Механизмы повышения качества дошкольного образования

 
 

Бектяшкина Татьяна Алексеевна,

заведующий МАДОУ города Новосибирска

«Детский сад № 555»

 

Механизмы повышения качества дошкольного образования

Российская Федерация считается одной из самых богатых стран мира по количеству имеющихся на ее территории природных ресурсов, но самое главное богатство страны – это дети, которые являются залогом нового цивилизационного этапа развития. По данным Росстата, в 2017 году количество детей от рождения до 7 лет, проживающих на территории России, достигло 9 582 тысяч.

Подрастающее поколение можно назвать стратегическим ресурсом государства. Вектор нужного развития будущий гражданин получает уже в детстве. Современная Россия заинтересована в гражданах новой формации: активных, самостоятельных, инициативных, целеустремленных, креативных, творческих, с развитым чувством патриотизма, настоящих профессионалов в своей области. Все эти качества поздно воспитывать в школе, их нужно развивать, начиная с детского сада.

Государство, которое является главным гарантом получения гражданами образования, должно реализовать комплекс мер, направленных на оценку и повышение его качества. Это касается преобразований в нормативно-правовой базе, в части устранения противоречий в документах, регламентирующих деятельность дошкольного образования; подходов к повышению доступности образования для детей дошкольного возраста; условий, созданных в дошкольных организациях, которые не соответствуют современным требованиям; уровню подготовки педагогов, работающих в детских садах; механизмам финансирования системы дошкольного образования.

Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результативности деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Система дошкольного образования способна качественно и динамично функционировать лишь при условии системного подхода к ее развитию. Прежде всего, необходимо создать нормативную основу для разработки модели повышения качества дошкольного образования. Под моделью повышения качества понимается система управленческих решений, направленных на определение основных критериев качества, формулировку целевых ориентиров развития и выработку эффективных механизмов повышения качества дошкольного образования.

Одним из основополагающих критериев повышения качества дошкольного образования, который в обязательном порядке должен быть включен в модель, является доступность услуг дошкольного образования для населения. Повышение уровня доступности возможно при осуществлении стратегического планирования развития сети с опорой на достоверные статистические данные. В России статистические данные, являющиеся основой для разработки программ, государственных проектов, предоставляет Росстат. Информация обобщается по итогам года, что не позволяет оперативно реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию. Такой подход не дает возможности использовать «гибкую» систему стратегического планирования.

Одним из эффективных инструментов повышения доступности дошкольного образования может стать развитие сети негосударственных детских садов и альтернативных форм организации дошкольников (мини-центры, семейные детские сады, группы кратковременного пребывания). Использование ресурсов негосударственного сектора дошкольного образования способно существенно разгрузить переполненность муниципальных образовательных организаций и снизить затраты государства на постройку новых зданий. Комплекс мер поддержки альтернативных и негосударственных форм дошкольного образования должен включать в себя финансово-экономическую, социальную и методическую составляющую.

Если рассматривать детский сад с точки зрения учреждения, предоставляющего услуги образования, то вторым критерием модели можно назвать качество организации воспитательно-образовательного процесса. Непременным условием повышения качества дошкольного образования является разработка образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с действующим законодательством, образовательная организация самостоятельно разрабатывает основную образовательную программу, взяв за основу одну из примерных программ, рекомендованных Минобрнауки России. А кто же оценивает соответствие разработанной программы стандартам дошкольного образования? В целях повышения качества построения образовательного процесса очевидна необходимость внесения изменений в действующее законодательство, в части обязательного рецензирования основных образовательных программ дошкольного образования, разрабатываемых учреждениями, создания на муниципальном уровне экспертных групп, по оценке соответствия качества образовательных программ ФГОС ДО.

Инструментами реализации основных образовательных программ являются методы и приемы взаимодействия с детьми. Стандарт дошкольного образования предполагает отказ от учебно-дисциплинарной модели построения образовательного процесса. Необходимо обеспечить психологических комфорт ребенка и самоценность дошкольного периода развития ребенка. Большинство педагогов не готовы к таким переменам. Повышение роли методических служб значительно возрастает. Требуется принять меры по увеличению штата специалистов дошкольного образования на уровне региона для разработки и реализации комплекса мероприятий по повышению качества дошкольного образования; расширению сети методических служб на муниципальном уровне, в целях систематизации методической работы с педагогами детских садов, применение «кустовых» форм методической работы. Стандарт дошкольного образования нужно не просто декларировать, а осваивать и реализовывать

Сетевая форма взаимодействия детских садов с другими образовательными организациями перспективный путь повышения качества воспитательно-образовательного процесса за счет ресурсов социума. В процессе сетевого взаимодействия раскрываются новые возможности повышения качества образования.

Третьим критерием повышения качества дошкольного образования, отраженным в модели, должно стать построение воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации с учетом запроса потребителей услуги. В рассмотрении данного критерия следует определить основных заказчиков услуги. Прежде всего, в роли заказчика выступает государство, которое заинтересовано, в том, чтобы формировать у подрастающих граждан определенные предпосылки дальнейшего развития. Вторым основным заказчиком выступают родители дошкольников. В современных моделях оценки качества дошкольного образования разработаны методики оценки удовлетворения родителей услугами дошкольного образования. Необходимо продумать систему мониторинга выявления запроса семей воспитанников и учет их мнения в стратегическом планировании развития дошкольного образования. Третьим заказчиком являются сами дошкольники. В соответствии со стандартом дошкольного образования ребенок не является объектом воспитания, он – полноценный субъект образовательных отношений.

В идеале, интересы и запросы трех категорий заказчиков должны найти общую точку пересечения. Объединяющим ядром может стать ранняя профессиональная ориентация и самоопределение дошкольников. Государство заинтересовано в квалифицированных кадрах, которые через несколько десятилетий повысят экономическую составляющую развития страны; родители стремятся дать качественное образование своему ребенку, чтобы в дальнейшем он освоил достойную профессию; дошкольник заинтересован в том, чтобы учитывались его интересы и склонности, которые позволят в будущем их применить в профессии.

В нормативные акты, регулирующие развитие дошкольного образования, может быть включено данное направление деятельности, разработана концепция профориентационной работы, начиная с дошкольного возраста. Важно, чтобы те начинания, которые ребенок получил в детском саду, были продолжены в школе, поэтому следует предусмотреть «сквозной» характер планирования и разработку примерных образовательных программ, учитывающих специфику направления.

Качество дошкольного образования во многом зависит от развивающей среды, в которой ребенок развивается. Стандарт дошкольного образования можно назвать «стандартом условий». Одно из условий успешности его реализации – предметное пространство, созданное в детском саду, современная инфраструктура детского сада. Очередным критерием, который должен найти свое отражение в модели повышения качества дошкольного образования, должна стать предметно-пространственная среда, соответствующая современным требованиям.

Большинство садов, построенных еще в советское время, не отвечает требованиям стандарта дошкольного образования. Разработка программы модернизации, реконструкции детских садов, функционирующих более 20 лет (по примеру программы «Школьное окно») позволит создать равные стартовые возможности для учреждений в вопросе повышения качества дошкольного образования. Новая инфраструктура детских садов должна воплотить идеи свободной детской деятельности, многофункциональности, трансформируемости развивающей среды, современности используемого оборудования, учета климатогеографических и этнокультурных особенностей регионов.

Педагог – ключевая фигура модернизации образования и реализации ФГОС ДО. Последним критерием, который непременно должен найти отражение в модели повышения качества является профессиональная компетентность работников дошкольного образования. В настоящее время профессия воспитатель не особенно популярна, так как уровень оплаты труда не соответствует ответственности, которая возлагается на педагога. Необходимо продумать комплекс мер, направленных на повышение престижа профессии; популяризация профессии в средствах массовой информации; проведение профессиональных конкурсов; осуществление комплекса мероприятий по выстраиванию индивидуального маршрута развития педагогов; формирование объединений педагогов в соответствии с направлением выбранной деятельности; создание «Школы начинающего воспитателя»; предусмотрение социальных льгот, способных привлечь в дошкольную организацию квалифицированные кадры, обладающие профессиональными компетенциями.

Контроль – важнейший компонент управленческой деятельности, позволяющий выявить достоинства и недостатки в деятельности организации, установить взаимосвязи между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми результатами, оценить достижения, выявить пробелы, определить эффективность работы в целом. Контрольные функции распространяются на все уровни управления образованием: федеральный, региональный, муниципальный, институциональный (уровень дошкольной организации).

На территории Новосибирской области внедряется модель системы менеджмента качества (СМК) образования. Данная система используется в общеобразовательных организациях региона. Однако трансляция опыта использования СМК на дошкольные учреждения возможна. Одним из методов сбора информации для оценки комплексной результативности реализации образовательной программы, для оценивания качества работы, педагогами для самооценки своей работы на группе, контролирующих органов для мониторинга качества дошкольного образования могут быть шкалы ECERS-R, которые помогают простроить путь развития дошкольной образовательной организации с учетом требования качества образовательного процесса.

Дошкольная образовательная организация – открытое образовательное пространство. В связи с этим, общественный контроль со стороны родителей воспитанников может стать действенным способом повышения качества дошкольного образования. Причем, участие общественности должно быть не только в форме контроля, но и в части управления развитием учреждения. Создание канала для конструктивного участия родителей в деятельности учреждения позволит вовлечь семью в воспитательно-образовательный процесс. Участие общественности в оценке эффективности реализации государственных программ даст возможность оценить реальную картину их эффективности.

Таким образом, модель повышения качества дошкольного образования, разработанная на основе критериев качества, позволит усовершенствовать деятельность детских садов по актуальным направлениям развития и качественно улучшить уровень предоставляемых образовательных услуг. Система контроля с использованием разработанного и апробированного инструментария, с включением общественной оценки является частью модели оценки качества и непременным условием повышения качества образовательных услуг.

Библиографический список

1. Глазунова Н. Региональная система оценки качества дошкольного образования. / Н. Глазунова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015 – № 1 – с.42.

2. Коротков Э.М. Управление качеством образования. – СПб.: Академический Проект, 2010. – 320 с.

3. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]: монография /С. Ф. Багаутдинова, Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 148 с.

4. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Академия, 2011. – 224 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

Количество просмотров: 8958  

Комментарии

Спасибо!!!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы