деятельность проходила в форме мастер-класса. Цель: приобщение воспитанников к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками. В результате этой деятельности была создана мини-выставка куколок пеленашек и создан мастер-класс для родителей

– «Узоры для матрешки» – в ходе данной деятельности познакомились с историей создания русской деревянной матрешки, с особенностями игрушки – матрешки и способами росписи силуэта матрешки. В результате этой деятельности ребята сделали замечательных матрешек в технике пластилинография.

На заключительном этапе работы провели повторный опрос детей и родителей; создали книгу «Куклы-обереги», также было создано два мастер-класса для родителей: видео мастер-класс «Берестушка» и фото мастер-класс «Кукла Пеленашка». С детьми выучили и сняли видео танца «Неваляшки». Для родителей организовали онлайн-экскурсию в мини-музей «Куклы разных времен», который организовали в группе в рамках реализации проекта.

Подводя итоги работы по проекту, можно сказать, что ребята нашей группы:

– познакомились с историей возникновения кукол, значением куклы в повседневной жизни людей; со стихами, песнями, потешками, загадками, сюжетно-ролевыми играми с куклами;

– закрепили полученные теоретические знания о куклах, их значении и применении;

– научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

Педагоги в ходе проекта:

– смоделировали цикл игровых заданий и упражнений;

– сформировали позитивное отношение к проектной деятельности;

– применяли в работе нетрадиционные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями.

Родители получили положительный опыт взаимодействия с ДОУ, повысили свою компетентность в вопросах, связанных с темой проекта, сплотились с детьми в ходе совместной деятельности, приняли участие в создании мини-музея кукол, приняли участие в мастер-классах по изготовлению кукол-оберегов.

Наша работа была нацелена на всех ребят в группе: и на тех, которые посещают детский сад, и на тех, кто находится дома. Благо, что современные методы информирования позволяют сделать очень многое в этом направлении. Более подробно с проектом «Путешествие в мир куклы» можно познакомиться в блоге «Крошечка» по адресу https://kroshech.blogspot.com/.

Перечень источников

1. Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. 2011. №4. С. 29 – 35.

2. Ельцова О. М., Круглова Н. А. Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуры // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 5. С. 24 – 33.

3. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. –Москва, Ладога-100. 2007.

4. Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. Детство-пресс, 2008.

5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –Акцидент, 1997.

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург. Папитет-2008.

7. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт.-сост.В. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.

8. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. – Аскарова А. // Дошкольное воспитание. 2011. №7. С. 117 – 125.

9. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла // Учебно-методическое пособие. «Детство-пресс», 2012.

Количество просмотров: 2094  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы