Урок окружающего мира по теме «Москва златоглавая» в 3 классе

 
 

Шереметьева Вера Сергеевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ гимназия № 15 «Содружество» г. Новосибирска

 

Урок окружающего мира по теме «Москва златоглавая» в 3 классе

УМК Образовательная Система «Школа 2100»

Учебник: Окружающий мир «Мое Отечество», авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В.Тырин.

Форма проведения урока: урок-экскурсия.

Цели и задачи:

Общеобразовательные:

1. Сформировать образ Московского Кремля.

2. Углубить знания по истории государства.

3. Познакомить с великой исторической личностью Ивана Грозного.

4. Осуществить межпредметную связь (музыка, живопись, история).

Воспитательные:

1. Воспитание патриотизма как необходимого качества (так как любовь к Отечеству является основанием формирования духовно-нравственной личности).

2. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания развивать работоспособность через профилактику утомления.

Развивающие:

1. Развитие кругозора, повышение интеллектуального уровня.

2. Развитие логического мышления.

3. Развитие речи (обогащение словаря).

Основные дидактические методы: словесный; проблемно-поисковый; рефлексии; диалоговая методика; самостоятельные работы с исторической информацией; наглядно-иллюстративный.

Оборудование:

Учебник: А. А. Данилов, С.В. Тырин. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания. 3 класс. 2 часть

Карта «Река Времени Российской истории»

Компьютер, интерактивная доска.

Формы организации учебной деятельности:

– индивидуальная;

– групповая;

– беседа;

– сообщения учащихся (на основе индивидуальной самостоятельной подготовки материала);

– работа по теории истории;

– работа с учебником;

– заочная экскурсия по достопримечательностям Московского Кремля.

Дидактические средства:

– презентация « Москва златоглавая»;

– музыкальное сопровождение, звон колоколов;

– карточки с опорными словами и пословицами о Москве;

– дидактический материал (тест);

– толковый словарь.

Методическая литература:

Д.Д. Данилов, Л.И. Гребенюк «Методические рекомендации для учителя». – М., «Баласс», 2008.

Я познаю мир: История: Детская энциклопедия./Н.В.Чудакова и др. – М.:ООО «Изд. АСТ», 2002.

История России в рассказах. – М. «Стрекоза», 2009.

Ход урока

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Если много знать хотите,

В страну знаний поспешите.

II. Актуализация знаний.

(Слайд 1)

– Перед нами река времени Российской истории. Корабль наших путешественников, совершающий плавание по «Реке времени», миновав пороги после скалы Батыева нашествия, вышел и остановился на широкой воде …

– На каком участке Российской истории мы находимся?

– Как называется изучаемый раздел? (Времена Московского государства.)

(Слайд 2)

– Давайте вспомним, какие события в истории положили начало временам Московского государства?

(Слайд 3) Сергий Радонежский…

(Слайд 4) Московский князь Дмитрий Иванович решил поднять Русь против Орды

(Слайд 5) 1380 г. Куликовская битва

(Слайд 6) 1480 г. Правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы русские земли и избавил от ордынской зависимости.

– Итак, было завершено великое дело объединения Руси.

(Слайд 7) Начались новые времена.

(Регулятивные, познавательные УУД)

III. Постановка проблемы. (Работа в группах)

(Слайд 8)

– Составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл (Ученики составляют пословицы):

1.Москва не сразу строилась.

2. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

3. На Москву идти – голову нести. (Пословица времён Ивана Грозного)

4. Москва – мать всем русским городам.

5. Кремль – сердце Москвы.

– Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока?

Пословицы о Москве. Значит, и тема урока о Москве.

(Звучит стих-е «Москва» Л.А. Мея на фоне музыки «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусорского)

Там, за синей цепью гор

За широкими полями,

Где усталый видит взор

Только землю с небесами,

Там спит город-великан,-

На холмы облокотившись.

К долам низменным склонившись,

Завернувшися в туман;

Весь из куполов, блистает

На главе венец златой;

Ветер с поясом играет,

С синим поясом-рекой.

То величья дочь святая,

То России голова

Наша матушка родная

Златоглавая Москва.

(Слайд 9)

– Я уточню тему урока: «Москва златоглавая».

– Что означает слово златоглавая? Какое оно? (Сложное). Почему? (В нём 2 корня и соединительная гласная).

– Почему Москву называют златоглавой?

– Сегодня роль Анюты и Илюши будут играть … и …. Послушайте их диалог.

Аня: Я читала, что сердце – это орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества. Человек не может жить без сердца.

Илюша: Значит, если Кремль называют сердцем России, то получается, что товары и продукты, которые необходимы людям, провозят через Москву, а в Москве – через Кремль?

Аня: Что ты! Конечно, не так! Кремль – сердце Москвы, но товары и продукты России через Кремль не проходят.

– Давайте вернёмся к пятой пословице. Какой возникает вопрос.

(Слайд 10) определяем проблему

– Почему Кремль называют сердцем Москвы и России?

IV. Версии детей, актуализация знаний.

(Cлайд 11)

– Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? (Рассказы детей о своих впечатлениях).

– Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России? (высказывают свои мнения, запись версий на доске) (Возможные мнения:

Кремль очень красивый.

В Кремле много соборов, музеев.

Кремль находится в столице, а столица – самый главный город России.

Москва начала строиться с Кремля.

В Кремле работает наше правительство.)

V. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний).

– Я вас попросила найти в словаре, что обозначает слово «кремль»? (крепость, укрепление)

– С какой целью его строили? (для защиты города)

– Кремль был построен уже через 9 лет после основания Москвы, а по некоторым источникам крепость, которая потом стала называться Кремлем, возникла на 100 лет раньше Москвы. Наш Кремль не раз менял свой облик.

– Первый Кремль выглядел совсем не так, как современный. Из чего, на ваш взгляд, Кремль могли строить раньше.

(Слайд 12) Рассмотрите слайд. Что вас удивило? (Кремль деревянный)

– Он был заложен по приказу Юрия Долгорукого в XII веке. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах. Зимой 1238 г. к Москве подступили монголо-татары. Москвичи мужественно оборонялись, но деревянный Кремль не мог сдержать монгольские полчища. Сожгли враги Москву. И казалось, никогда сожжённой Москве не подняться из пепла, но уж очень удобное место – самое сердце Руси.

– Для строительства использовали сосну? Предположите почему?

Вот он, первый Кремль сосновый,

За бревенчатой стеной.

Так родился город новый,

И назвался он Москвой.

Да не город – деревушка,

На пригорке – церковушка,

Кучка княжьих теремов,

Да десятка два домов.

– Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог. Как вы думаете, каким другим деревом могли заменить сосну, более долговечным? (дубом)

(Слайд 13)

Вот прошло немало лет

И на старом пепелище,

На Кремлёвском городище

Вырастают снова срубы

С крепостной стеной из дуба.

За стеною – терема,

И амбары и дома.

– Закладка дубового Кремля произошла 23 ноября 1339 года.

– Разрослась Москва, стала центром русских земель. В XIV веке случилась на Руси засуха, в церкви «Всех святых» занялся пожар, ветер быстро разнёс огонь. Через 2 часа не стало Москвы – сгорела «от копеечной свечки».

– Но и дуб оказался не вечным, какой более прочный строительный материал использовали для строительства Кремля? (камень)

(Слайд 14)

И прошло 130 лет,

Прежде чем увидел свет

Кремль московский, только новый –

Не дубовый, не сосновый.

Дмитрий – князь, Ивана – внук,

Переделал всё вокруг.

Для Кремля с каменоломни

Возят камни целый год.

И былой стене на смену

Строят каменную стену.

– Не умерла Москва – приступили москвичи к делу, доселе невиданному: возвели на кремлёвском холме стены и башни из белого камня. Не так страшны теперь пожары. Красавицей белокаменной называют теперь москвичи свой город. Шли годы. Тесно стало Москве в белокаменных стенах и в конце XV века построили новый Кремль – из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее. Когда же в XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом. Он пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные зубчатые стены (ласточкин хвост), стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней.

– Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.

– Какие версии уже подтвердились? (напротив подтвердившихся версий ставим знак +)

Физминутка.

VI. Работа с учебником.

– А теперь давайте отправимся в виртуальное путешествие на территорию Кремля, на соборную площадь.

(Слайд 16)

– Почему она так называется? (Предположения детей: здесь стоят красивые дворцы, храмы, соборы.)

– О чём могут рассказать постройки, расположенные в Кремле? (о жизни великих государей)

– Послушайте, как красиво звучат колокола.

– Чтобы ближе познакомится с архитектурными зданиями Кремля, мы поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание и вычитывает нужную информацию из учебника. В папках также есть дополнительная информация. Подготовив информацию, выберите в каждой группе экскурсовода.

Работа в группах. Каждой группе задание на листах: (Коммуникативные, познавательные УУД)

1 группа – Прочитайте текст со слов «Наши друзья вошли в Кремль…» до слов «…на самых отдаленных окраинах». Подготовь рассказ о колокольне Ивана Великого.

2 группа – Прочитай на с.59 об Успенском соборе. Какое событие произошло в нем? Как вы понимаете слово «венчался»? Как стали называть теперь великого государя?

3 группа – Прочитайте на с.60 о Благовещенском соборе. Расскажите, что о нем узнали.

4 группа – Прочитайте на с.60-61 об Архангельском соборе. Расскажите, что о нем узнали.

5 группа – Рассмотрите иллюстрации на с.60. Что изображено на первой и второй иллюстрации? Подготовьте ответ на вопрос «Почему Ивана IV называли Грозным?»

– Мы на Соборной площади. Экскурсоводы готовы? Отправляемся в виртуальное путешествие.

(Слайд – «Колокольня Иван Великий»).

– Несколько столетий колокольня «Иван Великий» оставалась самым высоким зданием Москвы. Путники, идущие в столицу, видели её за много километров от города. Колокола «Ивана Великого» звонили по самым главным праздникам, их звон был слышен даже на отдалённых окраинах Москвы. Заслышав его, горожане спешили к Кремлю, где проходила праздничная церковная служба.

Бело-золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».

На колокольне и звоннице висят 22 колокола. Они украшены орнаментами, надписями, которые указывают в каком году отлиты, чьим повелением, в чьё правление, кто лил колокол.

(Слайд «Царь-колокол»)

– Недалеко от колокольни на каменном постаменте установлен «Царь-колокол» – самый большой в мире. Он весит 200 тонн, его высота более 6 метров, диаметр более 7 метров. Во время большого московского пожара в 1737 г. отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок в 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 г. он был установлен на постаменте около колокольни «Ивана-Великого».

– Какую роль в Москве выполняла колокольня «Иван-Великий»?

(Cлайд «Успенский собор») (стр.59)

– Главным собором Москвы был Успенский собор. Здесь проходило венчание на царство всех русских царей.

– А как вы понимаете слово “венчался”? (христианский обряд – возложения на голову короны-венца).

(Слайд «Венчание на царство»)

– Вы видите венчание на царство внука Ивана III, Ивана Васильевича Грозного. Храм полон людей в роскошных длинных одеждах, под сводами храма звучало красивое пение. Старый священник возлагает на голову 17-летнего юноши Ивана IV золотую, украшенную собольим мехом внизу, а сверху увенчанную крестом, шапку. Это шапка Мономаха. С того времени (XVI в.) великого государя стали называть царём.

(Слайд «Шапка Мономаха»)

– Шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится в Оружейной палате Кремля.

– Иван Грозный – первый русский царь.

– Почему же его прозвали Грозным? (стр. 60)

– Какой самый красивый храм России хранит память о злодеяниях Ивана Грозного?

– Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.

(Слайд «Собор Василия Блаженного»)

– Народное предание гласит, что Иван Грозный жестоко отплатил мастерам за их труд. Он спросил у них, могут ли они построить собор ещё краше, и они ответили ему, что могут, тогда он приказал выколоть им глаза, чтобы они не смогли сделать собор ещё краше. Тяжкие грехи не давали покоя государю. Часто по длинным переходам своего дворца он приходил в Благовещенский собор. Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена невинно убитых им людей и пытался вымолить у бога прощение.

(Слайд «Благовещенский собор»)

– Этот собор был домовой церковью Ивана Грозного. (Сообщение детей)

(Слайд «Иконостас Благовещенского собора»)

– Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена убитых им людей и пытался вымолить у Бога прощения.

– Почему Иван Грозный просил у Бога прощения? (Его мучила совесть. Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком.)

(Слайд «Архангельский собор») (Сообщение детей)

– Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства.

– Скажите, чем известен этот собор?

– Собор этот самый пышный из всех кремлёвских соборов, украшен белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец.

VII. Выражение решения проблемы.

– Мы с вами познакомились с пятью соборами.

– Докажите, что Московский кремль – памятник истории и культуры России.

– Как нужно относиться к памятникам культуры? (очень бережно, чтобы сохранить для потомков)

– Какие версии уже подтвердились? (напротив подтвердившихся версий ставим знак +)

– Что мы хотели сегодня выяснить?

– Можете ли вы теперь доказать, что Кремль – сердце Москвы и России?

(Сравнивают с выводом на с.61)

VIII. Рефлексия.

– Вам понравилось наше путешествие? Насколько вы были внимательны и всё запомнили, покажет следующее задание. (Приложение 1)

Ответы на вопросы теста. Составьте из букв слово.

– Какое слово получилось? (Москва)

– Наша экскурсия прошла успешна. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего!»

Я думаю, что у нашей страны есть будущее, потому что мы интересуемся прошлым своей страны.

Итог урока.

– Оцените свою работу. Что было самым трудным? Самым интересным?

– Что узнали о Москве? О Кремле?

– Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?

– Обратите внимание на выставку книг о Москве. Кто захочет больше узнать об этом чудесном городе, в школьной библиотеке вы найдете книги по этой теме. Поэтов, писателей, вдохновленных Москвой, очень много. Композиторы посвящают Москве свою музыку и песни.

Нет тебе на свете равных

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов.

Здесь Иван Васильевич Третий

Иго рабства раздробил.

Здесь за длинный ряд столетий

Был источник наших сил.

Здесь как было, так и ныне –

Сердце всей Руси святой,

Здесь стоят её святыни

За кремлёвскою стеной!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь Москва святая,

На своих семи холмах.

Домашнее задание: ответить на вопросы к уроку 11; задание по выбору в рабочей тетради; узнать больше о Московском Кремле и его соборах.

 

Приложение 1.

Тест

УРОК «МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ»

1. Строительством Московского Кремля руководили:

А) итальянские мастера

Б) русские мастера

Я) немецкие мастера

2. Самое высокое здание Москвы в XV веке:

Д) Успенский собор

О) Колокольня Иван Великий

Г) Собор Василия Блаженного

3. Главным собором Москвы был:

Л) Благовещенский

К) Успенский

И) Архангельский

4. Правителя Московского государства стали называть:

Н) государь

Р) господин

М) царь

5. Первый русский царь:

Ш) Иван III Великий

С) Иван IV Грозный

З) Иван II Страшный

6. При венчании на царство на голову надевали:

Г) корону

В) шапку

Е) кепку.

Количество просмотров: 11715  

Комментарии

Очень интересная разработка.
Друзья. Очень обширную информацию, разложенную по полочкам, от истории образования до наших дней можно подчерпнуть на сайте МОЯ МОСКВА https://yamoscow.ru/ Это практически как википедия, но исключительно про Москву. Рекомендую!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы