Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР

 
 

Прошутинская Элла Вадимовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 472 комбинированного вида «Тигрёнок»

 

Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР

Процесс обучения – это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию детей и овладению ими закономерностями окружающего мира, в том числе и социального общества. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ЗПР, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод, как ведущий. Игра и общение позволяют детям овладеть некоторыми общими понятиями и затем перейти к выделению частных представлений и отношений.

В коррекционной программе основное внимание обращается на становление и развитие у детей личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране и мире на уровне доступных дошкольникам с ЗПР разного возраста. Магистральной задачей работы по социально-личностному развитию детей с ЗПР является формирование у них образа «Я», «Я-сознание», положительного эмоционального восприятия сверстника, обучение способам взаимодействия с окружающими людьми: деловой, внеситуативно-личностной и внеситуативно-познавательной формой общения.

С первых дней пребывания наших воспитанников в группе мы начинаем формировать у них первоначальные представления социального характера и включаем в систему социальных отношений. Одна из решающих задач социализации это развитие игровой деятельности детей. Ведь, как подчеркивал педагог В.А. Сухомлинский, «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Хотим рассказать вам о некоторых формах социализации детей в группе компенсирующего вида. Поделиться опытом организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

Перспективный план сюжетно-ролевых игр составляем согласно тематическому планированию в нашем детском саду. Для того чтобы эффективно организовать сюжетно-ролевую игру, мы делим ее на два этапа.

Первый этап: подготовительная работа к сюжетно-ролевой игре.

Второй этап: непосредственно сама сюжетно-ролевая игра.

Основной формой работы на первом этапе является совместная деятельность с детьми. Подготовительная работа занимает от одной до трех недель, в зависимости от целей и содержания игры. Здесь мы используем некоторые методические приемы для понимания и развития сюжета конкретных игр и игровых ситуаций.

   

Это экскурсии и целевые прогулки, беседы, составление рассказов из личного опыта, чтение художественных произведений, пересказ рассказов и сказок, рассматривание иллюстраций, составление рассказа по сюжетной картине, прослушивание аудиозаписей, проведение дидактических игр, перекликающихся с сюжетно-ролевыми играми (н-р: «Ассоциации», «Профессии», «Лото на четырех языках», «Все работы хороши», «Наш магазин», «Ателье» и т.д.), просматривание видео, продуктивная деятельность детей, разыгрывание игровых обучающих ситуаций. Т.к. содержание сюжетно-ролевых игр тесно связано с содержанием тематического планирования, во время непосредственно образовательной деятельности, будь то объяснение, рассказывание, демонстрация, также происходит знакомство детей с теми или иными сюжетами, которые затем мы используем в игре. В дальнейшем игровые действия выполняются детьми в процессе игры, исходя из их опыта и знаний, но предполагают перспективу развития этих действий на основе эффективного руководства педагога.

Т.к. у нас особенные дети, то одним из главных методических приемов при организации сюжетно-ролевой игры является опора на их личный опыт, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому наши дети больше всего любят играть в больницу (с младшего возраста посещают больницы, узких специалистов), в городской транспорт (постоянно передвигаются по городу на автобусе и легковом автомобиле). На подготовительном этапе ведем большую работу с родителями. Предлагаем им посетить с детьми общественные места: магазин, аптеку, парикмахерскую, почту, бассейн, спортивную площадку. Во время бесед, при рассматривании иллюстраций, продолжаем расширять круг знаний по сюжету игры, по выполнению последовательных, характерных действий. Параллельно с подготовкой к игре создаем условия для ее реализации. Это различные части декораций для обозначения того или иного места действия, элементы одежды, придающие достоверность ситуации, игрушки, планы, карты, схемы, игрушки-заместители. Часть оборудования для игр комплектуем в коробки, где есть надпись с названием игры, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Мобильность предметно-игровой среды позволяет детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета.

Учитывая специфику нашей группы, на втором этапе мы чаще используем метод прямого руководства игрой, что позволяет держать сюжет игры в динамике и активно воздействовать на развитие связной речи у детей. Первое время сюжетно-ролевая игра носит обучающий характер.

Далее мы начинаем участвовать в игре как равноправные партнеры. Сначала выполняем активные роли: врач, продавец, мама, а затем и пассивные: пассажир в автобусе, больной, клиент в парикмахерской. Далее мы используем метод косвенного воздействия на игру детей. Наша роль здесь заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны, в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.

У старших детей нашей группы сюжетно-ролевая игра носит самостоятельный характер. Дети играют самостоятельно, это позволяет им развивать самоконтроль за собственной речью, активизировать психические процессы – воображение, память, логическое мышление. В самостоятельной игре, как правило, старшие дети выполняют активные роли, а младшие воспитанники и дети с тяжелыми нарушениями – пассивные роли. Их лечат, кормят, укладывают спать, водят в детский сад, зоопарк и т.д. Есть интересное наблюдение: в группе 80-90% всегда составляют мальчики, но они без стеснения играют роли мам, сестренок, фей, очень любят наряжаться. Когда спросили, почему Глеб сначала надел на голову простынку с кукольной кроватки, а потом уже шляпку, ответил: «Это же волосы феи!». Придется  уголок «Ряжение» пополнить париками.

Эффективность проведения сюжетно-ролевой игры во многом зависит и от правильного планирования. Ее можно планировать по следующему алгоритму:

– Выбор темы. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.

– Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

– Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

– Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.

– Распределение ролей.

– Начало игры. Важно позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

– Сохранение игровой ситуации. Педагог должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: не разрушать воображаемую ситуацию; обыгрывать любое дело детского коллектива; меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.

– Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которые вызвало бы у детей острое эмоционально состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Используя игровую паутинку, мы расширяем рамки сюжетно-ролевой игры. Например «Больница». Во время игры создаем проблемную ситуацию. Задаем открытые вопросы, заставляем детей находить варианты решений. «Посмотрите, у Леши дочка вся красная, горячая, наверно у нее большая температура. С такой температурой ее нельзя вести в больницу. Что будем делать?». Дети предлагают самостоятельно купить лекарства и лечить дома; посильнее закутать и вести на своей машине в больницу. Я напоминаю: «А помните, мы читали рассказ «Машины на нашей улице», какие машины едут с сиреной и их пропускают остальные? Эти машины могут ехать даже на красный цвет». Дети вспоминают, что это пожарная машина и скорая помощь.  Мы предлагаем быстро сделать машину скорой помощи и отправиться за больной дочкой Леши.

Со старшими детьми мы делаем акцент и на игры с современным содержанием: «Банк», «Школа», «Подводная лодка», «Космические путешественники», «Продавец сотовых телефонов». При чтении художественных произведений тоже могут возникнуть новые игровые сюжеты. Например: читали сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Был эпизод, когда Женя вышла во двор и увидела мальчиков, которые играли в папанинцев. Провели с детьми словарную работу, объяснили, кто такие папанинцы, как они покоряли север нашей страны, дрейфовали на льдине, показали иллюстрацию из книги, глаза у наших мальчишек загорелись. Вечером Леша разложил кубики на полу, взял гимнастическую палку из физкультурного уголка и стал прыгать по кубикам. Спросили: «Во что ты играешь?», и каково же было наше удивление, когда он ответил: «Я играю в папанинцев». В следующий раз, изучая лексическую тему «Моя страна. Город», решили поиграть в папанинцев, взяли низкую скамеечку из физкультурного зала, разложили на полу синие кубики, а между ними кораблики. Мальчишки взяли палки, встали на скамеечку, отталкивали ими льдины, а потом высоко подняли российские флаг: «Мы покоряем суровый север!!!»

Можно привести и другие примеры. При чтении сказки А. Гайдара «О Мальчише-Кибальчише» возникла игра с набором солдатиков. Дети обыгрывали сцены появления всадника, сражения мальчишей с буржуинами, стойкости Мальчиша во время пыток, наступления и победы Красной армии. После чтения рассказа В. Драгунского «Друг детства» дети начали активно играть с мягкими игрушками.

Социальные отношения у детей с ЗПР успешно закрепляются и в театрализованных играх, которым мы тоже уделяем в группе большое внимание. На подготовительном этапе используем такие приемы, как чтение детям диалогов («Медведь и сорока», «Еж и лиса», «Сеня-трус, всего боюсь», «Что ты еж такой колючий», «Мышонок и мышь»), заучивание этих диалогов, прослушивание сказок, их пересказ, затем заучивание и обыгрывание диалогов из сказок («Маша – медведь», «Лиса – петушок», «Снегурушка – волк», «Жихарка – лиса», «Глупый мышонок – кошка»). Разыгрывая небольшие сюжеты, используем маски, ряжение, настольный и пальчиковый театры, кукол Бибабо, героев, сделанных своими руками, предметы-заместители.

   

В подготовке к играм-драматизациям и театральным спектаклям помогает психогимнастика по Е.М. Мастюковой, которая проводится раз в неделю во второй половине дня в музыкальном зале. В упражнениях и этюдах отрабатываем и закрепляем жесты, мимику, выразительность речи. Такие упражнения, как смена персонажа и выполнение характерных ему движений в зависимости от характера музыки («Лиса – заяц», «Волк – медведь – лиса», «Кошка – котенок», «Петушок – уточка», «Тропинка – дорога», «Пехотинцы – летчики – кавалеристы»). Выполняем с детьми разнообразные этюды: «Испугались», «Рассердились», «Стыдно», «Поссорились – помирились», «Замерзли – согрелись», «Обрадовались - опечалились». Так же нам очень помогают подвижные игры, где имеют место характерные движения: «День-ночь», «Подарки», «Здравствуй дедушка Мазай», «Вышли зайцы погулять». Много игр с пропеванием и выполнением характерных движений проводится и на музыкальных занятиях: «Белые гуси», «Милый дедушка Мороз», «Как у дедушки Мороза», «Солнышко».

Роль и участие педагога в организации и проведении игр-драматизаций и театральных спектаклей имеют такую же последовательность, как и в сюжетно-ролевых играх. Нашим детям легче запоминать и  разыгрывать коммулятивные сказки, так как в них простые, доступные сюжеты и повторяющиеся ситуации. Учитывая ограниченные возможности наших воспитанников адаптируем для них тексты более сложных сказок, иногда перекладываем сказки в стихотворную форму.

Дети нашей группы участвуют в ежегодной театрализации, запланированной для всех групп детского сада в том или ином определенном месяце. Учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ, разучиваем с ними роли и характерные движения персонажей, изготавливаем совместно с родителями костюмы и атрибуты, вовлекаем родителей в исполнение ролей в наших спектаклях. Показываем спектакли сначала родителям, затем детям младшего возраста (второй младшей и средней группам), детям логопедических групп. В спектаклях участвуют все дети без исключения, в том числе и с тяжелыми нарушениями, неговорящие. Даем им легкие роли («мышка», «репка», «подружки и ребята») или придумываем роли «второго» плана («грибочки», «бабочки», «елочки»).

В рамках социализации вместе с другими детьми детского сада наши воспитанники посещают все спектакли, которые предлагают нам детские театры нашего города. После просмотра таких спектаклей в музыкальном зале мы обязательно в группе обсуждаем характер и поступки героев, что больше всего понравилось и запомнилось, а затем рисуем сюжеты из спектакля. Вечером предлагаем родителям спрашивать своих детей о спектакле, чтобы дети умели делиться впечатлениями и переживаниями по поводу просмотренного, развивали память и речь.

Количество просмотров: 13754  

Добавить комментарий

Target Image
1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы