Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн

 
 

Леви Ольга Александровна,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ города Новосибирска «Гимназия № 9 имени
Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича»

 

Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн

«Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение из пяти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» [1, с.37].

В настоящее время существует большое разнообразие синквейнов: традиционный, обратный, зеркальный, синквейн – бабочка, корона синквейнов, гирлянда синквейнов.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета. В своей педагогической практике я применяю эту форму рефлексии на уроках литературного чтения и окружающего мира, начиная со второго класса.

Пример из практики: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

Стадия рефлексии.

1. Обращаясь к ученикам, прошу записать три самых ярких запомнившихся образа: Индюк, Индюшка, Петух и т.д. Затем выделяется одно слово и подчеркивается.

2. Это слово станет названием стихотворения, которое предстоит сочинить.

3. Объясняю (напоминаю), как пишутся такие стихи:

1-я строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2-я строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3-я строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4-я строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5-я строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

4. Вместе с учащимися на доске составляем синквейн «Индюк», показывая приём набора лексики:

1-я строка: Индюк.

2-я строка: глупый, чванливый, ворчливый, важный, заносчивый.

3-я строка: гуляет, ворчит, зазнается, рассуждает, болтает, хвастается.

4-я строка: самая глупая птица в птичнике, ходит и ждет еды.

5-я строка: птица.

Затем записываем окончательный вариант:

Индюк

Глупый, заносчивый.

Ворчит, зазнается, рассуждает.

Самая глупая птица в птичнике.

Птица.

5. Учащиеся в паре пишут синквейн на тему «Индюшка».

6. Зачитывают примеры.

7. Предлагаю в качестве домашнего задания написать синквейн «Петух».

8. Прошу учащихся ответить на вопросы:

«Понравилось ли вам сочинять стихи?»

«Что показалось наиболее сложным? Что нужно для того, чтобы стало легче?»

Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь непросто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности [2, с.160].

Синквейны учеников 2 «В» класса

Индюшка

Скромная, добрая.

Кашляет, соглашается, восхищается.

Любила пожаловаться, походила на старушку.

Птица.

Зиновьева А.

Петух

Крикливый, задиристый.

Кричит, ссорится, клюётся.

Желает подраться со всеми.

Забияка.

Иванов Е.

Серая Шейка

Беззащитная, бедненькая.

Боится, дрожит, ныряет.

Серую шейку было жалко.

Утка.

Преснакова А.

Серая Шейка

Раненная, беззащитная.

Плавает, боится, переживает.

Она боролась до конца.

Утка.

Кутаков С.

Синквейны участников мастер-класса «Использование приемов письменной рефлексии на уроках литературного чтения» в рамках регионального семинара-практикума «Современные технологии в обучении младших школьников литературному чтению» (27.02.2014 год):

ФГОС

Новый, современный, утвержденный, обязательный.

Изучаем, используем, работаем, реализуем.

Ориентирован на становление личности выпускника.

Стандарт, требование

Ученики

Любознательные, озорные.

Учатся, общаются, смеются.

В учебе всего добьются.

Дети.

Педагог

Мудрый, увлеченный.

Трудится, учит, творит.

Отдает свое сердце детям!

Учитель.

Заработная плата

Маленькая, нищенская.

Хватает на хлеб, похожа на сдачу в магазине.

Для ее получения тратим много сил, энергии, времени.

Вознаграждение.

Список литературы

1. Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002. – № 3.

2. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011.

Количество просмотров: 21421  

Комментарии

Очень интересная форма работы, но синквейн о заработной плате печален. Все остальное - "за здравие", а этот отрывок - "за упокой"
Все хорошо только напишите синквейн о бабочке

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы