Формирование патриотизма в молодежной среде: опыт проведения публичных мероприятий по военной истории в образовательных учреждениях Новосибирска

 
 

Баяндин Владимир Ильич,

кандидат исторических наук, ученый секретарь НГПУ, член Правления Новосибирского регионального отделения Российского общества историков-архивистов

 
 
 

Запорожченко Андрей Владимирович,

канд. ист. наук, зав. кафедрой истории, обществознания и экономики
Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

 

Формирование патриотизма в молодежной среде: опыт проведения публичных мероприятий по военной истории в образовательных учреждениях Новосибирска

Опубликовано: Баяндин, В.И., Запорожченко, А.В. Формирование патриотизма в молодежной среде: опыт проведения публичных мероприятий по военной истории в образовательных учреждениях Новосибирска // «В надежде славы и добра…»: исторический факультет НГПУ в образовательном, исследовательском и социокультурном пространстве России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ и исторического факультета (Института истории, гуманитарного и социального образования) / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 72–79.

Еще лет 10–15 тому назад говорить о патриотическом воспитании, как считали некоторые средства массовой информации, было дурным тоном. Многих профессиональных историков подобные новации в обществе заметно удручали. Хотя, следует признать, была и другая часть исследователей, которые весьма комфортно чувствовали себя в роли ниспровергателей известных исторических фактов и исторических явлений, выстраивая свои инновационные концепции развития России и СССР. Сегодня мы переживаем иные времена, о патриотизме пишут и говорят иначе, более достойно, а главное, подчеркивают его ключевое значение для существования и развития российского общества и государства.

Уже несколько лет в Институте истории, гуманитарного и социального образования НГПУ (ИИГСО) существует небольшая группа преподавателей, сотрудников и студентов, которая сосредоточила свое внимание и деятельность на изучении и пропаганде военной истории России. В состав этой группы входят авторы настоящей статьи, которым активную помощь оказывают аспиранты кафедры всеобщей истории, источниковедения и историографии Н.Г. Федина и А.В. Франк, а также сотрудник ИИГСО Б.С. Артишев.

Несомненно, интерес к отечественной истории в обществе заметно возрастает в периоды социального напряжения, когда возникает желание понять не только причины того или иного актуального явления, но и узнать, было ли уже нечто подобное в истории ранее. Следует признать, что росту общественного интереса к военной истории России в значительной мере способствовало празднование ряда памятных дат. За последние годы таких значимых юбилейных дат было немало: 2012 г. – 200-летие победы в Отечественной войне с Наполеоном; 2013 г. – 100 лет со дня рождения первого трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина; 2014 г. – 100 лет начала Первой мировой войны; 2015 г. – 70 лет Победы СССР над фашистской Германией.

Была и другая серьезная причина для активизации нашей работы: недостаток в существующих учебных программах исторического образования в высшей школе вопросов военной истории России и Советского Союза, на наш взгляд, незаслуженно отодвинутых на дальний план. Предлагаемая нами тематика лекций практические не вписывается в базовые, профильные курсы, зачастую их невозможно включить и в имеющиеся спецкурсы. Таким образом, разнообразная тематика подобных выступлений – это и показатель уровня квалификации вузовского преподавателя исторических дисциплин, и подтверждение статусной роли историка-исследователя в процессе формирования патриотического сознания молодого поколения. Важно и то, чтобы празднование юбилейных дат российской истории проходило в более запоминающейся форме, а предлагаемые темы выступлений были интересны не только студентам-историкам, но и студентам других специальностей: филологам, географам, культурологам, математикам и др.

Поэтому вначале, отталкиваясь от юбилейных дат, рассматривается возможная тематика выступлений перед студенческой аудиторией, обсуждаются разные сюжеты, которые начинают постепенно обрастать историческим материалом. В рамках согласованной темы выступления обычно определяются два связанных между собой сюжета, которые дополняют друг друга. Можно перечислить темы публичных выступлений, которые были представлены вниманию студентов НГПУ в течение последних нескольких лет: «Наградное золотое оружие русской армии в XVIII–XIX вв.»; «1812 год: Отечественная война с Наполеоном»; «Весна 1814 г.: разгром Наполеона и русская армия в Париже»; «100 дней Наполеона: два острова и Париж»; «Географические карты, карикатуры накануне и в годы Первой мировой войны»; «Первая мировая война: первый год военных действий»; «А. И. Покрышкин: боевой счет сибирского аса»; «Маршалы Победы: легенды и люди».

Первые год-два лекции были рассчитаны исключительно на студентов и лишь в виде исключения проводились для учащихся некоторых образовательных учреждений: Сибирского кадетского корпуса, Городского педагогического лицея. Но в 2014/15 учебном году в связи со 100-летней годовщиной начала Первой мировой войны и 70-летием Победы над Германией было решено расширить аудиторию за счет учащихся других школ Новосибирска. Некоторые из названных выше тем были предложены руководству ряда городских школ и практически везде встретили одобрение, желание сотрудничать с инициативной группой ИИГСО. За прошедший учебный год В.И. Баяндин и А.В. Запорожченко прочитали 12 лекций по военной тематике в различных общеобразовательных учреждениях.

Такие лекции читаются либо в актовых залах школ для учащихся 8–11 классов, если аудитория насчитывает 60–100 учеников, либо в классе, где могут разместиться от 30 до 50 учащихся. Как правило, к каждой лекции готовится соответствующая презентация, включающая в себя схемы, портреты, фотографии, видеофрагменты, интерактивные карты. Для некоторых тем подготовлены планшеты с изображениями, которые, не являясь объектом повествования, существенно дополняют материал читаемой лекции. Например, при проведении лекций, связанных с Наполеоном, аудитории предлагаются иллюстрации с картин художника Георга Опица (24 картины), на которых представлены эпизоды пребывания русских войск в Париже весной-летом 1814 г. Тема «Первая мировая война» предполагает экспозицию либо планшетов с картами-карикатурами (28 карт), либо плакатов стран – участниц Первой мировой войны: Великобритании, Франции, Германии, России, Австро-Венгрии, Японии и пр. (22 плаката). Обычно такие экспозиции временно остаются в образовательном учреждении, чаще всего на одну-две недели, чтобы учащиеся могли более внимательно ознакомиться с ними в свободное время.

При проведении подобных лекций в школах выясняются некоторые специфические моменты, с которыми не приходилось сталкиваться при проведении таких мероприятий в студенческой аудитории. Прежде всего, это касается их продолжительности. Лекции рассчитаны примерно на 1 ч 20 мин., то есть на обычное занятие в вузе, к которому студенты уже привыкли. Для школьной аудитории приходится сокращать выступление до 50–55 мин., превышая время урока и утомляя школьников 7–8 классов, если они представлены в аудитории. Другой вариант: занимать два урока подряд, но в этом случае приходится делать перерыв на перемену. Проблемой является и отсутствие обратной связи с аудиторией: не остается времени для ответов на вопросы, возникающие у слушателей. Короткого индивидуального общения после лекции недостаточно для заинтересованных слушателей.

Для продолжения развернутой деятельности требуется регулярное обновление репертуара предлагаемых тем лекций, и в этом отношение военная история России и Советского Союза обладает неисчерпаемыми ресурсами. Как уже отмечалось, тематика новых сюжетов обсуждается и корректируется в связи юбилейными (памятными) датами. Если согласование тем будущих выступлений проходит быстро (сказывается опыт совместных выступлений), то подготовка лекции требует продолжительного времени – до нескольких месяцев. К сентябрю текущего года будет подготовлено выступление, посвященное разгрому милитаристской Японии в августе 1945 г. Планируется провести лекции по тематике, связанной с историей Первой мировой войны: «Первая мировая война: наука и техника на военной службе»; «1916 г.: генерал Брусилов и Брусиловский прорыв». Исторический материал по последней из названных тем будет собран и обработан к началу 2016 г.

Лекционная деятельность преподавателей ИИГСО по военной тематике является лишь одной из сторон нашей деятельности. Студентам-историкам, которые проявляют интерес к изучению военной истории России, предлагаются соответствующие темы курсовых работ, часть которых в дальнейшем может перерасти и в выпускные квалификационные работы. Результаты исследовательской работы студентов нередко представлены на научных и научно-практических конференциях, которые проходят в стенах НГПУ или других высших учебных заведений нашего города. В этом случае у студента-дипломника перед выходом на защиту появляется опубликованная статья, иногда в соавторстве с научным руководителем. Например, на проведенной в 2014 г. НГПУ совместно с Институтом истории СО РАН, ТГУ и НГУ Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Сибирь и войны ХIХ–ХХ вв.» были представлены несколько докладов студентов ИИГСО, работающих над темами по военной истории России. Большинство этих студенческих исследований были включены в сборник тезисов названной конференции, что позволило студентам старших курсов приобрести опыт и подготовки устных научных сообщений, и написания тезисов для публикации. В будущем предполагается привлечь к научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений. Подготовительная работа уже начата в Сибирском кадетском корпусе, лицее № 130, школе № 162. Итогом исследовательской деятельности школьников могла бы стать молодежная научная конференция регионального масштаба по историко-военной тематике.

Кроме преподавателей и сотрудников ИИГСО, в совместной деятельности среди студентов педуниверситета принимают участие и представители других учреждений областного центра. Прежде всего, следует назвать старшего научного сотрудника Музея истории Сибирского военного округа заслуженного работника культуры РФ Ю.А. Фабрику. Будучи выпускником историко-филологического факультета НГПИ и автором ряда книг, он охотно откликается на приглашения выступить перед студентами родного вуза с лекциями по военной истории России и Сибири. Сложилась такая традиция: после выхода в свет своего очередного исследования Ю.А. Фабрика обязательно выступает перед студентами и преподавателями НГПУ с презентацией новых работ, передает их в дар университетской библиотеке. Военная тематика работ этого исследователя обширна: война с Наполеоном, Русско-Японская война, Первая мировая и Великая Отечественная войны. В 2014/15 учебном году Фабрика выступал в нашем вузе дважды. Темами лекций являлись история Новониколаевска и история Сибири периода Первой мировой войны. Выступления Юрия Аркадьевича всегда интересные, образные и насыщенные малоизвестными историческими фактами, что неизменно вызывает интерес в студенческой аудитории – у будущих историков, филологов, культурологов, математиков, географов и пр.

Другим участником организуемых мероприятий являются члены Новосибирского военно-исторического клуба, среди которых представлено немало выпускников исторического факультета НГПУ. Входят в этот клуб и студенты, обучающиеся на заочном отделении ИИГСО. Знатоки военной униформы, как российской, так и армий других европейских стран, они постоянно участвуют в различных мероприятиях по реконструкции событий военной истории в городском и областном масштабе. Демонстрируя военную униформу, они охотно общаются со студенческой аудиторией, отвечают на вопросы заинтересованных слушателей. Контакты с представителями Новосибирского военно-исторического клуба и привлечение их на мероприятия, проводимые в стенах НГПУ, – относительно новая сторона деятельности инициативной группы ИИГСО. Существуют пока определенные сложности во взаимодействии, но наличие заинтересованности с обеих сторон в проведении совместных мероприятий вселяет добрые надежды.

Хотелось бы сказать о такой новой форме работы со студентами, как открытка к памятной дате. Впервые эта форма была опробована в 2014 г. К 200-летию вступления русской армии в столицу Франции в типографии НГПУ напечатали открытку с репродукцией картины Г. Опица «Казак раздает парижанам декларацию императора Александра I». Эту открытку 31 марта инициативная группа раздавала студентам НГПУ, напоминая о том значительном вкладе, который внесла русская армия в разгром Наполеона и его империи в 1812–1814 гг. Опыт был признан полезным, и при поддержке ректора НГПУ проф. А.Д. Герасёва и ректора НИПКиПРО проф. В.Я. Синенко к празднованию 70-летия победы Советского Союза над фашистской Германией была подготовлена и издана открытка, посвященная 70-летию Берлинской наступательной операции. Открытка эта вручалась студентам педуниверситета накануне празднования Дня Победы, 6 мая 2015 г. Кроме того, в апреле-мае такую открытку получали учащиеся тех школ Новосибирска, в которых представители инициативной группы выступали с лекциями.

Нельзя обойти вниманием и нерешенные пока проблемы, а они, конечно, имеются. По мнению членов инициативной группы, самой серьезной проблемой в данный момент является инертность студенческой среды в плане совместного участия в предлагаемых проектах. К началу работы Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Сибирь и войны ХIХ–ХХ вв.» в мае 2014 г. планировалось организовать экспозицию материалов, связанных с Первой мировой войной. Студентам НГПУ предлагалось представить ксерокопии документов, фотографий, писем своих родственников – участников той войны. Однако практически ничего не удалось собрать для запланированной экспозиции. И если это можно еще было объяснить давностью событий Первой мировой войны, то сложно понять, почему подобную выставку, посвященную памяти Победы над фашистской Германией, также не удалось провести в апреле 2015 г. К сожалению, студенты вуза и на этот раз не откликнулись на призыв инициативной группы. Несомненно, инициативная исследовательская группа преподавателей и студентов, существующая на ИИГСО, будет продолжать свою деятельность, учитывая общественный интерес к памятным датам военной истории России и Советского Союза, свою сопричастность к процессу воспитания молодого поколения.

Количество просмотров: 7764  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование патриотизма в молодежной среде: опыт проведения публичных мероприятий по военной истории в образовательных учреждениях Новосибирска
2. Деятельность музеев в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Советская Сибирь»)
3. Деревенская семья в Западной Сибири по материалам всероссийской переписи населения 1897 г.
4. Становление социокультурных традиций воспитания детей в сиротских учреждениях Новосибирска
5. Татьяна Николаевна Троицкая: первые годы в сибирском археологическом сообществе
6. Незнакомые районы родного города
7. «Другая жизнь» Александра Заволокина
8. История полицмейстера
9. «Хулиганья рожа»
10. Как у нас вспыхнула «искра Ильича»
11. «Я русская и никогда не забывала об этом!»
12. Казимир Михайлович Лукашевский
13. Михайловский лог был Крысиной рекой
14. Источники для изучения биографии В.К. Жандра
15. Дневники А.П. Васильева в фонде Новосибирской государственной областной научной библиотеки как источник по истории Сибирской интеллигенции конца XIX века
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы