Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии и становлении активной творческой личности ребенка дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

 
 

Кузьмина Валентина Сергеевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 1 «Сказка»

р. п. Коченево Новосибирской области

 

Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии и становлении активной творческой личности ребенка дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

Целевые ориентиры, обозначенные во ФГОС ДО, согласно которым ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, направляют нас, педагогов, на поиск новых подходов к организации образовательной деятельности. Именно эти личностные характеристики особенно ярко проявляются и развиваются в музыкально-театрализованной деятельности дошкольников.

Цель моей профессиональной деятельности: формирование у детей опыта участия в музыкальных спектаклях как средства развития и самовыражения творческой личности.

Задачи:

– поиск и использование наиболее удачных методов и приёмов, форм организации работы с детьми дошкольного возраста по теме;

– создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (в настоящее время – это задача Стандарта, I раздел, п.1.4.);

– создать и внедрить систему работы по развитию творческого потенциала дошкольников с опорой на музыкально-театрализованную деятельность;

– наладить тесные контакты между родителями, педагогическим коллективом ДОУ и социумом, взаимообмен информацией и опытом.

Направления моей работы:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по теме музыкально-театрализованной деятельности дошкольников.

2. Подбор методик диагностики и разработка программы мониторинга изучения и развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Системная работа с детьми в рамках реализуемой программы «Мир театра – детям!» с необходимым методическим сопровождением.

4. Публикация статей в педагогической периодике, районной газете «Коченевские вести» и размещение на сайте ДОУ материалов из опыта работы по данной теме.

5. Участие в конкурсном движении всех уровней с данным материалом.

6. Подготовка отчетных документов об итогах работы на уровне дошкольного образования.

Опираясь на исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов), посвященных выявлению возможностей для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что именно театрализованная деятельность во всём её многообразии позволит мне достичь положительных результатов в развитии творческого потенциала моих воспитанников. Это обусловлено родством театрализованной деятельности с театром как синтетическим видом искусства, соединяющим в себе слово, образ, музыку, танец. Поэтому с 2015 г. в нашем детском саду в формате кружка «Дорога добра» реализуется программа «Мир театра – детям!» как вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений (разработанная мною под руководством старшего воспитателя Н. Н. Осиповой).

Особенно актуальным здесь является привлечение дошкольников именно к музыкально-театрализованной деятельности, которая открывает более широкие возможности для раскрытия и развития творческой личности каждого ребёнка, способного:

– создавать свой художественный образ на основе музыкальной композиции, используя позу, жест, мимику, голос, тембр, речевую интонацию;

– уметь анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

– понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства.

Исходя из того, что музыкально-театрализованная деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, я обязательно учитываю психологическую комфортность для своих воспитанников. И здесь особое значение отведено театрализованной игре, ведь по результатам исследований (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) именно театрализованная игра помогает приобщить детей к литературному, драматическому и театральному искусству и дает возможность воспитанникам постоянно переходить на всё новый этап их личностного, творческого роста. Поэтому я систематизировала свою работу с детьми так, что основным методом развития стал метод игровой импровизации (разыгрывание сюжета, сочинение танцевальной композиции, пантомимы, этюда без предварительного заучивания).

Ожидаемые результаты работы по программе «Мир театра – детям!»

ДЕТИ

Основы театральной культуры

-имеют представление о видах театра: кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета;

-владеют навыками культурного поведения в театре.

Танцевальное творчество

-могут передавать настроение музыки в танце пластикой своего тела;

-могут ритмично импровизировать на современную детскую эстрадную музыку, передавая танцевальными движениями разнообразный характер музыки.

Песенное творчество

-могут сочинять песни на знакомый текст в характере своего героя;

-могут выразительно исполнять предложенные авторские песни.

Музыкально-игровое творчество

-могут вживаться в передаваемый образ героя;

-могут воплощать свои замыслы собственными силами, организуя деятельность других детей;

-самостоятельно распределяют между собой роли в подвижных,

сюжетно-ролевых, театрализованных играх, играх-этюдах.

Основы актерского мастерства

-могут согласовывать свои действия с партнерами;

-могут самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции (мимику и жесты);

-могут применять навыки действий с воображаемыми предметами (этюды и игры на развитие воображения, фантазии).

Участие в музыкальном спектакле

-могут ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по "сцене";

-передают образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

-могут контролировать внимание;

-могут понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

-могут принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

-могут изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в в соответствии с эмоциональным состоянием.

РОДИТЕЛИ

-повышена компетентность в вопросах музыкально-театрального искусства;

-сформирована мотивация на активное участие в образовательном процессе ДОУ, на совместную с педагогами и детьми работу в области художественно-эстетического развития;

-наблюдается проявление инициативы на участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала ДОУ, группы;

-увеличено число родителей, читающих детям дома художественную литературу; работающих с детьми над выразительностью «прочтения» стихотворений, исполнения песенок, эпизодов произведений;

-сформирована мотивация в систематичном посещении родителями и их детьми детских театров, образовательных книжных выставок, разнообразных услуг библиотек;

-укреплены взаимоотношения между родителями и детьми.

ПЕДАГОГИ

-наблюдается личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворенность;

-улучшено качество работы по раскрытию творческого потенциала воспитанников;

-повышена компетентность педагогов в вопросах музыкально-театрального искусства.

Программа содержит курс по развитию детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет через музыкально-театрализованную деятельность.

1 год обучения – средняя группа (4-5 лет) – включает работу с детьми по трем видам творческой деятельности: музыкально-игровое творчество, основы актерского мастерства, участие в драматизации, музыкальной театрализации сказок.

«Петушок»

«Три медведя»

  

«Заюшкина избушка»

 

2 год обучения – старшая группа (5-6 лет) – включает 6 видов творческой деятельности: основы театральной культуры, танцевальное, вокальное, музыкально-игровое творчество, основы актерского мастерства, участие в драматизации, музыкальной театрализации сказок.

Танец-игра белочек с Красной шапочкой

«Колобок». Пантомима «Домашние хлопоты»

«Пожар в лесу». Импровизация. Танец огня

 

3 год обучения – подготовительная группа (6-7 лет) – включает те же 6 видов творческой деятельности, но с введением усложненных упражнений на умение: вживаться в передаваемый образ героя; воплощать свои замыслы собственными силами, организуя деятельность других детей; самостоятельно распределять между собой роли в подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, играх-этюдах; успешно согласовывать свои действия с партнерами; самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции  (мимику и жесты); применять навыки действий с воображаемыми предметами (этюды и игры на развитие воображения, фантазии).

«Дюймовочка». Вальс жуков и бабочек

«Царевна-лягушка». Танец «Ручеек»

 

В своей работе я использую различные формы организации театрализованной деятельности: драматизация, музыкальные спектакли, праздники, развлечения, литературно-музыкальные гостиные. Основная форма – театрализованные занятия в кружке «Дорогою добра» (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные).

На музыкальных занятиях я учу детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учу передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

На занятиях по театрализации я через все виды детской музыкально-театрализованной деятельности способствую формированию у воспитанников творческого начала, то есть не ограничиваюсь лишь сценарной, режиссерской и постановочной работой. Перспективно-тематическое планирование, где отражены виды детской деятельности, картотека разных форм и видов театрализованных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста и соответствующая литература – всё помогает мне систематизировать многообразие материала и эффективно применять его на практике.

Для вовлечения всех воспитанников в музыкально-театрализованную деятельность я использую следующие методы и приемы:

-беседы после прочтения или просмотра сказки, спектакля, обсуждение;

-упражнения по дикции, артикуляции, укреплению и развитию голосового аппарата;

-упражнения на развитие мимики, пластики, искусства пантомимы;

-театральные этюды;

-выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли робких и застенчивых детей;

-импровизация;

-объяснение, показ, рассказ взрослого;

-просмотр видеофильмов о театре, сюжетов сказок;

-разучивание произведений литературы, устного народного творчества, песен, танцев;

-наблюдение.

Применяю разнообразные подходы, такие как мотивация к игре, танцу, песне; определение темы и цели игры, сюжета танца, песни; выбор игровых и выразительных средств, распределение ролей. Благодаря их использованию дети получали возможность самостоятельно находить способы решения проблем, что в свою очередь способствовало личностно-творческому росту дошкольников и являлось самым ценным в моей работе.

Например, в 2022 году коллектив детей 2 подготовительных групп «Колобок», «Красная шапочка», педагогов и родителей представил музыкальный спектакль «Морозко» по мотивам одноименной русской народной сказки в рамках районного педагогического семинара, посвященного вопросам совместной творческой деятельности по созданию спектакля.

«Морозко». Хоровод «Зима-красавица»

«Морозко». Пантомима «Домашние хлопоты»

«Морозко». Сцена встречи Морозко и Настеньки   

Хочется отметить, что из 45 детей двух групп, которые приняли участие в сказке, половина актерского состава (23 чел.) дети-логопаты, 1 ребёнок со статусом ОВЗ/ЗПР. Так как сюжет сценария был достаточно многоплановым и объемным, я задействовала не только детей этих групп, но и ввела дополнительно ещё две подгруппы: для воссоздания колорита раннего зимнего утра, с которого начинается спектакль, были привлечены «девочки-снежинки» из средней группы, они дополнили и украсили своим, пусть и небольшим танцем, песню «Белые снежинки», которую исполнила главная героиня сказки Настя, а воспитанники старшей группы «Слоненок» – это «деревенская молодежь», которая своим выступлением подчеркнула красоту русской души, а также украсила сказку, показав какими бывают весёлыми и добрыми зимние русские забавы на селе.

Музыкальный спектакль «Морозко» является итогом нашей совместной работы по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста за три года. И здесь данные диагностики подтверждают, что показатель высокого уровня к концу обучения по программе «Мир театра – детям!» составил 70 %, так как с момента начала обучения он вырос на 63 %. А это значит, что творческий потенциал детей значительно увеличился! И цель программы «Мир театра – детям!» соответствует содержанию, предлагаемые знания и умения интересны, полезны всем участникам образовательных отношений.

Диаграмма уровней развития творческих способностей детей в рамках реализации программы «Мир театра – детям!» на примере группы «Колобок» (23 чел.).

Период: сентябрь 2019 г. – май 2022 г. (3 года)

В будущем, уже став учениками общеобразовательной школы, многие из наших выпускников продолжают свой творческий путь, выбирая для себя интересное и любимое дело: музыкальная школа, театральная студия, кружки, школа танца, вокала и другие.

Таким образом, совместное решение задач по развитию творческого потенциала детей педагогами, родителями и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, даёт ощутимые результаты: наша работа несёт в жизнь детей весомую каплю той самой доброты и миропонимания, любви к искусству, уважению и толерантности к окружающим, которого так не хватает сегодня в обществе. Наши воспитанники действительно получают возможность как приобщиться к искусству, так и «вырасти» в самостоятельную творческую личность!

Список литературы

1. Антипина Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

3. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.

5. Григорьева Т. С. Маленький актёр. Программа для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

6. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.

7. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 1978. – 572 с.

8. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.

9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

10. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого,- 2006. –126 с.

11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр - творчество - дети». Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004. – 208 с.

12. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.

13. Эльконин Д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1989. 326 с. – 351 с.

Количество просмотров: 1926  

Добавить комментарий

Target Image
1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы