Праздники и развлечения как средство развития творческого потенциала и воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств

 
 

Даттай Галина Александровна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 1 «Сказка»

р.п. Коченево Новосибирской области

 

Праздники и развлечения как средство развития творческого потенциала и воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств

Имея большой опыт работы, могу утверждать: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступны чувства любви к природе, к родному городу, к своей Родине. В связи с этим большое внимание наш коллектив педагогов ДОО уделяет подготовке и проведению мероприятий, призванных формировать у детей представление об окружающем мире, отношение к малой Родине, России. Для этого в детском саду создана благоприятная образовательная среда, содействующая разностороннему духовно-нравственному становлению личности ребенка, атмосфера любви ко всем воспитанникам и взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса.

Мы общими усилиями стремимся каждый день пребывания ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, веселыми играми, дружбой. Ведь с чувства привязанности к родному детскому саду, своему дому, улице, родной семье начинается любовь к своей Родине.

Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, и поэтому основой формирования патриотизма может стать их эмоционально-образное восприятие окружающего мира.

И здесь невозможно переоценить роль музыки и ее использование в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Поэтому на протяжении всех лет работы с дошкольниками я стремлюсь к тому, чтобы занятия музыкой доставляли детям радость, дарили любовь и интерес к музыке, успешно развивали у них музыкальные способности. И тогда во время непосредственно-музыкальной деятельности дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого, у них формируются важные нравственные качества. Я приобщаю детей к народной музыке и мировой музыкальной культуре через все виды музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях, начиная с младшего возраста, дети знакомятся с репертуаром, с народными музыкальными инструментами, исполняют песни, разучивают игры, пляски и хороводы. В непосредственно-образовательной деятельности для создания эмоциональной, творческой атмосферы я эффективно использую методы стимулирования музыкальной деятельности, имею большой опыт применения здоровьесберегающих технологий. Этому способствует обобщенный мною ранее опыт работы «Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние дошкольников» и разработка авторской программы «Мелодия здоровья».

Ярко выплеснуть свои эмоции, накопленные чувства и выразить своё искреннее отношение к малой Родине, дети могут на организованных праздниках и развлечениях. Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению праздников, смело могу утверждать, что есть резерв и большой потенциал в их развитии и совершенствовании. Его я вижу в создании системы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ, для этого успешно применила метод проектов и реализовала для всех возрастных групп воспитательно-образовательный проект «Россия – Родина моя».

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами музыки и культурно-досуговой деятельности.

Программные задачи:

– Формировать познавательный интерес к истории и культуре России через музыкальное искусство.

– Приобщать детей к народным традициям, используя народные праздники и фольклор.

– Расширить музыкальный опыт детей, используя различные виды и формы организации детской музыкальной деятельности.

– Развивать творческие музыкальные способности детей.

– Обеспечить единство в работе ДОО, семьи и социума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

– Воспитывать уважение и любовь к своему народу.

Данный проект представляет собой модель, состоящую из 3 последовательных этапов.

1 этап – «Предварительно-прогностический», предполагает изучение проблемы, подбор необходимой литературы, накопление методического материала, определение задач и разработку проекта, создание предметно-развивающей среды, выбор и проведение диагностики по данной тематике.

2 основной этап – «Художественно-творческий», состоит из 5 тематических блоков: «Край родной», «Горница», «Хоровод круглый год», «Поклонимся великим тем годам», «С чего начинается Родина». Каждый из блоков включает в себя один или несколько проектов.

3 этап – «Обобщающий», предполагает анализ и обобщение результатов проведенной работы, трансляцию опыта через выход в СМИ, интернет, выступления на семинарах ММО, участие в конкурсном движении и размещение практического материала в педагогических журналах.

Остановлюсь более подробно на тематических блоках основного этапа:

1 блок «Край родной»

Чувство любви к родной природе – одно из главных и понятных маленькому ребенку слагаемых патриотизма, именно поэтому совместно с воспитателями младших групп мы создали и реализовали познавательно-игровой проект «Здравствуй, родная березка!»Каждый временной цикл наблюдения за березой на территории детского сада (осенний, зимний, весенний, летний) мы заканчивали тематическим развлечением на прогулке, а в конце года в музыкальном зале был проведен итоговый праздник «У березки день рожденья», после которого была проведена акция с родителями «Посади дерево».

 

2 блок – «Горница»

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке, ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, с чувством юмора знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Этому посвящен творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Сезонные посиделки в гостях у бабушки Варвары».

Вместе с воспитателями групп мы знакомили детей с русским народным фольклором, начиная с простейших форм песенного фольклора с постепенным усложнением. Народный фольклор пронизывает всегда музыкальные занятия, воспитатели стараются включить его в изобразительную деятельность, утреннюю гимнастику, в различные режимные моменты. Благодаря этому усвоенный материал дети перенесли в самостоятельную деятельность.

Каждая встреча с доброй и милой бабушкой Варварой была наполнена сюрпризами, неожиданными встречами с народными героями, например, зимой – это Домовенок Кузька из-за печки, с которым дети перебирали крупу, отгадывали все его загадки, играли в народную игру «Домовой». Осенью дети познакомились с бабушкиным котом Васькой и всем ее большим хозяйством, водили хороводы и пели народную песню «Ходит Васька-кот» и т.д.

Таким образом, с помощью доброго родного персонажа – бабушки Варвары, дети среднего возраста легко и просто в игровой форме познакомились с временами года, пополнили свой багаж знаний малыми фольклорными формами, народными песенками, хороводами, играми. Проведенная работа открыла перед нами широкие возможности по ознакомлению детей с народными праздниками и традициями в старшем дошкольном возрасте.

3 блок – «Хоровод круглый год»

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания. В старшем возрасте продолжается знакомство детей с народной музыкой, расширяется и находит отражение в творческом проекте «Календарные праздники». Он представлен такими праздниками, как «Осенняя ярмарка», «Колядки на Рождество», «Светлая Пасха», «Веселая масленица», «Веселимся на Троицу».

4 блок – «Поклонимся великим тем годам»

Этот блок представлен информационно-творческим проектом «Расскажите детям о войне» для старшего дошкольного возраста. Его мы разработали вместе со старшим воспитателем в юбилейный год 70-летия Великой Победы, и с тех пор он реализуется в нашем ДОУ каждый год. Все мероприятия разработанного проекта, которые мы смогли провести для детей, коллег и родителей, посвящены Великой Победе. Цикл музыкальных занятий «Песни, с которыми мы победили войну» был разработан мной в еще в 2013 году и сегодня продолжает пополняться новыми историями создания легендарных военных песен. Величие подвига советского солдата и всех людей я раскрываю в доступной и понятной форме через знакомство детей с песнями тех времен и о тех временах.

Благодаря тесному сотрудничеству с Сибирским спасательным центром № 653 МЧС России, который расположен на территории поселка, наши ребята имеют возможность общения с настоящими защитниками, спасателями. Так, например, на праздничном музыкальном занятии «КВН ко Дню защитника Отечества» в старших группах приглашенные военные оценивали выступления детей, работая в жюри, а на спортивных развлечениях «Как домовенка Кузю в армию провожали» в подготовительных группах принимали участие в соревнованиях вместе с детьми.

Ежегодный фестиваль «Весна Победы» – это традиционная форма работы по празднованию великой даты в нашем ДОУ, где дети исполняют военные песни, танцуют, читают стихи о Родине, ветеранах.

 

5 блок «С чего начинается Родина»

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Начиная с младшей группы, мы празднуем день 8 марта во всех группах и не забываем про день Матери в старшем возрасте.

Тематика блока «С чего начинается Родина» не ограничивается образом матери, она очень разнообразна:

1. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем поселке. Речь идет об использовании регионального компонента в ДОУ, который представлен информационным проектом «Мое родное Коченево».

2. Воспитательно-образовательный проект «Сказки дедушки Корнея» для всех возрастных групп о творчестве замечательного писателя К.И. Чуковского.

3. Воспитательно-образовательный проект «Что за прелесть эти сказки!», где традиционно мы знакомим детей старшего возраста со сказочными образами А.С. Пушкина (проводится ежегодно).

4. Информационно-творческий проект «Космические фантазии».

 

Хочу отметить, что работа строится на тесном взаимодействии со всеми специалистами ДОУ и воспитателями групп. Например, взаимодействуя с педагогом-психологом в рамках действующего проекта «Здоровый педагог – здоровый ребенок» у нас активно действуют литературно-музыкальные гостиные разнообразной тематики. Они являются самой эффективной формой работы с коллективом, их очень любят посещать и принимать активное участие все педагоги. Так, например, мною были подготовлены и проведены следующие литературно-музыкальные гостиные: «Очарование романса», «Сказочные образы А.С. Пушкина в музыке русских композиторов», «Главные песни о космосе», «Золотая флейта России».

Вот уже в течение нескольких лет у нас в детском саду созданы 2 творческих коллектива: вокальный «Надежда» и танцевальный «Жемчужина», в них входят все те, кто желает петь и танцевать, быть активными участниками различных мероприятий, конкурсов.

Конечно, без тесной взаимосвязи с родителями мы не сможем реализовать задуманное, поэтому остановлюсь подробнее на самой эффективной форме работы – вовлечении родителей в образовательный процесс. Ведь они самые желанные и лучшие зрители всех мероприятий! Мамы, папы, бабушки, дедушки охотно соглашаются на приглашение поучаствовать в посиделках, календарных праздниках, исполнить предложенные им роли, поиграть с детьми в народные игры, сшить детям народные костюмы, поучаствовать в возложении цветов к памятнику Родине-матери после тематических занятий ко дню Победы и т.д. И в процессе участия в различных мероприятиях многие поняли и сделали вывод для себя, что праздник в детском саду – это не демонстрация успехов детей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей, и у родителей уже потому, что они вместе поют, танцуют, играют.

Подтверждением моих слов может служить тот же проект «Расскажите детям о войне», в котором приняли участие все – от детей, их родных и близких до воспитателей (включая младшие группы), специалистов и заведующей. С гордостью и благоговейным трепетом делились участники проекта фотографиями своих родных, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и таким образом создали новую экспозицию в музее «Боевой славы» – «Бессмертный полк».

Сегодня мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, создаем условия для творческого взаимодействия, ведь у нас одна цель – воспитать будущих патриотов!

Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами, родителями и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы смогли заложить первое чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине, а созданная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию и реализация проекта «Россия – Родина моя» показала, что мы занимаемся важным делом: учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит.

Количество просмотров: 2404  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы