Адаптация ребенка… нелегкий путь

 
 

Помозова Марина Андреевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ № 74 г. Новосибирска

 

Адаптация ребенка… нелегкий путь

Есть качество души, без которого человек не может

стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств

на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребенка.

В.А. Сухомлинский

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с его окружением и новыми отношениями. Приводя ребёнка в детский сад, очень часто родители не задумываются, насколько тяжело, болезненно может проходить этот период у детей. Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизиологического развития.

Для двухлетних детей воспитатель становится главной фигурой в жизни. В этом возрасте дети ещё не испытывают потребности в общении со сверстниками. Малыши в этом возрасте во многом зависят от взрослого: не умеют самостоятельно одеваться – раздеваться, да и многие бытовые проблемы не разрешимы без помощи взрослого (умывание, гигиена после горшка, деление пищи на мелкие кусочки и т.п.). Фонтан энергии и появившаяся у двухлеток потребность во взрослом, как в интересном партнёре по совместным делам, того, кто не только похвалит, приласкает, но и научит видеть, делать и говорить, позволяет детям этого возраста сделать скачек в развитии. Исходя из своих наблюдений и опыта работы с детьми раннего возраста, я сформировала основные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.

3. Отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков.

4. Неумение занять себя игрушкой.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

6. Гиперопека родителей.

Конечно, каждый ребёнок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако на своём опыте я выделила и общие черты. Всегда нелегко привыкают к яслям или детскому саду единственные в семье дети; дети, чрезмерно опекаемые родителями, привыкшие к исключительному вниманию к себе, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматичным темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада. И в таком случае, если воспитатель не понимает проблем такого ребёнка, то начинает его ещё больше подстёгивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что малыш ещё больше затормаживается, становится более вялым, безучастным. Период адаптации при этом очень сильно затягивается.

Итак, главным в работе воспитателя группы раннего возраста является мягкое и безболезненное прохождение детьми адаптационного периода. Но работа воспитателя должна осуществляться при тесном контакте и взаимодействии с родителями. При общении с семьёй воспитателю необходимо донести, что длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят и от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложения воспитателя отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом наблюдают за игрой детей и с удовольствием ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят и начинают себя хорошо чувствовать только через неделю или позже.

По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет выстраиваться работа с ним и его родителями. Часто бывает так, что ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную группу. Т.е. модель его поведения находится как бы на «стыке» двух групп. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую, показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения.

Таблица адаптационных групп:

Гр.

Эмоц. состояние

 

Деятельность

Отношения

с взрослыми

Речь

Потребность в общении

 

1

 

Слёзы, плач

Отсутствие

 

Отрицательные

 

Отсутствует

(или связана с воспоминаниями о близких)

Потребность в общении с родными, в заботе

 

2

Плач, если нет взрослого, неуравновешенность

 Наблюдение,

подражание

Положительные,

по инициативе

воспитателя

Ответная (отвечает на вопросы детей и взрослых)

Потребность в общении с взрослыми, в сотрудничестве с ними

3

Спокойствие

Предметная или с/р игра

Положительные,

по инициативе ребёнка

Инициативная (сам обращается к взрослым и детям)

Потребность общения с взрослыми и в самостоятельных действиях

Также необходимо предоставить информацию родителям, следуя которой они вместе с воспитателем сделают адаптационный период более плавным, лёгким и безболезненным. Итак, сходя из своих наблюдений, считаю, что родители должны знать:

1. Чем чаще ребёнок будет общаться с взрослыми, детьми в различных обстановках, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые навыки и умения в обстановку детского учреждения.

2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории с рассказом о садике (желательно, чтобы рассказ был доброжелательным и красочным).

3. Так как каждый вновь поступивший ребёнок требует к себе индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно (желательно по 2-3 человека).

4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3 часов.

5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволит воспитателю быстрее определить группу поведения ребёнка, определиться с правильным подходом к малышу.

6. Желательно, чтобы установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя осуществлялось в привычной обстановке, в присутствии близкого человека.

7. Несомненно, полезны экскурсии по группе, в которой участвует воспитатель, родители и ребёнок.

8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение, оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

Необходимо:

– до приёма ребёнка выяснить режим, применяемый в семье, его индивидуальные особенности;

– в первые дни стараться не нарушать имеющиеся у ребёнка привычки; необходимо постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни;

– приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, прививать навыки самообслуживания.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, можно отметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом детского учреждения.

Повторюсь, все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. В среднем, адаптация детей протекает от 2 недель до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел в процессе адаптации. Приспособления организма к новым условиям социального существования сопровождается изменениями поведенческих реакций ребёнка, расстройством сна, аппетита. Часто, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново.

Для плавной, безболезненной адаптации детей раннего возраста, моя работа проходила в три этапа:

1. Подготовительный этап:

– была изучена литература по адаптации детей;

– подготовлена информация для родителей, дети которых начали посещать детский сад;

– разработаны анкеты для родителей;

– созданы условия, приближенные к домашним (уютное обустройство игровой и спальни);

2. Основной этап:

– знакомство с данными поступившего ребёнка (данные медицинской карты), непосредственное знакомство с ребёнком и его родителями;

– экскурсия ребёнка и родителей по группе, знакомство с детьми, которые уже ходят в группу;

– заполнение анкетных данных родителями;

– консультирование родителей по вопросам адаптационного периода.

3. Заключительный этап:

– анализ листов адаптации.

Так как основную роль в воспитании детей играют их родители, мною был разработан «План взаимодействия с родителями», что дало положительные результаты в работе:

– для оперативности, часто обмен информацией с родителями проходил в режиме «НОН-СТОП», пока ребёнок ужинал, родители получали сжатую информацию по определённой теме. А подробности вывешивались в печатном виде на информационный стенд;

– возникающие вопросы, если не решались сразу же, записывались и оставлялись в конверты, которые прикреплены на внутренней стороне дверцы каждой кабинки. В них же вкладывались рекомендации родителям;

– подбирала и рекомендовала литературу, раскрывающую суть возникающих проблем воспитания.

Таким образом, успешное прохождение детьми и родителями всех этапов адаптационного периода, корректировка методов педагогического воздействия на развитие каждого ребёнка индивидуально и группы детей в целом, дали возможность правильно построить дальнейшую работу в воспитании детей.

Количество просмотров: 12154  

Добавить комментарий

Target Image
1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы