Развитие школьного инженерно-технического образования

 
 

Куклина Галина Яковлевна,

кандидат физико-математических наук,

ведущий аналитик УНЦ ФИТ НГУ

 
 
 

Шапор Марина Валентиновна,

инженер кафедры ИИС ФИТ НГУ

 
 
 

Якушкин Сергей Владимирович,

ведущий инженер кафедры ИИС ФИТ НГУ

 

Развитие школьного инженерно-технического образования

Вторая научно-методическая конференция «Развитие специализированного инженерно-технического образования в современной школе» (далее – Конференция) организована Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (далее – НГУ) совместно с Главным управлением образования мэрии города Новосибирска. Конференция проведена на базе НГУ и МКОУ ДОД ДТД и УМ «Юниор» 10-11 декабря 2015 года.

В Конференции приняли участие представители пяти субъектов Российской Федерации (Новосибирская область, Москва, С-Петербург, Томск и Омск), в том числе 38 общеобразовательных организаций, 6 вузов, 8 научно-исследовательских институтов СО РАН, 8 учреждений дополнительного образования детей и взрослых. Всего около 200 участников.

Основной задачей Конференции являлась выработка предложений по развитию концепции и практических форм реализации специализированного школьного инженерного образования в соответствии с запросами и возможностями высшей школы на основе передового российского опыта. Два дня работы Конференции были посвящены обсуждению этих вопросов.

С приветственным словом к участникам Конференции обратились ректор НГУ, профессор, доктор физико-математических наук М. П. Федорук, директор ФГНУ «Институт педагогических исследований одаренности детей» РАО, академик РАО, профессор, доктор физико-математических наук А. А. Никитин, заместитель министра образования, науки и инновационной политики НСО С.В. Федорчук.

Доктор технических наук, доцент кафедры информационно-измерительных систем ФИТ НГУ, старший научный сотрудник Института автоматики и электрометрии СО РАН В.Е. Зюбин рассказал о том, как на данный момент НГУ и Сибирское отделение взаимодействуют со школами для внедрения и развития инженерного образования.

Так, на сегодняшний день около 250 учащихся 5-8 классов имеют возможность получать знания в группах системы дополнительного образования ФИТ НГУ. Преподавателями для них выступают сотрудники НГУ и СУНЦ НГУ, институтов автоматики и электрометрии, ядерной физики, вычислительных технологий.

НГУ, как отметил В.Е. Зюбин, в перспективе должен стать «точкой кристаллизации» с целью концентрировать совместные с научно-исследовательскими институтами усилия по довузовскому образованию в сфере наукоемких технологий.

Доктор физико-математических наук, директор Специализированного учебно-научного центра НГУ Н.И. Яворский рассказал слушателям о принципах организации инженерного образования — что значит быть инженером и что необходимо знать для того, чтобы стать им.

— Инженерные технологии принципиально отличаются от науки, цель которой — поиск истины. Мы не знаем, когда это случится. Инженер же должен в имеющихся условиях решать задачи, которые относятся не только к технической практике, но и являются организационными. Это проектная деятельность. И если во время обучения человек знает, как решить задачу с помощью ограниченных ресурсов, то у него будет понимание того, как действовать на практике, — отметил Николай Иванович Яворский.

Профессор НГУ, доктор технических наук Е.И. Пальчиков перешел от концепции к «делу». Профессор рассказал об аспектах развития инженерного знания и его роли в существовании цивилизации. Главной мыслью его выступления стало то, что школьники должны чувствовать «связь с реальностью» помимо получения физической и математической базы, в частности, иметь знания о материалах и их свойствах. После своего пленарного выступления Е. И. Пальчиков провел мастер-класс по материаловедению для педагогов и школьников.

Большой интерес вызвало выступление директора образовательных программ компании Intel в России Веры ЕмельяновныБаклашовой. Она рассказала о STEM-центрах (совместных проектах компании Intel, её партнёров и университетов), которые курирует их организация, о перспективах создания сети таких центров по всей стране и открытии одного или нескольких в Новосибирске.

Директор Института Гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН, доктор физико-математических наук, Сергей Валерьевич Головин делился опытом работы Клуба юных техников СО РАН, который является подразделением этого института. В его выступлении были затронуты как вопросы истории КЮТа, так и развития новых направлений его работы.

О практическом опыте уже работающих объединений дополнительного развивающего инженерного образования детей в Томске (Томский университет систем управления радиоэлектроникой) и Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) рассказали директор STEM-центра ТУСУР Юлия Лобода и инженеры Центра технического творчества молодежи СПбПУ Петра Великого С.Д. Ершов и А.А. Долгирев.

Завершилось пленарное заседание выступлением директора ДЮЦ «Планетарий» Сергея Масликова. Он рассказал о том, какие секции и кружки работают в планетарии, о достижениях учащихся, о новых направлениях работы.

Вторая часть рабочего дня имела практическую направленность. Кроме мастер-класса профессора Е.И. Пальчикова, были проведены методический семинар Турнира юных инженеров-исследователей НГУ-СУНЦ НГУ, в котором приняли участие около 30 общеобразовательных организаций и открытый семинар Молодежного исследовательского центра и Лаборатории инженерного конструирования и робототехники СУНЦ НГУ-НГУ.

Профессор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат педагогических наук К.А. Вольхин высказывал свои тревоги об инженерной графической подготовке школьников. Он поднял вопрос о возобновлении курса черчения в школе, как о базовой дисциплине для изучения технических дисциплин.

О новых технических возможностях, которые можно использовать в образовательном процессе,на обучающих мастер-классах рассказывали представители компаний Polymedia, «National Instruments», «Компьютеры и сети». Кроме выступлений, ими были представлены выставки учебного оборудования.

Во второй день на базе МКОУ ДОД ДТД УМ «Юниор» шел разговор об участии новосибирских вузов в формировании компетенций выпускников школ, необходимых для обучения по инженерным и естественнонаучным направлениям (более подробную информацию можно посмотреть по ссылке: http://www.nios.ru/node/13616).

Приложение. Тезисы докладов II научно-методической конференции «Развитие специализированного инженерно-технического образования в современной школе»

Количество просмотров: 4685  

Добавить комментарий

Target Image
1. Предпосылки формирования инженерных способностей младших дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
2. Робототехника как инновационная технология в обучении детей дошкольного возраста в дополнительном образовании ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
3. Применение логоробота Bee-Вot в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. Развитие креативных способностей как составляющая инженерного творчества ВЫПУСК №105, февраль 2023
5. Робототехника как элемент инновационной деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
6. Техническое конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием средств ИКТ и программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчела» для детей старшей группы по теме «Баба Яга. В поисках Bee-Bot» ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля» Выпуск №100, Апрель 2022
9. Робототехника и профессии будущего Выпуск №98, декабрь 2021
10. Языковая подготовка учащихся на основе интегрированного подхода к инженерному образованию Выпуск №98, декабрь 2021
11. Использование матриц для развития инженерного мышления дошкольников Выпуск №98, декабрь 2021
12. Развитие инженерного мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и конструирования Выпуск №86, декабрь 2019
13. Развитие инженерного образования в МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска Выпуск №86, декабрь 2019
14. Bee-Bot – увлекательный мир программирования Выпуск №82, апрель 2019
15. Лего-конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста Выпуск №82, апрель 2019
16. Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников Выпуск №82, апрель 2019
17. Развитие детей посредством конструирования в условиях детского сада ВЫПУСК №76, Апрель 2018
18. Инженерное направление в начальных классах. Теория и практика ВЫПУСК №76, Апрель 2018
19. Использование мини-роботов Bee-bot в работе с дошкольниками ВЫПУСК №76, Апрель 2018
20. Первые шаги от конструирования к LEGO-конструированию и робототехнике в ДОУ ВЫПУСК №76, Апрель 2018

Страницы