Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО

Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество,

потому что они могут нас чему-то научить.

Жан Ванье

Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг. одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.

Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.

В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими – одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного образования в образовательные организации?

Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Работая в детском саду педагогом-психологом, в котором 4 логопедических группы, пришла к выводу, что в связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду МКДОУ д/с № 432 необходимо разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Создание системы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:

– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;

– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;

– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);

– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).

Перед собой я поставил цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного:

– на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

– коррекцию его психофизических недостатков;

– актуальное включение в окружающую социальную среду;

– подготовка к школьному обучению.

Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;

– повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т.ч. и родителей;

– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия;

– психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

– включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;

– информирование родителей о результатах работы с детьми;

– оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;

– проектирование последующей работы с детьми.

Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работа началась с изучения методической и психолого-педагогической литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора методического материала и разработки тематического плана для практической работы с педагогами, родителями и детьми.

2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

На данном этапе осуществлялась:

– мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;

– психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами);

– организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);

– выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах;

– оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;

– создание эмоционально- благоприятной атмосферы в детском саду, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.

Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ

Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3 этапа:

– диагностико-прогностический;

– коррекционно-формирующий;

– оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:

– информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);

– всестороннюю оценку интеллектуального развития;

– диагностику развития психических функций;

– оценку психомоторного развития;

– оценку развития эмоционально-волевой сферы;

– оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;

– оценку характера и особенностей личности в целом;

– прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.

В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов.

По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется, пополняется в процессе сопровождения и включает:

– соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами;

– результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);

– индивидуально ориентированная программа сопровождения;

– динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов. Оформление материалов по проекту.

Был организован смотр-конкурс на «Лучший психологический уголок в группе». Особенностью данного мероприятия стало участие в нем самих дошкольников.

Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников:

Дети:

– позитивная адаптация к условиям ДОО;

– динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;

– эффективное формирование нарушенных функций;

– развитие личности ребенка, развитие навыков общения;

– приобретение социального опыта.

Педагоги:

– развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;

– профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;

– приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.

Родители:

– получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;

– адекватность установок в отношении перспектив ребенка;

– информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т.ч. в рамках ПМПк ДОО;

– приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;

– получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.

Использование в работе модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогу-психологу возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.

Используемая литература

1. Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014, с.4.

2. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2010.

Количество просмотров: 30463  

Комментарии

Отлично написанная статья: грамотно и доступно. Спасибо.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы