Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации

 
 

Емельянова Ольга Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Центр развития ребёнка – детский сад № 487 «Полянка»

 

Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации

В «Концепции содержания непрерывного образования» среди приоритетных задач выделено «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения». В психолого-педагогических условиях оговаривается необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности».

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка.

Анализируя научные разработки, а также психолого-педагогические труды по проблеме психологической и физиологической адаптации детей к условиям ДОУ, я пришла к выводу о необходимости помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

– возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до 1,5 лет);

– состояния здоровья и уровня развития ребенка;

– биологического и социального анамнеза (беременность, роды), режим дня, питания, игры, заболевания в течении трех месяцев.

Прогноз адаптации ребенка к ДОУ зависит от:

– медицинского прогноза (составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в ДОУ, отражается в медицинской карте).

– психолога-педагогического (составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психоэмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение 3-5 дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера.

Необходим комплексный подход для благоприятного течения адаптации:

1. Правильная организация игровой деятельности.

2. Создание в группе эмоционально-благоприятной атмосферы.

3. Работа с родителями.

Поэтому цель педагогической деятельности заключается в создании оптимальных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. При достижении поставленной цели решаются следующие задачи:

– Обеспечение индивидуализации и дифференциации подход в период адаптации.

– Формирование предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, позволяющей обеспечить психофизическое благополучие ребенка.

– Налаживание сотрудничества с родителями для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.

При работе с детьми нужно придерживаться следующих принципов:

-принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;

-принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;

-принцип комплектности;

-принцип творческой активности.

С целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к детям и составления прогноза адаптации, проводится диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого используются следующие методы:

– изучения карт здоровья детей – это позволяет составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы;

– анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, прирученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка. По результатам анкетирования, с теми родителями, у которых ребенок не готов к поступлению в ДОУ, проводятся индивидуальные беседы, консультации, рекомендуется методическая литература;

– наблюдение – когда ребенок пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания. Все наблюдения за ребенком оформляются в листах адаптации, которые по окончании подшиваются в истории развития малыша и в картах нервно-психологического развития.

Адаптацию ребенка к ДОУ я считаю законченной, если:

– у него отсутствуют заболевания;

– есть динамика массы тела;

– динамика психомоторного развития.

На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются:

-преодоление стрессовых состояний у детей, снятия эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

-развитие речевой активности, восприятия, внимания;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие игровых умений и навыков.

Во время таких игровых занятий нужно вызвать эмоциональный отклик у каждого ребенка, вступить с каждым в непосредственный контакт и дать возможность каждому ребенку проявить необходимую активность. Ежедневно во второй половине дня организовывать минуты свободного общения. Вместе с детьми в располагающей обстановке рассказывать сказки, петь песенки, показывать театры. Такое общение помогает им ощутить состояния эмоционального комфорта, возбудить у них интерес к новым сторонам жизни. Ведущим способом общения становится понимание, признание личности малыша, основанное на умении взрослых занять позицию ребенка.

В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в важных для его развития сферах жизни. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования. Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, создания комфортных условий для воспитания. При формировании развивающей среды я стараюсь учитывать особенности детей группы: возраст, уровень развития, интересы и склонности.

Правильно организованная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребенка, в котором уютно и радостно.

Для комфортного пребывания в группе мебель размещена таким образом, что она образовывает маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Также рекомендуется живой уголок: растения и зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Спортивный уголок удовлетворяет потребность детей 2-3 лет в движении. Уголок оформляется так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическая действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Поэтому в группе нужно создать уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

В осенне-зимнее время дети играют в уголке «Песка и воды» в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема: ложки, сита, воронки, формочки. Дети могут купать резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать её струёй, пускать по воде кораблики и т.д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2-3 месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущения психологического комфорта, защищенности, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращения с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Многие мамы, бабушки, считают, что их ребенок ещё слишком мал, что с ребенком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки для рассматривания, «он их порвет», что им хватает занятий в детском саду. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним играть, рассматривать красочные иллюстрации, книги.

Я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром или вечером), во время бесед давала родителям рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами – чтобы игрушки были яркими, по возможности должен быть строительный материал, различные пирамидки, матрешки и т.д. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях.

На заседаниях «Школы молодой матери» и Консультативного пункта родителям рекомендуются игры, проводятся консультации «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Поговорим об агрессии», «Как помочь родителям трудных детей», «Живу по расписанию» и т. д., даются практические навыки развития малышей.

Поступление ребенка в группу детей раннего возраста вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируется определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдет привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит и дальнейшее развитие малыша, и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатель и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Количество просмотров: 13386  

Добавить комментарий

Target Image
1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы