Патриотическое и экологическое воспитание – что общего? Году экологии посвящается

 
 

Соболева Марина Васильевна,

педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАУ ДО ДЮЦ «Планетарий» г. Новосибирска

 

Патриотическое и экологическое воспитание – что общего? Году экологии посвящается

Экологическое и патриотическое воспитание, на мой взгляд – это два процесса, связанные между собой очень тесно. Работая руководителем творческого объединения «Экология Земли и Космоса» не первый год, очень много важных моментов позволили мне быть в этом абсолютно убежденной. Но для начала обратимся к источникам, которые трактуют эти два понятия.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Экологическое воспитание – систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры. Задача экологического воспитания состоит в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе. Экологическое воспитание предполагает раскрытие сущности мира природы – среды обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе – это предполагает умение осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней. Эстетическая красота природы способствует формированию нравственных чувств, чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждает к природоохранной деятельности.

Мне думается, что экология – это способ мышления, воспитания, стиль жизни, нормы поведения, поэтому и главная задача экологического воспитания состоит в том, чтобы подрастающее поколение становилось людьми, думающими по-другому, думающими о сохранении уникальности и неповторимости нашей планеты, что мы и пытаемся делать на занятиях нашего творческого объединения.

«Удивительное – рядом! И повсюду!» – таков наш основной девиз. Нас интересует все, что касается флоры и фауны планеты Земля. Её оболочки, её взаимодействие с космическим пространством, и самое главное, что мы, люди, оставим после себя. Изучение экологии Земли и Космоса происходит с позиции: Земля не только наша планета, но и наш общий дом, который нуждается в нашей заботе, защите и сохранении. Для реализации поставленных проблем и задач, была разработана образовательная программа. Необходимость в ней была вызвана тем, что некоторое время назад возник вопрос о техногенном воздействии человека на околоземное космическое пространство в процессе освоения Космоса. Это заложило основы нового научного направления «Экология комического пространства», изучающего процессы в космосе, их взаимодействие в космосе и биосфере. Основой изучения экологии околоземного пространства стали результаты астрофизических исследований ближнего космоса, а также Солнечной системы и собственно астрономии. На сегодняшний день по-прежнему космическая экология ставит перед человечеством ряд экологических проблем, важнейшими из которых являются:

– вредоносное воздействие продуктов сгорания ракетного топлива на атмосферу;

– засорение космического пространства фрагментами ракетно-космической техники;

– проблемы разрушения озонового слоя Земли.

Решение этих проблем находится в плоскости представлений о взаимосвязи околоземного космического пространства и биосферы Земли, представлений о Земле как о части целостной системы, представлений об околоземном космическом пространстве как глобальной составляющей окружающей среды. Эти идеи были сформулированы ещё в трудах В.И. Вернадского, Д.С. Лихачева и других. Работа по программе предполагает не только изучение проблем экологии Земли и Космоса, но и поиск решений существующих проблем посредством проектной и исследовательской деятельности. Отличие данной образовательной программы от множества других программ в ее практической составляющей, которая состоит в возможности практической деятельности, обеспечивающейся расположением на территории Ключ-Камышенского плато Детско-юношеского центра «Планетарий». В этом состоит и необычность работы в творческом объединении «Экология Земли и Космоса». У учащихся есть возможность наблюдать за окружающей природой плато и принимать непосредственное участие в изучении и защите данной уникальной среды! Одни из самых эффективных рычагов участия – это проводимые экологические акции «Чистый берег реки Иня». Эти акции стали уже нашей доброй традицией и что отрадно отметить – они привлекают внимание все больше добровольцев из числа учащихся, жителей плато, общественных организаций. Но, к сожалению, потребность в этих акциях по-прежнему существует. Об экологической культуре наших граждан говорить ещё пока рано! Но это не повод опускать руки, необходимо продолжать работу по дальнейшему формированию экологического самосознания, повышению экологической культуры, не только детей, но и их родителей, привлечением внимания к участию в экологических акциях, ориентированных занятиях на профильных сменах.

И очень важный момент: необходимо работать по защите и сохранению уникального места нашего города – Горы-Ключ-Камышенского плато, как памятника природы, парка Земли. С закреплением статуса плато, как уникального места, изменится и отношение к нему, ведь таких мест становится всё меньше и меньше. В решении этой проблемы необходима заинтересованность и поддержка администрации Октябрьского района и города в целом. По мере решения данной проблемы очень важно показать подрастающему поколению, как нужно беречь и любить свою Родину!

Количество просмотров: 5622  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эколого-волонтёрский проект «Бережём свой край» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Организация проектной и исследовательской деятельности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Формы работы с родителями дошкольников в процессе приобщения детей к культуре родного края ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. «Прикоснись к природе всем сердцем!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Система игр и занятий, формирующих представления об обитателях леса ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Создание эколого-развивающей среды в ДОУ ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Формирование экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
8. Эколого-краеведческая работа – важнейший путь интеграции в социум ВЫПУСК №106, апрель 2023
9. Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ ВЫПУСК №106, апрель 2023
10. Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма экологического движения ВЫПУСК №106, апрель 2023
11. Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
12. «Наблюдая – не вреди!»: экологическое воспитание в детском саду ВЫПУСК №105, февраль 2023
13. Формирование экологической культуры младших школьников через привлечение их к созданию творческих работ из вторичного сырья ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
14. Экологическое воспитание детей в ДОУ ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Воспитание экологической культуры дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности при реализации курса «Green school» по экологическому воспитанию ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Экологические акции в ДОУ как средство формирования у детей бережного отношения к природе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Экологическое воспитание дошкольников ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы