Проект профильного дня «Птичьему пению – внимание с волнением»

 
 

Милешенко Татьяна Петровна,

заведующая отделом МБОУ ДОД Дом детского творчества «Кировский»

 
 
 

Перцева Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД Дом детского творчества «Кировский»

 

Проект профильного дня «Птичьему пению – внимание с волнением»

В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета.

Творчество – вот имя этой птицы!

В. А. Сухомлинский

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. При знакомстве детей с поговорками, загадками, пословицами, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка можно донести до детей и с помощью народных игр.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

У каждого народа есть традиции, которые пришли из древности, но сохранились практически в своем первозданном виде. Так, славяне уже не одно тысячелетие прыгают через летние костры, встречают весеннее солнышко румяными блинами, а темной зимней ночью рядятся в звериные шкуры, поют песни, звенят бубенцами, зазывая счастье и достаток в каждый дом. Одна из таких древних традиций – заклички весны.

Что такое закличка? Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать коней, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить.

С приходом христианства заклички весны, как и большинство других языческих праздников, не канули в небытие. Они обзавелись христианской подоплекой и успешно прижились в обрядодействе новой веры. Это уже часть  не космического сакрального праздника, а скорее часть народного  гуляния, повод вспомнить историю, порадоваться приближению весны. Не стоит забывать об этой замечательной традиции! Особенно радуются ей дети. Они с удовольствием учат веселые песенки-заклички.

Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева. Вместе с эстетическим наслаждением впитывается то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Цель проекта: создание условий для привития интереса к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старинным традиционным бытом.

Задачи:

– Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства, переживания.

– Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа, играми и развлечениями на праздниках.

– Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором, активизировать познавательную деятельность.

– Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.

Старинным народным традициям и был посвящен профильный день «Птичьему пению внимание с волнением». Праздник состоялся  22 марта в день прилета жаворонков. Еще этот день в народе называют «Сороки».  Этой встрече была, посвящена выставка детского творчества «Веселая масленица». Работа педагогов ДДТ «Кировский», участвующих в реализации проекта профильного дня «Птичьему пению внимание с волненьем», носила гибкий, дифференцированный характер и включала элементы спонтанности и импровизации. Совместное творчество детей и взрослых является важным компонентом музыкально-эстетической деятельности.

В реализации проекта профильного дня «Птичьему пению внимание с волненьем» принимали участие педагоги ДДТ «Кировский», учителя школы № 41 Кировского района, а также воспитанники студий. Многие дети участвовали в профильном дне не первый раз. В проекте приняло участие30 детей и 6 педагогов.

Срок реализации проекта – 3 часа.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОГО ДНЯ «ПТИЧЬЕМУ ПЕНИЮ ВНИМАНИЕ С ВОЛНЕНИЕМ»

Время

Содержание

Педагоги

I этап профильного дня

1.

13.00-13.15

Выставка декоративно-прикладного творчества посвященная проводам зимы  «Веселая масленица»

Милешенко Т. П.

 

2.

13.15-13.30

Народные гуляния «Встреча весны»

Перцева Е. Ю.

Милешенко Т. П.

II этап профильного дня

 

3.

13.30-14.00

Мультимедийная презентация

«1 апреля-международный день птиц»

Милешенко Т. П.

Перцева Е. Ю.

3.

14.00-14.40

Интеллектуально-развлекательная игра«Из жизни птиц»

Милешенко Т. П.

Перцева Е. Ю.

4.

14.40-15.00

Защита творческих работ

 

III этап профильного дня

 

5.

15.00-16.00

Русские народные игры

Милешенко Т. П.

Перцева Е. Ю.

I ЭТАП ПРОФИЛЬНОГО ДНЯ (ЭТАП ВХОЖДЕНИЕ)

Выставка декоративно-прикладного творчества«Веселая масленица» 

 

 

Этап «Вхождения», включает в себя знакомство участников проекта с идей профильного дня, содержательное погружение в нее. На этом этапе вниманию детей и родителей была предложена небольшая экскурсия по ознакомлению с выставкой декоративно-прикладного творчества «Веселая масленица». Им напомнили о традициях праздника. Дети вспомнили названия дней масленицы, рассказали о своих семейных рецептах приготовления блинов.

Всех участников профильного дня поздравили с праздником и вручили «поющую птаху» – символ нашего дня птиц.

Эмблема профильного дня «ПОЮЩАЯ ПТАХА».

Народные гуляния «Встреча весны»

Участники проекта переместились в холл дома творчества и приняли участие в традиционных народных гуляниях, включавшие в себя хороводы, заклички Весны. К примеру, Жаворонок! Жаворонок! На тебе зиму, А нам лето, На тебе сани, А нам телегу!

Эти игры проводили  дети фольклорной студии «Гнездышко» под руководством педагога – Алексахиной Любовь Семеновны.

 

Участники проекта распахнули ворота для Весны - красны вместе с народной игрой «Золотые ворота». Это помогло весне силу удвоить и зиму побороть, и мы ей в этом помогли.

II ЭТАП ПРОФИЛЬНОГО ДНЯ (ЭТАП ОСВОЕНИЯ)

Мультимедийная презентация «1 апреля - Международный день птиц»

Этап Освоения направлен на ознакомление детей и родителей с различными видами деятельности, отражающих содержание профильного дня.

Участникам проекта была предложена мультимедийная презентация «1 апреля – Международный день птиц». Дети узнали историю появления праздника, как его отмечали в нашей стране и зарубежом, познакомились со старинными традициями, связанными с прилетом птиц. Рассказали о существующих в России, еще с древних времен праздниках, связанных с птицами. Это:

9 марта – день встречи перелетных птиц, в народе его называли «Иванов день». В этот день прилетали Жаворонки, люди кричали заклички и зазывали весну. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

12 марта – «Проломи наст» день, в этот день привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.

17 марта – в народном календаре «Герасим-грачевник», знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей. Если в этот день прилетят грачи, через месяц снег сойдет. В народе говорят: «грач зиму расклевал».

22 марта – «день весеннего равноденствия», его ждали всю долгую зиму и встречали праздничными обрядами.Этот день считался днем прилёта жаворонков и назывался «Сороки». На Сороки день с ночью меряются. По народным приметам, если на Сороки будет тепло, то оно простоит еще сорок дней, а холодно – жди сорок холодных утренников-морозов.

7 апреля – «Благовещение». А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Очень часто на Руси дети ловили птиц, сажали их в клетки. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала, и природа и вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

 

Интеллектуально-развлекательная игра «Из жизни птиц»

Данная тема очень актуальна в настоящее время, самостоятельность ума, интеллект – главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни. Разные чувства проявляются при постижении чего-то ранее совершенно неизвестного, но одно присутствует всегда - это удивление. С удивления, как известно, начинается мышление, следовательно, для развития интеллекта открытия крайне необходимы.

Первый тур «Какие птицы прилетают первыми?»

Участники проекта были разделены на 6 творческих групп (на эмблеме «поющая птаха» с другой стороны был написан номер группы). Командам были выданы листы с заданиями.

По условиям первого тура команды должны были разгадать загадки «Какие птицы прилетают первыми?» и ответить на дополнительный вопрос.

Задания для команд

Загадка, вопрос

Ответ

1.

Всех перелетных птиц черней

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

 А зовется птица

 

грач

 

Как называется картина Саврасова, на которой изображены грачи

«Грачи прилетели»

2.

На шесте дворец, во дворце певец

скворец

То прилетает первым самец или самочка скворца и почему?

Самец, подготовить жилище для будущего потомства

3.

Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко

 

ласточка

Как вы думаете, почему у ласточки раздвоен хвост?

По древней легенде, хвост у нее раздвоенный потому, что завистник-ворон выдрал ей перышко, когда боги повелели отдать ключи от райского сада именно ласточке, наказав ворона за воровство.

4.

Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.

 

голубь

Назовите народные  приметы про голубей

голубь по суевериям часто приносит благую весть.

5.

Сколько гусениц, жуков и улиток уничтожает семья скворцов за день?

100

250

350

6.

Сколько крупных гусениц и майских жуковза лето поедает кукушка?

до 10 тыс.

до 270 тыс.

до 400 тыс.

7.

Сколько различных вредных насекомых уничтожает семья ласточек за лето?

до 100 тыс.

до 500 тыс.

до миллиона

Второй тур «Птица с характером»

По условиям второго тура каждый из участников  команды выбирает карточку с фотографией птицы. На экране появляется фото птицы, дети, имеющие на руках такую фотографию, выходят на сцену.

Во втором туре дети должны были показать свой артистизм. Ведущий  медленно читал описание птиц, а участники изображали читаемое жестами, движениями, звуками, вживаясь в образ.

  Здесь мы использовали известную книгу немецкого натуралиста Брэма «Жизнь животных». В ней он не только описывает внешний вид животных и птиц, но и рассказывает об их поведении, наделяя их характерами.

Третий тур "Барометр природы"

Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. Команды получили листы, на которых они должны были дать правильные ответы на вопросы заданные ведущим.

Вопрос

Ответ

1.

Ласточки летают то вверх, то вниз

жди бурю

2.

Стрижи летают низко и с криком

к дождю

3.

Снегирь под окнами чирикает

к оттепели

4.

Вороны садятся на верхушки деревьев

перед морозом

5.

Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди ...

хорошую погоду

Творческое задание командам

Капитан каждой команды получил папку, в которую входили: лист А3, чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы, шаблон птиц, материалы со стихами про перелетных птиц, весну, веселье. Команды отправились по кабинетам для выполнения творческого задания. Каждая из команд должна нарисовать плакат, перелетных  птиц с добрыми пожеланиями другим участникам проекта.

   

Защита творческих работ

Дети самостоятельно разрабатывали и рисовали  плакат посвященный птицам, выбирали подходящие стихотворения из предложенного нами материала и готовили презентацию защиты творческой работы. Вырезали птичек с пожеланиями своим товарищам.

   

  

   

Каждая команда прикрепляет своих птиц с пожеланиями на ширму и защищает свою работу.

III ЭТАП ПРОФИЛЬНОГО ДНЯ (ЭТАП ОСВОЕНИЯ)

На третьем этапе мы с детьми на практике разучили зазывалки, считалками, такие как «Чижик-пыжик ворбушек…», «Тай-тай, налетай!», «Сидела баба на пече..!» и др.  Дети с удовольствием запомнили наши, и рассказали свои считалочки. Научили их  делиться на команды по жребию. Познакомились и поиграли в народные игры, такие как: «Удочка», «Невод», «Петушиный бой», «Воробьи и вороны», «Наседка и коршун» и т. д.

   

Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности.

И культура славян – один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.

Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, явлениям общественной жизни. Подвижные народные игры требуют от участников быстроты: быстро убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуки.

Игры с частым повторением напряженных действий, с непрерывной двигательной деятельностью связаны со значительной затратой сил и энергии, развивает выносливость организма, способствует воспитанию гибкости тела. Подвижные игры носят коллективный характер связей, развивает у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.

Вывод

Важно отметить роль наших праздников и обрядов в деле становления духовной культуры, быта, новых семейных традиций, этики взаимоотношений между поколениями, новой социальной психологии.

Сейчас эти добрые традиции постепенно забываются. Эти обычаи отличаются от привычных сегодня праздников своей искренностью, эмоциональностью, верой и задором.

Современная молодежь является хранителем и передатчиком культурных традиций и исторических ценностей. И наша задача педагогов дополнительного образования состоит в том, чтобы не только помнить и ценить, но и  поднять из небытия хорошие, незаслуженно забытые, старинные традиционные праздники.

Профильный день «Птичьему пению внимание с волнением» понравился детям. Они узнали много нового и интересного, почувствовали  радость, испытали бурю эмоций  от прикосновения к старинным праздникам,  играм. Дети выразили желания принять участие в дальнейших проектах. А также мы приобрели совместный опыт творческой деятельности детей, педагогов и родителей.

Приложение № 1. Сценарий профильного дня «Встреча весны»

Приложение № 2. Сценарий мультимедийной презентации «1 апреля –международный день птиц»

Приложение № 3. Характеры птиц (По Брэму)

Приложение № 4. Народные игры, считалки, зазывалки

Приложение № 5. Презентация проекта профильного дня «Птичьему пению – внимание с волнением!»

Количество просмотров: 4596  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы