Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников

 
 

Наприенко Екатерина Ивановна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 395 г. Новосибирска

 

Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников

С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» детский сад стал первой обязательной ступенью общего образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. А одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Так как наш детский сад – компенсирующего вида: его посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи, для нас эта проблема актуальна. Работа с такими детьми эффективна только при индивидуальном подходе. И уже не первый год наше учреждение работает в данном направлении. Работу мы выстроили по следующим направлениям:

  

Нельзя рассказать о каком-то направлении отдельно. Они все взаимосвязаны – это система. Работа не будет эффективной, если одно из направлений упустить. НОД в ДОУ ведется по подгруппам.

1. Развитие индивидуальных способностей детей. Первое направление индивидуализации заключается в раскрытии неповторимости детской личности. В нашем детском саду у детей есть возможность развивать свои творческие способности. Дети посещают Изостудию, где кроме традиционной техники рисования знакомятся с нетрадиционными техниками (пальчиком, цветным песком, пальчиковыми красками, ладошкой, тампоном, ватной палочкой и т.д.).

Задачи педагога:

– поощрять детей в выборе красок побуждать их к рассуждению;

– учить анализировать, радоваться результатам своего творчества и творчества своего товарища.

Со среднего возраста дети знакомятся с рисованием песком на световых столах.

Здесь решаются следующие задачи:

– развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно- логическое мышление, пространственное воображение);

– развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;

– тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);

– равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга (развить межполушарное взаимодействие, ребёнок создаёт рисунки двумя руками);

– гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей);

– развитие эстетического вкуса.

Для того, чтобы детям было интересно и нравилась изобразительная деятельность, требуется смена обстановки, поэтому непосредственно образовательная деятельность может проходит в самых разнообразных уголках детского сада и на его территории (для этого используются мобильные переносные мольберты). Приходя в изостудию, музыкальный зал, в «зеленый уголок» (мини зимний сад) дети превращаются в фантазёров и юных художников – экспериментаторов.

Стены коридоров детского сада периодически оформляем рисунками детей.

В детском саду хорошо развито направление театрализованной деятельности, она помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в театральных постановках, ребенок учится видеть прекрасное в жизни и в людях, у него зарождается стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне, сохраняя уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии личности ребенка.

В связи с тем, что наш детский сад компенсирующего вида, его посещают дети с особыми образовательными потребностями, они требуют индивидуального подхода. В процессе работы над сказкой детский коллектив делится на два состава. Ни один ребенок не остается в стороне, каждый примеряет на себя какую-либо роль. Такой подход способствует лучшему запоминанию текста в совместных репетициях (одни зрители, другие актеры) и мотивирует на лучшую игру – рождает «здоровую конкуренцию».

С 2013 года в нашем саду реализуется проект «Радиоточка в ДОУ как средство создания информационной среды для взаимодействия участников образовательного процесса», который завоевал большую золотую медаль на конкурсе «Учсиб – 2014». Все дети разные, есть застенчивые и робкие, которым сложно выступить публично. И таких детей мы часто привлекаем к выступлениям по радио с поздравительными стихами, со стихотворениями по временам года с родителями и самостоятельно. Дети становятся раскрепощённее, смелее, увереннее в себе, когда слышат одобрительные отзывы друзей из группы, родителей и педагогов.

Уже третий год в нашем саду проходят поэтические вечера по временам года для старших и подготовительных групп, это стало традицией. (УчСиб-2016 – серебряная медаль). В подготовке участвуют не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников. Влияние такого вида искусства на личность ребенка неоспоримо. Дети декламируют стихи на фоне видео- и фотопрезентаций, которые готовят вместе с родителями и педагогами. Данные мероприятия направлены на формирование интереса к художественному слову, познавательно-речевое развитие детей, развитие умения чувствовать красоту и выразительность поэтического слова, предоставляет возможность для самовыражения.

Дети, родители и педагоги с удовольствием слушают, как дети читают произведения известных, а иногда и неизвестных авторов. Также для родителей это хорошая возможность потренироваться в подготовке ребенка к публичным выступлениям в школе.

Большое внимание уделяем хореографическому направлению. Хореография для детей – замечательный способ развития музыкального слуха, координации, гибкости, ребенок сможет сформировать хорошую осанку, стать более уверенным в себе, веселым и открытым. К занятиям хореографией нет противопоказаний.

Всем детям нравятся движения под музыку. Однако представляете ли вы себе что означает для ребенка танец? Нет, это не ловкость, творчество или осанка. В танце ребенок самоутверждается. В танце актуализируется внутреннее «Я» ребенка. И чем лучше мы работаем над телом ребенка, тем гармоничнее психику он имеет! Со старшего возраста дети посещают занятия хореографии.

Так детский сад посещают дети с нарушением ОДА, важное место отводится физическому развитию дошкольников. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций. 

Ежегодно согласно годовому плану проходят мероприятия (праздники и развлечения по физическому развитию) как в зале, так и на улице, часто привлекаем к таким мероприятиям родителей (недавно прошел спортивный праздник «Папа – гордость моя!»). Проходят развлечения в бассейне – «Праздник Нептуна».

2. Индивидуальный подход к детям с нарушениями – следующее направление.

Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, проявления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

Так как наш сад компенсирующего вида – коррекционная работа занимает особое место, а она не возможна без индивидуального подхода к детям. Обязательное условие – учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. В рамках данного направления индивидуализация понимается как создание индивидуального коррекционного маршрута для ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и речи.

Исходя из принципа единства диагностики и коррекции нарушений в развитии, при построении коррекционно-развивающей части нами учитываются общие и специфические закономерности возрастного развития. Коррекционная работа (логопедическая и ортопедия) с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования специалистами, проводимого в первой половине сентября. Результаты заносятся в речевую и ортопедическую карты установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной коррекционной работы, построить определенный прогноз, разделить детей на подгруппы в зависимости от структуры и сложности нарушения, проследить за динамикой развития.

С 2012 года в детском саду реализуется проект «Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут как условие сохранения и коррекции состояния здоровья ребенка». Этот проект создан на основе многолетнего опыта педагогов нашего ДОУ с применением нейропсихологических методов (городская экспериментальная площадка под руководством Г.М. Вартапетовой). Нейропсихологические методы диагностики позволяют на основе принципа системности определить формы организации и содержание коррекционного воздействия в специализированных группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и речи. Педагогами учреждения разработаны и апробированы программы психомоторной коррекции в старшей и подготовительной группах детского сада (рекомендации воспитателям), модель организации коррекционно-образовательной работы.

 

Также в детском саду функционирует психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ. Он является одной из форм взаимодействия специалистов Учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с особенностями в развитии и\или состоянии декомпенсации. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации поведения, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. В состав ПМПк входят следующие работники Учреждения:

– старший воспитатель – председатель ПМПк;

– воспитатели группы, представляющие воспитанника на ПМПк;

– педагог- психолог;

– учитель-логопед;

– инструктор по ФК;

– старшая медсестра.

В необходимых случаях на заседание ПМПк приглашаются родители (законные представители).

3. Развивающая предметно-пространственная среда

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

В 2013 году наш детский сад принимал участие в работе стажировочной площадки по теме «Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка». От нашего сада обучались три педагога. Этот опыт для нашего ДОУ был очень интересен и полезен. Многое из увиденного педагоги смогли адаптировать и применить в работе с воспитанниками. Полученным опытом они делились с педагогами на педсоветах и семинарах ДОУ.

Система нашей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в нашей работе обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна соответствовать принципам, прописанным в ФГОС ДО! Насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющиеся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

В группах детского сада созданы уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры

Занимает достаточно большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и т.д.

Центр физической культуры

В уголках собран физкультурный инвентарь (мячи различных размеров, султанчики, обручи, ленты), что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. Так как сад посещают дети с нарушением ОДА, то во всех группах есть дорожки здоровья – тренажёры для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки.

Центр изобразительного искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек, так и мальчиков.

Музыкальный центр

Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.

Театральный центр

Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.

Центр развития сенсорики

Это центр в большей степени предназначен для малышей – в нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т.д. Имеются материалы для развития мелкой моторики.

Книжный Центр

В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы.

Центр природы

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группах имеются растения. Каждый год организуется огород на подоконнике.

Учебный уголок

Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

Также в группах имеется неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки, который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.

В детском саду созданы условия для нормального психосоциального развития детей:

– спокойная и доброжелательная обстановка;

– внимание к эмоциональным потребностям детей;

– организация игр и бесед с детьми;

– предоставление самостоятельности и независимости каждому ребенку;

– предоставление возможности каждому ребенку самому выбирать себе партнеров для общения;

– созданы условия для развития и обучения.

Прежде всего, приходя в детский сад, ребенок должен чувствовать себя комфортно, чувствовать себя любимым и неповторимым. Что важным является и та среда, в которой находиться ребенок. Заходя в группу, ребенок видит, что его здесь ждут, ему рады.

На кабинках размещены фотографии детей, с именем и фамилией, датой рождения и именами родителей.

Здравствуйте я пришел

Календарь именниника – Ребенку важно, что о нем помнят, день рождения для ребенка очень важное событие, он его ждет.

Стена творчества – здесь дети могут разместить свои рисунки и поделки.

Так мы меняемся – паровозик детства – фотографии воспитанников, как меняются с возрастом. Детям самим очень интересно наблюдать за этим.

Воспитатели организуют детей для создания совместных дидактических игр, привлекая к этой деятельности и родителей.

К организации предметно-пространственной среды важно привлекать родителей.

Постоянно организуются выставки и фотовыставки:

Выставки как я провел лето

Выставка жизнь в детском саду

Родители вместе с детьми создают детские Фотоальбомы.

Помимо развивающей предметно-пространственной среды в группе, важную роль играет пространственная среда детского сада и территории.

В детском саду имеется 1 физкультурный зал с необходимым спортивным инвентарем, 1 зал ЛФК с тренажёрами, музыкальный зал, изостудия, медицинский кабинет, комната ожидая для родителей, зеленая зона с растениями, аквариумом с рыбками и черепаха, 2 кабинета учителей-логопедов, кабинет педагога-психолога, оздоровительный комплекс – бассейн, комната с трансформируемым пространством, которая может быть использована как комната релаксации, студия рисования песком или как планетарий, методический кабинет, в котором помимо методической литературы и дидактических пособий, собрана библиотека художественной литературы.

4. Еще одно направление – это работа с родителями

Специалистами ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, врач-ортопед, инструктор ЛФК) в течении учебного года для родителей проводятся консультации, как обязательные (2 раза в год), так и внеплановые (по обращениям). Все консультации проходят индивидуально. Специалист подробно рассказывает о ребенке, динамике в его развитии, дает рекомендации, отвечает на интересующие вопросы.

Для родителей детей, не посещающих дошкольное учреждение, функционирует консультативный пункт.

Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует.

Современному дошкольному образовательному учреждению необходима современная модель отношений с семьями воспитанников, которая позволила бы компенсировать снижение воспитательного потенциала семьи из-за таких факторов, как нехватка времени, занятость на работе, недостаточность компетенции в вопросах педагогики и психологии. Мы открыли для себя совершенно новые возможности интерактивного взаимодействия с родителями, которые позволяют нам активизировать наше сотрудничество с семьями воспитанников. В детском саду была оборудована радиоточка. В своих радиопередачах мы освещаем яркие события из жизни детского сада, поздравляем детей, родителей и сотрудников с праздниками, кратко рассказываем об истории праздников, поздравляем именинников с днем рождениями. Специалисты проводят радио-консультации для родителей. С прошлого года в нашем саду функционирует интерактивная комната для родителей (УчСиб-2015 – малая золотая медаль), где родители видят фото и видеоотчеты о жизни детей в саду. Показывает для родителей небольшие мастер-классы, консультации.

 

Также в этом году в детском саду прошел день открытых дверей для родителей. Родители из всех групп учреждения посетили и приняли активное участие в образовательной деятельности. Посетили непосредственно образовательную деятельность в младшей и подготовительной группах, а также побывали в роли воспитанников на занятиях у учителя-логопеда, руководителя ИЗО, музыкального руководителя, инструктора по ФК и у педагога-психолога. В конце мероприятия участники собрались в методическом кабинете для дискуссии.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Однако в деятельности педагога по обеспечению процесса развития индивидуальности ребёнка существуют нерешённые проблемы:

– не всегда процесс воспитания и образования связан с реализацией базовых потребностей детей,

– наблюдается однообразие приёмов и методов педагогической поддержки ребёнка, и процесса его развития,

– при проведении НОД педагоги недостаточно умело опираются на субъектный опыт детей.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Л.Н. Толстой).

Количество просмотров: 23186  

Добавить комментарий

Target Image
1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
2. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Современные формы работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Активные формы работы с семьей по ознакомлению с родным краем ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Повышение уровня профессионального развития педагогических работников через освоение кейс-технологии ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование базиса читательской грамотности в процессе реализации парциальных программ в ДОУ ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Воспитательная среда, направленная на формирование речевой культуры, в рамках реализации программы «Сказки – добрые друзья» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Экспертная деятельность как актуальная форма непрерывного повышения профессионального мастерства педагога ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Развитие интонационной выразительности речи у детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста через реализацию кружка «Речевичок» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Финансово-экономическое воспитание в детском саду, или Мечта каждого родителя: поход в магазин без навязчивых просьб ребенка – это возможно! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Формирование навыков XXI века в процессе сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста посредством знакомства с предметами из разных материалов ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Развитие речи дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. По дорожкам Cuboro к навыкам XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию на основе сказочного сюжета ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Формирование основ финансовой грамотности как актуальное направление в работе дошкольной организации ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Технология проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Дружба начинается с рожденья ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Фестиваль «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование навыков XXI века в процессе обучения и воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы