Использование приемов мнемотехники совместно с техникой оригами в развитии речи детей среднего дошкольного возраста через игровые обучающие ситуации

 
 

Кривальцевич Ирина Фадеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАОУ г. Новосибирска «Образовательный центр – гимназия № 6 «Горностай»

 
 
 

Стома Марина Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ г. Екатеринбурга детский сад № 563

 

Использование приемов мнемотехники совместно с техникой оригами в развитии речи детей среднего дошкольного возраста через игровые обучающие ситуации

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Проблема проекта. Определение эффективности и целесообразности использования мнемотехники в обучении связной речи у детей среднего дошкольного возраста, с целью повышения уровня творческо-речевого развития детей.

Цель проекта – создание условий для формирования компонентов устной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством использования техники оригами и приемов мнемотехники.

Задачи проекта:

– развивать все компоненты связной речи, ее грамматического строя, диалогической речи, навыков общения через использование поделок оригами и применения мнемосхем;

– формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, рассказывании сказок и т. п.;

– развивать мелкую моторику рук, овладение ребенком-дошкольником навыков конструирования поделок в технике оригами;

– развивать умения анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам.

Методы

Наглядный метод: рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций; наблюдение.

Словесно-образный метод: чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; беседы с элементами диалога, рассказы воспитателя, обыгрывание житейских ситуаций.

Игровой метод: дидактические, подвижные и малоподвижные игры; загадывания и отгадывания загадок.

Предполагаемые результаты

1. Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.

2. Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико-грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

3. Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей среднего возраста следующие:

– обсуждает информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения;

– может доброжелательно общаться со сверстниками и взрослыми;

– совершенствовать диалогическую речь;

– формировать монологическую речь;

– поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество;

– способствовать развитию любознательности;

– эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Именно от владения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

В последнее время педагоги опираются в развитии связной речи детей на множество методик, как традиционных, так и нетрадиционных. Часто используются различные техники, технологии и приемы.

Технику оригами активно применяют в своей практике педагоги, психологи, логопеды и даже врачи, занимающиеся лечением людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С помощью оригами у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев. А как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Применение в работе приемов мнемотехники не является новинкой, но далеко не все педагоги начинают применение данных приемов с младшего дошкольного возраста. Мнемотехника как метод зарекомендовала себя в различных направлениях развития психических процессов, а также стала одним их эффективных методов развития связной речи у детей.

Реализация данного проекта позволит в значительной степени развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, даст возможность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

на основе пособия О.М. Ельцовой «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций»

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Поддерживать инициативность и самостоятельность детей в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи.

2. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

3. Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах по картинкам.

4. Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

5. Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.

6. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

7. Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

 

Темы занятий

МНЕМОТАБЛИЦЫ

ОРИГАМИ

 

СЕНТЯБРЬ

 

 

Мониторинг 1-2 недели

 

 

ОКТЯБРЬ

1.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРУШЕК»

 

«ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ ПО МНЕМОКАРТОЧКАМ»

Цель: закреплять умение опираться на пиктограммы при рассказывании об игрушках.

 

Познакомить детей с мнемотаблицей по стихотворению «Мой мишка» З. Александровой. Продолжать развивать интерес у детей к мнемонике.

«БУМАЖНЫЕ ИГРУШКИ»

Цель: познакомить детей с новым видом искусства «оригами», поделками из бумаги, заинтересовать детей работой с бумагой.

2.

«ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»

«ОСЕНЬ» (по мнеморяду)

Цель: Рассказывание о признаках времени года по символам (картинкам)

 

Дидактическая игра – лото «Времена года»

«ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ»

Цель: познакомить детей с базовой формой треугольник; учить преобразовывать базовую форму в поделку; совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать деталь по диагонали.

 

 

НОЯБРЬ

 

3.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАЙЧОНКА И БЕЛЬЧОНКА В САД И ОГОРОД»

Заучивание четверостиший по мнемотаблицам – «Овощи», «Фрукты».

 

Знакомство со стихотворениями В. Волиной «У Лариски…» и А. Прокофьева «Огород» с помощью таблиц – умение соотносить слова с изображениями и символами.

 

Задание «Учимся задавать вопросы и отвечать на вопросы» по рассказу «В саду» (Ю.Козлова «Я учусь запоминать», стр.35)

НАТЮРМОРТ «МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧОНКА И БЕЛЬЧОНКА»

Цель: Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них.

4.

«В ГОСТЯХ У ЕЖИКА В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

Рассматривание таблицы и заучивание потешки «Мы шли-шли-шли…» – развитие речи, памяти и интереса к мнемотаблицам.

«ОСЕННИЙ ЛЕС»

Цель: отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник»; продолжать учить преобразовывать базовую форму в поделку.

 

 

ДЕКАБРЬ

 

5.

«ПОМОГИТЕ ПЕТУШКУ НАУЧИТЬ МЫШАТ БЕРЕЧЬ ХЛЕБ»

Сказка «Колосок»

Цель: знакомство детей со сказкой, используя мнемотаблицу.

Рассказ-знакомство «От зернышка до булочки» по мнемокарточкам.

 

«Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку»

В. Бахревский

познакомить детей с четверостишием с помощью мнемотаблицы. Развивать умение понимать и запоминать четверостишие по символам.

«КОЛОСКИ ДЛЯ МЫШАТ»

Цель: учить детей способом оригами делать колосок.

6.

«ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Заучивание потешки «Ваня-Ванечка!» с помощью мнемотаблицы.

Цель: развивать интерес к работе с мнемотаблицами.

 

Рассказ «В лесу»

Цель: учить пересказу по мнеморяду.

«ГРИБНАЯ ПОРА»

Цель: отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник», продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные и четкие сгибы.

 

 

ЯНВАРЬ

 

7.

«В ГОСТИ К СТАРИЧКУ-ЛЕСОВИЧКУ»

Знакомство с дидактической игрой «Чьи следы?» – мнемокарточки.

 

Знакомство со сказкой «Заяц-хваста» (О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет»)

Цель: развивать умение осмыслять события сказки с помощью картинок.

«ЕЖИК»

Цель: развивать умение детей складывать ёжика из прямоугольного и квадратного листа бумаги в разных направлениях, проглаживая сгибы.

8.

«СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Рассказывание сказки «Теремок» с помощью мнемокарточек и символов (ТРИЗ)

 

Драматизация сказки «Теремок» детьми

«ДОМ», «ТЕРЕМОК»

Цель: учить по словесному объяснению сгибать лист квадрата углами к центру, следуя словесному указанию воспитателя, делать ровные сгибы (С. Соколова).

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

9.

«В ГОСТИ К ЛЕСНИКУ»

Заучивание англ. песенки по мнеморяду «Вышли мыши…»

 

Подвижная р.н. игра «Медведь» (см. Картотеку подвижных народных игр)

 

Сказка «Три медведя»

Цель: продолжать умение соотносить слова с символами, понимать содержание и запоминать и рассказывать по символам.

«ЗВЕРИ И ИХ ДЕТЕНЫШИ ЛЕСНЫЕ»

Цель: продолжать учить работать с исходной формой – квадратом, делая диагональные ровные четкие сгибы; развивать интерес к работе с бумагой, получать удовлетворение от результата труда, обыгрывать получившиеся фигурки через знакомые сказки.

10.

«БЕЛОЧКА-КРАСАВИЦА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»

 

Стихи «Домик белочки – дупло…», «Белочкам с утра…» знакомство по мнеморяду (см. Т. Трясорукову «Мнемодорожки: окружающий мир»)

«БЕЛКА»

Цель: учить работать с исходной формой – прямоугольник, внимательно слушать словесные инструкции воспитателя и четко им следовать; учить делать «сборную» фигурку, состоящую из нескольких деталей.

 

 

МАРТ

 

11.

«ПОМОГИ ГАДКОМУ УТЕНКУ»

Потешки «Совушка» и «Два веселых гуся» – заучивание по мнемотаблице; развитие внимания, памяти, образного мышления

«ПТИЦЫ»

Цель: закрепить умение делать основные сгибы, учить делать дополнительные сгибы-отгибы

12.

«В ГОСТЯХ У ЗОЛОТОЙ РЫБКИ»

Сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Цель: знакомство со сказкой с помощью мнемокарточек; следить за сюжетом по карточкам.

«РЫБКИ»

Цель: Продолжать обучать конструированию из бумаги: сгибать квадратную и прямоугольную форму по диагонали, приклеивая к основной форме дополнительные детали.

 

 

АПРЕЛЬ

 

13.

«СПАСЕМ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ ОТ ПРОДЕЛОК ВЬЮГИ ЗЛОЙ»

Украинская народная сказка «Рукавичка»

Цель: учить рассказывать с помощью мнемокарточек;

сопоставить, сравнить с русской народной сказкой «Теремок» – содержание, герои, смысл.

 

«ЗВЕРИ»

Цель: учить делать разных зверей – заяц, собака, медведь, используя основу – квадрат, делая ровные сгибы; развивать глазомер, мелкую моторику рук, точность движений. Развивать образное воображение.

14.

«ПРОГУЛКА В ЛЕСУ»

Знакомство детей со стихотворениями «В апрельском лесу» Г. Ладонщикова и «Весело аукнула» Л. Аграчева по мнемотаблицам.

Цель: продолжать понимать содержание стихов по символам, развивать интерес к мнемотехнике.

 

Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко!» с использованием мнемокарточек

«ЛЕС ВЕСНОЙ»

Цель: вспомнить, уточнить последовательность изготовления деревьев разной формы; развивать эстетическое восприятие через рассматривание репродукций весенних пейзажей.

 

 

МАЙ

 

15.

«ПРАЗДНИК 9 МАЯ»

Продолжать учить составлять описательный рассказ по основным признакам с опорой на мнеморяд

«ПОДАРОК»

Цель: Используя имеющиеся навыки в работе с бумагой, сделать поделку-подарок для дедушки. Поощрять проявления активности и творчества. Воспитывать любовь и уважение к близкому человеку.

16.

«В ДЕРЕВНЮ К БАБУШКЕ ВАРВАРУШКЕ»

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» – знакомство со сказкой по мнемотаблице

 

Дидактические игры «Кто где живет?» и «Кто как кричит?»

 

Знакомство детей с загадками-таблицами про домашних животных

 

Составление описательных рассказов о домашних животных по мнемокарточкам

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Цель: Закреплять навыки работы с бумагой в технике оригами. Развивать интерес к оригами, желание создавать новые поделки, обыгрывать их.

 

 

Мониторинг 3-4 недели мая

 

Практическая значимость результатов

Разрабатывая данный проект, мы увидели неограниченные возможности развивающей направленности, позволяющие в значительной степени развивать у детей компоненты устной речи и зрительно-моторную координацию движений, что является важными составляющими для дальнейшего развития ребенка.

Проводя систематические занятия с детьми в технике оригами и занятия с применением приемов мнемотехники, развивается мелкая моторика рук, у детей формируется умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам. Дети практически усваивают пространственные понятия – спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол.

Словарь детей обогащается наречиями и предлогами, развиваются все компоненты связной речи, ее грамматического строя, диалогическая речь, навыки общения.

И в тех семьях, где родители занимаются вместе с детьми, вся семья переживает множество приятных минут. В процессе совместной деятельности достигается полный эмоциональный контакт. Опыт, знание, навыки родителей и непосредственность восприятия и фантазия детей обогащают и тех, и других, приносят пользу всем.

В процессе реализации проекта в значительной степени будет обогащена предметно-пространственная среда:

– изготовлен театр игрушек оригами, для обыгрывания небольших сценок, любимых сказок;

– изготовлены шапочки-маски животных (волка, зайца, кота, мышки и т.д.) для проведения подвижных игр;

– подобрана литература для дополнительного чтения взрослыми детям;

– изготовлены мнемосхемы и таблицы;

– подготовлены презентации по данному направлению.

Инструментарий проекта позволяет проанализировать и обобщить результаты его реализации, оценить качество проделанной работы, эффективность данного проекта.

Коллективная работа по оригами к украинской народной сказке «Колосок»

Папка-передвижка по технике ОРИГАМИ

«Золото осенних полей» – коллективная работа

Куклы Мартинички

Демонстрационный материал по мнемотехнике: мнемоквадраты, мнеморяды, мнемотаблицы (образцы).

Сказка «Теремок» с элементами ТРИЗ

Сказка «Три медведя» с элементами ТРИЗ

Сказка «Колобок» с элементами ТРИЗ

 Потешка «Ваня, Ванечка!»

 

Рассказ про БЕЛОЧКУ по таблице

Стихотворение И. Бунина

Список использованной литературы

1. Агранович З. Е. Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. – СПб: Детство-пресс.

2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память. Рабо.чая тетрадь упражнений по мнемотехники. – СПб.: Светлячок, 2000

3. Долженко Г. И. 100 оригами. – М.: Академия Развития, 2006.

4. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. – М. Школа рационального чтения, 2000.

5. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – Санкт-Петербург, 2009.

6.  Козлова Ю. Я учусь запоминать!. Серия «Школа развития». – Издательство «Феникс», 2013.

7. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: Детство- пресс, 2010.

8. Соколова С. В. Оригами. Игрушки из бумаги. – СПб.: Валери, 2000.

9. Теплова И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №1. – С. 49-52. – URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/.

10. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций» (младший и средний возраст). Автор-составитель О. М. Ельцова, Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2018.

11. Трясорукова Т. П. Мнемодорожки: окружающий мир, Мнемодорожки: речь, Мнемодорожки: внимание 4-5 лет. – Развитие. Обучение. Игра с Татьяной Трясоруковой. – Ростов-на-Дону, 2019.

Количество просмотров: 1738  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы