Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе

 
 

Романчук Алла Владимировна,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД) считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования, так как они обеспечивают школьников умением учиться, способностью к саморазвитию, самосовершенствованию. Современный урок больше не является системой формирования знаний, умений и навыков, он является неким пространством, где учащиеся приобретают новые, универсальные способы действия, которые они могут применить в реальной жизни в любой ситуации. Выделяют 4 группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные УУД обеспечивают ценностную ориентацию учащихся. Это действия по самоопределению, т.е. самоидентификации своей роли в жизни и своей личности, действия, связанные со смыслообразованием т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем я изучаю материал, как я им буду пользоваться, где он мне понадобится) и действия нравственно-этического оценивания, ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Регулятивные УУД – это те действия, которые обеспечивают учащимся способность организовать свою деятельность самостоятельно. Для их успешного формирования нужно поставить цель, задачу, выяснить, что же ученик знает, а чего нет, нужно разобраться в процедуре, определить план действий, спрогнозировать результат деятельности, контроль, коррекция, оценка.

Говоря о познавательных УУД следует иметь ввиду, что они связаны в основном с навыками работы с информацией, т.е. постановкой задачи познавательной для себя, поиск, выделение информации, сравнение, сопоставление, умение структурировать информацию, выбрать приём выполнения задания. Частью познавательных УУД являются общеучебные УУД, те действия, которые актуальны на любом уроке: смысловое чтение текста, умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, работа со знаково-символическими средствами (использование таблиц, схем, моделей, кодирование – транскрипция). В нашем предмете огромным потенциалом обладает чтение, как вид речевой деятельности:

-ставить цель при чтении;

-прогнозировать содержание текста;

-прогнозировать основную мысль;

-сопоставлять факты;

-сопоставлять содержание с иллюстрациями и др.

Как часть познавательных УУД выделяются логические УУД (умение анализа информации).

Перейдём к самым главным для иностранного языка – коммуникативным УУД. Поскольку наша цель – дать учащимся новые возможности для общения. Элементы коммуникативных УУД прослеживаются через следующие действия:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-понимание своей роли (как я буду взаимодействовать);

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнёра (подсказать товарищу, поддержать).

Коммуникативные УУД помогают ребенку полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей коммуникации.

Вашему вниманию предлагается технологическая карта урока английского языка, в которой отражены приемы формирования универсальных учебных действий.

Технологическая карта урока

Предмет: Английский язык.

Класс: 5.

Учебник Spotlight 5. (УМК «Английский в фокусе», 5 класс, Ю.Е. Ваулина, Дженни Дули, О.Е. Подоляко, Вирджиния Эванс)

Тема урока: Collection

Практический компонент цели: формирование лексико-грамматических навыков по теме «Collection»

Задачи урока:

– ввести и тренировать употребление лексических единиц по теме «Collection»;

– повторить числительные 20-100;

– тренировать навыки поискового чтения;

– развивать монологические умения;

– тренировать составлять специальные и общие вопросы.

Тип урока: урок решения практической задачи.

Планируемые результаты:

предметные – знать и употреблять новый лексический материал по теме «Коллекция», отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; обмениваться краткими (3-4 предложения) сообщениями о коллекциях, используя новый лексический материал.

метапредметные (универсальные учебные действия):

– личностные: осознавать полноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать свой вклад в работу группы;

– регулятивные: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

– познавательные: работать с информационными текстами, составлять аналогичные тексты;

– коммуникативные: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать одноклассников и выражать свои мысли.

Необходимое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, аудиоматериал к уроку, презентация в Power Point.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Реализуемая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Сопровождающий слайд

1

2

3

4

5

Этап урока: мотивация к деятельности

Включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

 Приветствует учеников.

- Good morning!

- Sit down, please! Let’s start our lesson.

How are you today?

Who is absent today?

 

 

Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

 

 

 

Регулятивные – настрой на рабочую деятельность, подготовка к восприятию иноязычной речи;

Коммуникативные – действия планирования учебного сотрудничества

 

 

Этап урока: Целеполагание и мотивация к изучению темы

Подвести обучающихся к определению цели и задач урока, необходимости изучения этой темы.

Определение уровня знаний по данной теме

 

 

 

 

 

 

 

Yesterday I got a letter from my friend Jane. She is from the USA. She wrote me about something interesting. It will be the topic of our lesson. Look at the screen and try to guess what she wrote me about. Слайд № 1,2

 

What is the aim of our lesson?

What should we do for this?

 

Учитель строит беседу с учащимися о коллекциях в жизни человека (есть ли у них коллекция, почему люди собирают коллекции, полезны ли коллекции, что учащиеся смогут сделать после нашего урока)

 

Выявляет начальный уровень знаний учащихся по теме (прием «Лесенка успеха»)

Ученики отвечают:

«Мозговой штурм»

«We are going to speak about collections»

 

«Научиться рассказывать  о коллекциях»

«познакомиться с новыми словами по теме, узнать, как составить рассказ о коллекции»

Учащиеся приходят к выводу о важности коллекции в жизни человеку, формулируют конечный результат изучения темы, устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Отмечают на «лесенке успеха» свой начальный уровень знаний, высказываются, что нужно сделать, чтобы оказаться на верхней ступеньке.

 

Регулятивные – прогнозирование по картинке

 

 

Регулятивные – планирование способов достижения поставленной цели

 

Личностные – самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация

 

 

 

Познавательные – рефлексия

Регулятивные - целепологание

 

Этап урока: Актуализация имеющихся знаний

 

Применить имеющиеся знания в типовых ситуациях

What collection has Jane got? Слайд № 3, определяют по картинке

How many elephants has she got?

Заранее создана проблемная ситуация, по картинке невозможно определить количество предметов.

 

Make a riddle to know it слайд № 4

 

Спрашивает какие числительные знают учащиеся и предлагает проверить насколько хорошо они знают числительные от 20. Слайд № 5,6

Подводит учащихся выявлению способа образования числительных 20-100 Слайд № 7

 

An elephant collection

 

 

 

 

Учащиеся читают загадку и определяют количество предметов в коллекции. 35 elephants

 

На экране учащиеся видят числительные, они должны вспомнить словообраз цифр. Работа выполняется по вариантам, затем происходит взаимообмен работами, учащимся предлагаются правильные ответы. Происходит сличение с эталоном с целью коррекции.

 

Обсуждают способ словобразования, выявляют разницу в образовании разных числительных.

 

 

 

 

Регулятивные – действия прогнозирования;

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные –поиск информации

 

 

 

Регулятивные – оценка, коррекция и контроль.

 Коммуникативные – управление поведением партнера, рефлексия

 

 

Познавательные – анализ, сравнение объектов

 

Этап урока: Первичное восприятие и усвоение материала

применить новое знание в типовых заданиях;

Look at this picture. What collection has this boy got?

Слайд № 8

 Let’s know more about his collection. Open your books at p. 40, ex. 3

 

Now answer my questions слайд № 8 (использованы «тонкие» вопросы, направленные на полное понимание текста)

Учащиеся предлагают варианты ответов, затем ищут ответ в самом тексте на стр. 40 учебника

 

Читают текст и выполняют упражнение № 3 (отвечают на вопросы), учитель просит подтвердить свой ответ цитатой из текста

Отвечают на вопросы, осознано строя высказывания

 Регулятивные – прогнозирование

 

Познавательные – поиск информации, доказательство

 

Познавательные – осознанное построение высказывания

Этап урока: Самостоятельное творческое использование умений и навыков

проверить умения применять новое знание в типовых условиях

Учитель делит класс на группы, выдает каждой группе рассказ о коллекции разных людей, организует работу групп по методу Jigsaw Puzzle. Следит, чтобы беседа в группах проходила на английском языке, помогает в случае возникновения проблемных ситуаций.

Учащиеся в группах читают тексты, заполняют предложенную таблицу, затем выбирают представителя от группы. Представители должны рассказать в других группах о «своей» коллекции. Вся группа слушает рассказ представителя, заполняет предложенную ранее таблицу. После возвращения представителей в свои группы происходит обсуждение всех коллекций.

Коммуникативные – управление поведением партнера, умение с полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей

 

Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов

соотнести цели урока и его результаты, осуществить самооценку работы на уроке, осознать метода построения нового знания.

 

Учитель организует рефлексию.

Какие трудности испытывали в начале урока, какую цель поставили, какими способами ее достигали.

Использует прием «Лесенка успеха» для выявления прогресса.

Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, анализируют достигнутый результат с затруднением и поставленной целью, определяют степень их соответствия.

Личностные – действия смыслообразования;

Регулятивные – действия оценки;

Познавательные – действия, связанные с рефлексией деятельности, анализ.

 

 

Домашнее задание:

1.Выучить числительные на стр.40 учебника.

2. Составить рассказ о своей коллекции по образцу текста из учебника (с.40 № 3)

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11-12.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024309-4.

Количество просмотров: 25106  

Комментарии

круто
Отличный материал
Спасибо за подробную карту урока.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий
2. Проектирование и реализация формирования метапредметных результатов обучающихся через формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка
3. Формирование универсальных учебных действий учащихся – условие повышения качества образовательного процесса
4. Метапредметный подход и функции учителя на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
5. Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики
6. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы средствами элементов образовательной технологии «Образ и мысль»
7. Заглянуть за кулисы природы
8. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
9. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы на уроках английского языка
10. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
11. Система оценивания предметных и метапредметных результатов естественнонаучного образования как ресурс повышения качества образовательной деятельности учащихся
12. Формирование метапредметных УУД в исследовательской деятельности обучающихся
13. Содержание метапредметных компетенций у студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко (на примере синтеза дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 Классное руководство»)
14. Формирование метапредметных результатов в процессе организации и проведении образовательных квестов в школе для лиц с нарушением слуха
15. Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов
16. Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов
17. Психолого-педагогическое осмысление феноменов «метапредметные результаты», «метапредмет», «метапредметность»
18. «Где текст, там жанр»: современные принципы действий с текстом на уроке литературы
19. «Луч света – от фантазии к реальности»
20. Повышение эффективности обучения детей-кинестетиков на уроках русского языка

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы