Казимир Михайлович Лукашевский

 
 

Капустин Вадим Петрович,

краевед

 

Казимир Михайлович Лукашевский

Андрей Дмитриевич Крячков, будучи архитектором Западно-Сибирского учебного округа, а с 1909 года по совместительству и архитектором Томского университета, построил около ста крупных зданий в различных городах Сибири. Естественно, что участвовать в конкурсах на значимые объекты, проектировать и осуществлять строительный надзор одному автору, даже такому опытному и энергичному как Андрей Дмитриевич Крячков, было невозможно. Андрей Дмитриевич принимал на себя договорные обязательства и брал подряды, выполняя их с помощью доверенных лиц. В Ново-Николаевске таким человеком был Казимир Михайлович Лукашевский.

Лукашевский Казимир Михайлович родился 5 февраля 1881 года на станции Гниляково Юго-Западной железной дороги (ныне станция Дачная (село Дачное) Беляевский район, Одесская область, Украина). Его отцом был дворянин Виленской губернии Михаил Лукашевский, матерью - Юзефа, урождённая Куницкая. Семья придерживалась римско-католического вероисповедания.

Лукашевские были приписаны к железнодорожному ведомству в Виленской и Херсонской губерниях, а затем на Восточно-Китайской железной дороге в Маньчжурии. С августа 1892 по июнь 1900 года Казимир учился в Елисаветградском Земском Реальном училище Одесского учебного округа (ныне город Кировоград, административный центр Кировоградской области, Украина). По окончании получил право вступить в гражданскую службу. С августа 1900 по июнь 1901 года обучался в дополнительном классе этого же училища, после которого мог поступать в высшие специальные учебные заведения.

С 1902 года Казимир Лукашевский числится студентом Томского Технологического Института Императора Николая II.  Уволен из числа студентов института 28 мая 1912 года. В октябре 1913 года посылает прошение декану Инженерно-строительного отделения Томского Технологического Института с просьбой «выслать мой бланк с зачетами предметов и графических работ, исполненных мною в Институте по нижеследующему адресу: СПБург, Институт Гражданских инженеров в комиссию для производства испытаний на звание техника строителя». Документы были высланы в январе 1914 года (ГАТО, ф. 194, оп. 2, д. 266).

С 1908 года в документах встречаются упоминания о К.М. Лукашевском, как о доверенном лице А.Д. Крячкова в Ново-Николаевске. Способный, трудолюбивый проектировщик и строитель Казимир Лукашевский принимал непосредственное активное участие в проектировании и строительстве двенадцати начальных школ, здания Ново-Николаевского реального училища, помещения Коммерческого клуба.

По свидетельству кандидата архитектуры Константина Константиновича Леонова, который будучи студентом Сибстрина, «отбывал» в 1931 году преддипломную практику в Новосибирске в проектном бюро стройотдела ХОЗО ПП ОГПУ и познакомился там с К.М. Лукашевским, «На строительстве здания Коммерческого клуба, при наблюдении за его возведением архитектор К.М. Лукашевский упал со строительных лесов и получил очень серьёзную травму, что осложнило впоследствии… его семейную жизнь» (ГАНО, Р-2208, оп. 1, д. 9,с.26).

На проектах, выполненных К.М. Лукашевским при непосредственном руководстве, консультациях и согласовании А.Д. Крячкова, нет подписи Лукашевского. Это обстоятельство естественно и объясняется тем, что официально подряды и договорные обязательства вёл единолично гражданский инженер А.Д. Крячков. «Примерно до 1920-х годов К.М. Лукашевский работал в стиле «модерн», который отчетливо читается в архитектуре перечисленных выше зданий, и которым самостоятельно редко пользовался А.Д. Крячков». (ГАНО, Р-2208, оп.1,д.9.с.27)

В последствии архитектор К.М. Лукашевский и самостоятельно, и в составе творческой группы архитектора Б.А. Гордеева, спроектировал и построил в Новосибирске несколько крупных зданий. Наконец, в конце 1930-х годов, К.М. Лукашевский трудится на строительстве Западно-Сибирского краевого оперного театра. «В конце 1936 - начале 1937 годов началось возведение конструкции перекрытия купола театра железом. Шаблоны для заготовки железных фигурных листов покрытия купола по чертежам А.Б. Куровского и В.С. Биркенберга разработал новосибирский архитектор К.М. Лукашевский – опытный строитель многих зданий в Новосибирске и Томске». (С.Н. Баландин, В.С. Баландин. Что остается в наследство?.. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1990, 104 с, 92)

Но уже наступило трагическое время для создателей здания театра. Были репрессированы как «враги народа» начальник строительства Б.А. Ержембович, прораб А.Ф. Потапов, конструктор Рубинчик, главный инженер С.А. Полыгалин и многие другие. Появилось и обоснование подобного положения: «Строительство новосибирского оперного театра начато в 1931 году с явно вредительскими целями – заморозить государственные средства на объекте, по своим масштабам не вызываемом потребностями города, отвлечь государственные средства от более необходимых мероприятий социально-бытового строительства, тем самым вызвать недовольство трудящихся и антисоветскую агитацию…». (С.Н. Баландин, В.С. Баландин Что остается в наследство?.. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1990, 104 с, с. 94 - 95)

По этим надуманным обоснованиям ведущие специалисты-строители были «изъяты со стройки». Но в Новосибирских архивах в списках репрессированных Казимир Михайлович Лукашевский не значится, и судьба его после 1937 года неизвестна.

Количество просмотров: 7362  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование патриотизма в молодежной среде: опыт проведения публичных мероприятий по военной истории в образовательных учреждениях Новосибирска
2. Деятельность музеев в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Советская Сибирь»)
3. Деревенская семья в Западной Сибири по материалам всероссийской переписи населения 1897 г.
4. Становление социокультурных традиций воспитания детей в сиротских учреждениях Новосибирска
5. Татьяна Николаевна Троицкая: первые годы в сибирском археологическом сообществе
6. Незнакомые районы родного города
7. «Другая жизнь» Александра Заволокина
8. История полицмейстера
9. «Хулиганья рожа»
10. Как у нас вспыхнула «искра Ильича»
11. «Я русская и никогда не забывала об этом!»
12. Казимир Михайлович Лукашевский
13. Михайловский лог был Крысиной рекой
14. Источники для изучения биографии В.К. Жандра
15. Дневники А.П. Васильева в фонде Новосибирской государственной областной научной библиотеки как источник по истории Сибирской интеллигенции конца XIX века
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы