Музыкально-образовательный проект к юбилею П.И. Чайковского «Детский альбом»

 
 

Реутова Елена Павловна,

педагог дополнительного образования

МБОУ города Новосибирска «Дом детского творчества им В. Дубинина

 

Музыкально-образовательный проект к юбилею П.И. Чайковского «Детский альбом»

Искусство должно быть средством воспитания,

но цель – его удовольствие.

Бертольт Брехт

Цель проекта: способствовать развитию у детей общей музыкальности.

Задачи проекта:

– создание эстетически развивающей среды;

– популяризация творчества П.И Чайковского;

– повышение исполнительского мастерства учащихся;

– установление творческих контактов между коллективами и руководителями;

– создание для детей возможности творческого общения;

– повышение музыкальной компетентности родителей.

Тип проекта: интегрированный, творческий.

Области интеграции: музыка, театр, танец, социализация, коммуникация.

Участники проекта: педагоги и учащиеся ВХС «Радость», театральной студии «Сказка», школы духовой музыки.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Руководитель проекта: Реутова Елена Павловна.

Продукт проектной деятельности: концерт-спектакль.

Преимущества проекта:

Данный проект дает возможность решать самые разные задачи обучения и воспитания детей в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. Если же своей основной целью мы определяем развитие общей музыкальности детей, которая формируется в процессе музыкальной деятельности, то преимуществом данного проекта является то, что он охватывает сразу три вида музыкальной деятельности:

слушание-восприятие;

детское исполнительство;

изучение элементарных сведений о музыке.

Слушательская аудитория, которую охватывает данный проект, очень широкая и разнообразная. Это и дошкольники, и школьники, и взрослые.

Меня же, педагога по классу фортепиано, всегда не устраивало то, что участие детей-пианистов в различных мероприятиях внутри Дома творчества очень ограниченно в силу того, что фортепианное исполнительство-явление очень деликатное, мало похожее на шоу.

Пианисту трудно соперничать по эффектности продукта своего творчества с учащимися других коллективов — танцевальному, хоровому, театральному и т.д. В совместном концерте, даже с вокалистами, пианист всегда в проигрыше. Нередко фортепиано отводится лишь прикладная функция. И это обидно. А ведь за каждым выступлением маленького музыканта - большой труд, огромное творческое усилие. Данным проектом я хочу привлечь внимание к творчеству этих юных пчелок от музыки.

Содержание проекта:

1 этап: Подготовительный

  • Постановка цели.
  • Формулировка задач.
  • Подбор нотного материала.
  • Составление плана реализации проекта.
  • Работа с музыковедческой литературой. 

2 этап: Реализация проекта

Деятельность педагога:

  • Разучивание с детьми пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского;
  • Обогащение детей знаниями о творчестве П.И. Чайковского;
  • Изучение с детьми традиций и культуры 19 века;
  • Совместные репетиции.

Деятельность детей:

  • Написание сочинений-сценариев каждым из участников, совместное их обсуждение, редактирование общими усилиями окончательного варианта сценария концерта-спектакля;
  • Усвоение новых знаний, умений, навыков;
  • Совместные репетиции.

3 этап. Заключительный

Подготовка необходимых атрибутов для оформления сцены и зала.

Сценарий концерта-спектакля

Действующие лица:

Алёна, школьница

Наташа, племянница П.И.Чайковского

Учитель танцев

Действие происходит в августе 2015 года, в одной из деревень новосибирской области.

Картина первая

Алёна

Вот и ещё один день прошел. И опять мне скучно. Как я просила маму отправить меня на лето в детский лагерь! Но она сказала, что нужно помочь бабушке. И вот я уже третий месяц здесь! Нет, днем, конечно, хорошо, интересно и весело. Появились новые друзья... А вот вечером... Бабушка рано ложится спать. Компьютера нет. Телевизор сломался. Скучно... Чем бы заняться? Идея!!! Заберусь-ка я на чердак. Там бабушка хранит всякое барахло, а я очень люблю рыться в старых вещах. Пойду поищу фонарик. (Уходит)

Картина вторая. На чердаке.

Входит Алёна с фонариком.

Алёна

У-у-у... как тут темно и пыльно... А паутины сколько! (Замечает пианино) А это что? Пианино?! Да какое старое! (Проводит пальцем по крышке и сдувает с пальца пыль. Видит сундук). А вот и сундук... О нем мне бабушка рассказывала. Здесь должно быть много интересненьких штучек! (Подходит к сундуку, делает пасы руками). Сим-Сим, откройся. (Открывает сундук, перебирает и рассматривает вещи... Достает старинную книгу). Какая книга! Видно, что старинная. И написано вроде по-русски, а вроде и нет (читает) Петр Ильич Чайковский. Детский альбом (разочарованно) У-у-у, да это ноты! (продолжает читать) Посвящается Володе Давыдову (Задумчиво) Кто бы это мог быть - Володя Давыдов?

Появляется Наташа

Наташа

Кому здесь понадобился мой беспокойный братец? (Замечает Алену. Удивленно) Девочка, ты кто?

Алёна

Я - Алёна. Я приехала на каникулы к бабушке. А вот ты кто такая?

Наташа

Я - Наташа, сестра Володи Давыдова, которого ты зовёшь. Зачем он тебе в такое позднее время?

Алёна

А вот в этой книге про него написано. Читай.

Наташа(читает): Посвящается Володе Давыдову (обращеется к Алене) А что здесь про него пишут7

Алёна

Ещё не знаю. Это ноты.

Наташа (листая альбом)

А-а-а, это дядя Петя написал для нас, для племянников.

Алёна

Не понимаю... для вас... для племянников... дядя Петя... А он кто?

Наташа

Ну да, наш любимый дядя Петя, Пётр Ильич Чайковский, композитор. Его вся Россия знает!!

(раздаётся стук)

Алёна (испуганно)

Что это?

Наташа

А... это Боб, опять с деревянными солдатиками играет.

Алёна

Кто это — Боб?

Наташа

Боб — это и есть мой брат Володя — мы между собой его так зовём. Дядя Петя привез ему игрушечных солдатиков и теперь, слышишь, маршируют они у него.

Звучит «Марш деревянных солдатиков». Исполняет Турло Тоня.

Алёна

А я эту музыку слышала, но не знала, кто композитор. Чудесный марш!

Наташа

А еще дядя Петя подарил Бобу чудесных деревянных лошадок. Послушай, играет в лошадки.

Звучит пьеса «Игра в лошадки». Исполняет Варзина Оля.

Наташа

А я вот солдатиков и лошадок не люблю — кукол люблю. Смотри, какая красавица (достает из сундука куклу). Вот только болеет она часто. Дядя Петя даже пьесу написал под названием «Болезнь куклы». Вот послушай.

Звучит пьеса «Болезнь куклы». Исполняет Кучмар Гриша.

Алёна

Как грустно и как красиво... Везет тебе, Наташа, у вас пианино есть, а у нас дома, в городе, только дедушкина старая гармошка.

Наташа

А знаешь, в наше время фортепиано только у помещиков было. А простые люди всякую музыку на гармошке исполняли. Послушай, как «мужик на гармонике играет».

Звучит пьеса «Мужик на гармонике играет» в исполнении Панкратова Лёни.

Алёна

Какая забавная музыка! Как-будто и правда мужик гармошку растягивает.

Наташа

А знаешь, Алёна, наш дядя много ездит по миру и из поездок привозит нам не только сладости и игрушки, но и мелодии разных стран, обрабатывает их и записывает. Вот, читай.

Алёна читает

«Старинная французская песенка»

«Немецкая песенка»

«Итальянская песенка»

«Неаполитанская песенка»

Алёна

Наташа, а какая твоя самая любимая?

Наташа

Моя любимая – «Старинная французская песенка». Хочешь послушать?

Алёна

Конечно хочу.

Звучит «Старинная французская песенка» в исполнении Турло Тони.

Алёна

Чудесная мелодия... Наташа, а как ты думаешь, какая песенка самая известная?

Наташа

Я думаю, самая известная... неаполитанская. Узнаёшь её?

Звучит «Неаполитанская песенка» в исполнении Варзиной Оли.

Алёна, радостно

Наташа, я её узнала! Она звучала в моём любимом балете «Щелкунчик», но как-то совсем по-другому. Давай послушаем её ещё раз.

Звучит «Неаполитанская песенка» в исполнении Писарева Кости и Ротанина Иллариона

Алёна

Как интересно! Наташа, а что это за дудки?

Наташа

Алёна, это не дудки. Такой инструмент называется тенор, как и мужской голос.

Алёна

Ой. как интересно... Наташа, а правда, что все вы, и взрослые и дети, каждый день начинаете с молитвы?

Наташа

Да, это так и есть. Даже этот детский альбом начинается пьесой под названием «Утренняя молитва».

Звучит пьеса «Утренняя молитва» в исполнении Юриной Ангелины.

Наташа

Чудесная музыка! После молитвы становится так спокойно и светло на душе. Хочется подойти к окну, распахнуть его и в который раз заслушаться чудесным пением жаворонка.

Звучит пьеса «Песня жаворонка» в исполнении Варзиной Оли.

Алёна

Да, такую музыку хочется слушать и слушать...

Наташа, а чем ты занимаешься в свободное время?

Наташа

По вечерам мы всей семьей собираемся в гостиной. Дядя Петя садится за рояль, а мы танцуем. Особенно часто вальс - это любимый танец нашего дядюшки.

Звучит пьеса «Вальс» в исполнении Юриной Ангелины.

Алёна

Как изящно!

Наташа

А ты бы знала, как забавно Боб танцует мазурку! Подпрыгивает, словно кузнечик, и ножкой ножку бьет.

Звучит пьеса «Мазурка» в исполнении Созиновой Светы.

Наташа

Алёна, а тебе няня сказки на ночь рассказывает?

Алёна

У меня нет няни. Я сама сказки читаю. А когда была маленькой, мне их мама рассказывала. Особенно я любила про Бабу-Ягу.

Наташа

А у дяди Пети в «Детском альбоме» есть пьеса, которая так и называется - «Баба-Яга». Вот послушай...

Звучит пьеса «Баба-Яга» в исполнении Панкратова Лени.

Алёна

Ух ты, аж дух захватило!

И в самом деле, Яга на метле!

Наташа

А я очень люблю, когда мне няня сказки рассказывает. И эту нянюшкину сказку люблю, музыкальную, из «Детского альбома», которую дядя Петя написал. Послушаем «Нянину сказку»?

Звучит пьеса «Нянина сказка» в исполнении Созиновой Светы.

Алёна

Да это же про трех поросят! А как вам кажется. ребята, о чем эта музыка?

Ответы из зала...

Наташа

Сказку мне нянюшка рассказывает, когда я уже в постели лежу. Слушаю... Слушаю... Так под эту сказку и засыпаю, погружаясь в сладкие грёзы...

Звучит пьеса «Сладкая грёза» в исполнении Сорокиной Насти.

Алёна

Какая красивая мелодия...

Шум за сценой.

Алёна

Кажется, бабушка проснулась. Надо идти. А жаль... Очень интересно было. Ведь и с тобой придется расстаться. А мы уже успели подружиться.

Наташа

Но мы ведь ещё встретимся, правда?

Алёна

Мы обязательно встретимся – ты, я и вечная музыка Петра Ильича Чайковского.

Количество просмотров: 4536  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы