Краеведческое исследование как средство воспитания патриотических чувств у обучающихся

 
 

Зуенок Светлана Михайловна,

руководитель школьного музея МБОУ СОШ № 7
Дзержинского района г. Новосибирска

 

Краеведческое исследование как средство воспитания патриотических чувств у обучающихся

«В начале жизни школу помню я…»

А.С. Пушкин

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей не только государства, но и всей системы образования. На всех этапах развития российского общества проблемам патриотического воспитания придавалось большое значение. На сегодняшний момент, в условиях целенаправленной информационной агрессии в адрес нашей страны, эта задача становится основной.

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и другие нормативно-правовые акты определяют назначение, цели и основополагающие ценности патриотического воспитания школьников.

В теоретическом понимании патриотизм – это сложное нравственное чувство, которое как общественное сознание формируется всей совокупностью общественной жизни, в семье, дошкольном детском учреждении, школе.

Перед педагогом стоит непростая задача: необходимо найти те средства и методы, которые позволят стать прочувствованным опытом и найдут живой отклик в детской душе. Таким средством может стать краеведческое исследование.

Узнавание ребенком понятия «Родина» происходит с очень близких и знакомых с детства слов: «Семья», «Школа», «Моя улица», «Город, в котором я живу».

Каждый человек начинает свое образование со школы. Школа играет большую роль в жизни человека. Его отношение к окружающему, его личные качества во многом зависят от того, какие люди его учили, какой была его школа. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло Школы. Поэтому знать историю своей школы, историю людей ее создающих также важно для мироощущения ребенка.

Наверняка, ученик, приходя каждый день в свою школу, задает вопрос: «Какую историю прожила школа вместе с городом, страной? Каковы судьбы тех, кто здесь учился и учил? Кто стоял у ее истоков?»

Как и человек, каждая школа имеет свою биографию. Но бывает так, что старые деревянные здания первых школ, сохраняя номера, разрушаются, и биография школы начинается заново во вновь отстроенном здании.

В 2017 году седьмой школе города Новосибирска исполняется пятьдесят лет. Но на самом ли деле ей пятьдесят лет? Над этим вопросом я и ученики нашей школы задумались, когда в школу пришло письмо – запрос от Еврейского Совета Украины, который занимается оказанием помощи евреям, находившимся в эвакуации во время Великой Отечественной войны. В письме сообщалось:

Уважаемые дамы и господа!

По поручению правительства Германии наша организация занимается выплатой компенсаций жертвам фашизма.

У нас находится заявление госпожи Лимберской (Бершадской) Лии Иосифовны, род. 15 июля 1929 года в г. Одесса, Украинская ССР.

Госпожа Лимберская (Бершадская) указала в своем заявлении, что во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. она вместе с матерью была эвакуирована в г. Новосибирск. Госпожа Лимберская (Бершадская) также указала, что во время эвакуации она обучалась в школе № 7 г. Новосибирска.

Мы обращаемся к Вам с просьбой предоставить нам любую имеющуюся у Вас информацию относительно того, в течение какого времени наша заявительница госпожа Лимберская (Бершадская) прибыла/перевелась и когда/куда/ по какой причине выбыла. К вашему ответу просим приложить копию архивной записи, если такая имеется в Вашем распоряжении.

Вот так начались поиски школы с номером семь, существовавшей в нашем городе во время Великой Отечественной войны.

От директора Дома учителя Натальи Юрьевны Дягилевой мы узнали, что история школы № 7 уходит в далекие двадцатые годы прошлого столетия и тесно связана с именем одной из выпускниц Первой женской гимназии Надеждой Алексеевны Тарасовой-Осиповской. Нам захотелось узнать, что происходило в двадцатые годы прошлого века в нашем городе, который носил тогда другое название и назывался не Новосибирском, а Новониколаевском и более подробно познакомиться с личностью замечательного педагога.

Исследуя интернет-ресурсы, мы установили следующее.

Лето и осень 1918 года. В Новониколаевске уже свергнута Советская власть, в Омске действует Сибирское временное правительство. Контрреволюционный переворот вернул образование города назад: большинство школ отдано под постой солдат, упразднены вечерние классы, восстановлены старые учебники и программы, массово исключаются учащиеся из реального училища и учительской семинарии за сочувствие советской власти, закрывается учительский институт.

14 декабря 1918 года Красная Армия вошла в Новониколаевск.

При СибРевКоме 10 января 1920 года был создан отдел народного образования СибОНО (или СибНарОбраз) во главе со старым большевиком С.И. Канатчиковым, а с 18 ноября 1920 года отдел возглавил Константин Дмитриевич Чудинов.

Летом 1920 года проводилась перепись населения, которая показала, что три четверти детей и 80% взрослого населения – неграмотны.

При СибОНО 22 ноября 1920 года создается чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, председателем назначается Эйхе.

Началась работа по учету неграмотных, созданию пунктов ЛикБеза, подбору ликвидаторов из учителей, старших школьников, актива населения. Одновременно началась работа по всеобщему начальному обучению детей.

Срочно освобождались и передавались в распоряжение народного образования школьные здания, занятые во время колчаковской оккупации.

Педагоги-ветераны, стоявшие у истоков системы образования области, помнят, как все начиналось. Среди легендарных имен — имя Надежды Тарасовой-Осиповской. В начале 20-х годов эта учительница занималась с детьми в домике, арендованном в районе Ельцовки. Поскольку учеников оказалось в два раза больше, чем мог вместить маленький, тесный «храм науки», она попросила о помощи местные власти. А когда поняла, что помогать никто не собирается, задумала настоящее «безумство»: решила отправиться в Москву, на встречу с самой Надеждой Константиновной Крупской. Большую часть пути учительнице пришлось путешествовать в товарных вагонах, «зайцем». И все-таки упорная сибирячка добралась до столицы, дошла до Надежды Константиновны и убедила в необходимости создать школу для рабочей окраины. Пока Тарасова-Осиповская ехала домой, Крупская успела переговорить с начальством Новониколаевска. В течение 3-х летних месяцев под школу были перестроены старые купеческие амбары. Это была самая первая школа, построенная при советской власти. Находилась она на улице Линейной. А носила школа № 7 имя Н.К. Крупской.

Выпускницы Тарасовой-Осиповской стали первыми учительницами школ ЛикБеза Новосибирской области. В свое время эту школу закончила и старейший педагог нашего города Сальма Андреевна Торф.

В книге воспоминаний Сальмы Андреевны, хранящейся в Доме учителя, есть такие строки: «За что я благодарна своим учителям? Главное, чему они нас научили - любить Родину. Милые мои, всю жизнь прошедшие рядом учителя! В 1938 году учителем стала и я. Судьбы Надежды Алексеевны не знаю, она накануне войны уехала в Латвию, но об остальных рассказать могу».

Сведения о легендарной заведующей школы № 7 обрываются в 1938 году.

Куда исчезла учительница? Где отыскать ее след?

Поиск информации мы начали с интернета. Погуглив немного, мы вышли на очень интересный сайт. Кемеровская редакция газеты «Кузбасс» опубликовала статью «Школа в Кельбесской тайге». Автор статьи Евгений Коберник рассказывал о Надежде Алексеевне Осиповской. Но пропала часть фамилии.

Внимание привлекли следующие строки: «Судьбе было угодно, чтобы в одном поезде Новосибирск-Кемерово оказались З. С. Короновская, Н. А. Осиповская и Н. И. Коберник. Неонила Ивановна обратила внимание на двух дам, выходивших гулять на перрон на всех остановках. На Кемеровском вокзале дамы сели в поджидавший их конный экипаж. Уже в Кельбесской школе Неонила Ивановна узнала одну из них – это была Осиповская».

Возник вопрос: та ли это Осиповская? Но дальше уже сомнения не осталось.

«В Кельбесскую школу прибыли учительницы, для которых направление, выданное Новосибирским трестом «Запсибзолото», служило спасательным кругом. Заведующей интернатом при Кельбесской школе стала Надежда Алексеевна Осиповская. В 20-х годах по инициативе молодой, целеустремленной Надежды была построена школа в Новосибирске. Первая советская. В 1937 году, когда был репрессирован муж Осиповской, ей запретили педагогическую работу. Так она оказалась в Кельбесе».

Вот так, совершенно неожиданно стало известно об этом факте биографии  легендарной основательницы школы № 7 в Новосибирске. Как складывалась ее трудовая биография в этом интернате? В статье говорится, что даже в таежном углу Тарасова-Осиповская продолжала дело всей своей жизни – просвещение населения и ликвидацию безграмотности. «Педагоги высокой квалификации сразу включались в работу. Будто предчувствовали, что им отпущено всего три мирных года. Школа стала очагом культуры в глухом таежном районе. Школьники учили взрослых грамоте, ходили по домам – читали землякам газеты. В интернате воспитатель Надежда Алексеевна Осиповская, повариха и возчик-конюх управлялись с полусотней «гавриков», собранных со всей тайги».

Кельбесская средняя школа среди дремучей тайги была островом света и знаний – «таежным лицеем». И опять Тарасова-Осиповская, несмотря на все перипетии судьбы, несомненно подвижник, просветитель, лидер.

И еще на одном сайте был обнаружен дальнейший след Надежды Алексеевны Тарасовой-Осиповской. В кемеровском архиве хранится документ 1943 года, где указывается «Школа № 28. Общие сведения».

Адрес: г. Кемерово. Почтовое отделение: Нижняя колония. Заводской район, ул. Школьная, дом 74.

Список педагогического состава на начало 1944–1945 г.

Под номером 1 в списке Осиповская Надежда Алексеевна. Возраст – 41 год. Образование: Пединститут – 2 курса. Общий стаж – 25 лет. В каких классах велась работа – завуч старших классов.

Именно этот документ привел нас на сайт школы № 28 г. Кемерово. На сайте школы читаем:

«Надежда Алексеевна Тарасова-Осиповская – директор школы № 28 с 1943 по 1958 год».

На сайте указано: «В музее школы хранится автобиография Н.А. Осиповской, написанная ею собственноручно. В 1953 году награждена орденом В.И. Ленина».

Мчусь в Кемерово. И вот я в музее школы. Вглядываюсь в строчки пожелтевшей бумаги, листаю учетные карточки, всматриваюсь в милое, такое дорогое, ставшее уже родным лицо женщины, за спиной которой целая эпоха, жизнь моей страны, моего города, других городов Сибири.

В музее истории развития образования Новосибирской области в папке «Седьмая школа» нахожу письмо Тарасовой-Осиповской к Ворфоломеевой П.А., где содержатся сведения о том, что Надежда Алексеевна выслала в Новосибирск альбом с фотографиями о строительстве школы № 7 в 1978 году. Но где теперь искать этот альбом?

На одном из сайтов ГАКО нахожу знакомую фамилию. Звоню в архив и понимаю, что удача опять улыбается мне. Живу фактически между Новосибирском и Кемерово. И вот, долгожданные материалы архива. Рассказываю сотрудникам ГАКО уже все, что мне известно об Осиповской, привезла весь собранный материал в архив Кемерово. Как пазлы складываются в одно полотно разрозненные документы и факты. Смотрю, как у сотрудницы кемеровского архива мурашки бегут по руке. А передо мной встают живые картины прошедшей эпохи, эпохи воспитавшей поколение победителей, поколение людей, открывших космическую эру.

Мы перебираем с учениками файлы электронного архива, привезенного из г. Кемерово, и страницы истории страны, города, нашей школы начинают жить заново, переплетаются с десятками знакомых фамилий, по-новому читаются названия знакомых улиц.

Этой историей мы захотели поделиться с жителями нашего города. Написали и опубликовали на сайте «Библиотека Сибирского краеведения». И опять удача. Читательница сайта Ольга Крицкая поделилась сведениями, что видела альбом П.А. Ворфоломеевой в областном архиве Новосибирской области. Так в наши руки попадает богатая коллекция фотографий с уникальными снимками Новосибирска 30-х годов, фотографиями старой школы, ее сотрудниками и учениками. О судьбе школы мы узнали из справки П.А. Ворфоломеевой, подтвержденной документами городского архива.

Судьба страны складывается из судеб людей, живущих в ней.

Проводя краеведческое исследование, ребята вместе с педагогом искали архивные документы, исследовали газетные и журнальные статьи, искали сведения в памятных книгах томского учебного округа. Нам удалось не только воссоздать страницы истории нашей школы, куда вписаны имена замечательных педагогов, но и новые факты из жизни людей, чьи судьбы отражают судьбу нашей страны, нашего города.

Презентация

Использованные ресурсы

  1. Зуенок С.М. Седьмая Советская школа им. Н.К. Крупской bsk.nios.ru/content/sedmaya-sovetskaya-shkola-imeni-n-k-krupskoy
  2. http://bsk.nios.ru/content/vseobshchee-srednee-municipalnaya-sistema-obrazovaniya-novosibirska
  3. old.websib.ru/~museum/estor/istori_3.htm
  4. refdb.ru/look/2254503-p28.html
  5. ГАКО (Р-372)
  6. Осиповская Н.А. Это начиналось так/ Воспоминания старейшей учительницы о революционном Новониколаевске и о развитии народного образования в первые годы Советской власти//Вечерний Новосибирск, 1967, 20, 22, 24 марта.
  7. Памятная книжка Западно–Сибирского учебного округа на 1916 г., включая список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания. – Томск, 1916. – с. 174–178
  8. Торф Сальма Андреевна. Мне судьба подарила Счастливое время. – Новосибирск: Изд. центр городского дома учителя. – 2009. – 72 с. Фото взято из личного архива автора.
  9. Школа и учительство Сибири, 20-е, начало 30-х годов: Материалы по истории культуры и интеллигенции Сибири/ Отв. ред. Варлен Львович Соскин. – Новосибирск: Изд-во Наука, Сибирское отделение, 1977.
  10. Архив Новосибирского музея истории образования НСО
  11. Письмо Варфоломеевой http://www.pressarchive.ru/kuzbass-kemerovo/1999/11/05/295388.html
Количество просмотров: 4942  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы