Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений

 
 

Фатьянова Наталья Владимировна,

старший воспитатель МКДОУ д/с № 505 г. Новосибирска

 
 
 

Бубенко Наталья Александровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 505 г. Новосибирска

 

Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений

Только вместе с родителями общими усилиями

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.

В. А. Сухомлинский

Идея по организации родительского клуба «Речевичок» возникла в начале учебного года, когда перед педагогами группы и специалистами ДОУ возникло множество вопросов: как привлечь внимание семьи к коррекционному процессу? Как заинтересовать родителей в выполнении рекомендаций специалистов? Как призвать родителей к сотрудничеству с педагогами, сделать их активными участниками и главными помощниками в коррекционной деятельности?

Решением этих важных вопросов стала организация родительского клуба – «Речевичок», который начал функционировать с октября 2017 года. Для подготовки к открытию родительского клуба «Речевичок» педагоги и специалисты ДОУ ознакомились с методической литературой, провели совещание, где была выбрана цель клуба, поставлены задачи, рассмотрены направления работы клуба и принципы, разработан совместный план мероприятий, график работы клуба «Речевичок». Создали материально-техническую базу, включая ИКТ-технологии.

Участниками клуба стали родители детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи, педагоги группы, учитель-логопед и педагог-психолог. Было организовано родительское собрание, на котором педагоги поделились с родителями идеей открытия клуба, провели анкетирование, по результатам опроса узнали: насколько важно создать такой клуб, где родители могут свободно общаться с педагогами и специалистами ДОУ, задавать интересующие их вопросы и получать подробные ответы. На заседании клуба родители могут повышать свою компетентность не только теоретически, но и практически.

Основной целью открытия клуба «Речевичок» является повышение эффективности взаимодействия учителя-логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста, создание благоприятных условий педагогами для взаимодействия с родителями воспитанников.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

-обеспечить родителей необходимыми знаниями при коррекции речи воспитанников;

-формировать умения для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;

-сформировать у родителей правильное отношение к речевому недостатку ребенка и логопедическим занятиям;

Родительский клуб работает по нескольким направлениям:

-ознакомление родителей с коррекционным процессом;

-консультативная помощь;

-ознакомление родителей с практической частью коррекционной деятельности;

-организация образовательной деятельности родителей с детьми дома по рекомендациям специалистов.

Работа родительского клуба построена на следующих принципах:

-открытости;

-добровольности;

-индивидуального подхода;

-принцип активности;

-принцип системности;

-принцип обратной связи.

Родителям в процессе заседания клуба даются теоретические знания и оказывается практическая помощь в вопросах:

1. Выполнения упражнений на артикуляцию.

2. Выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.

3. Развития крупной и мелкой моторик.

4. Выполнения упражнений на развитие фонетико-фонематического восприятия.

5. Формирования лексико-грамматических категорий русского языка.

6. Коррекции слоговой структуры слова.

7. Развития монологической и диалогической связной речи.

8. Обучения элементам грамоты.

Первое заседание клуба было проведено 20 октября 2017 года.

Темой первого заседания было «Роль артикуляционной и дыхательной гимнастики при постановке звуков речи, развитие крупной и мелкой моторик». Вступительное слово о важной роли дыхательной и артикуляционной гимнастик прозвучало от учителя-логопеда – Бубенко Н.А. С использованием мультимедийной презентации учитель-логопед подробно рассказала родителям о правилах выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Воспитателями были показаны упражнения на дыхание и артикуляцию, которые выполнялись родителями вместе с детьми перед зеркалом под руководством учителя-логопеда.

Педагоги и родители играли в игры на развитие моторики, ориентирования в пространстве, выполняли упражнения на координацию движений с элементами логоритмики, чувства ритма, практические упражнения на мелкую моторику пальцев рук с сопровождением стихов.

Педагог-психолог в своей части выступления осветила психологические аспекты комплексного развития интеллекта и речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Был представлен комплекс упражнений на развитие высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители получили практические навыки.

В итоге заседания родители задавали вопросы, обменивались впечатлениями о приобретенных знаниях и получили рекомендации в виде буклетов.

Второе заседание родительского клуба состоялось 16 декабря 2017 г.

Темой встречи стало развитие фонематического восприятия и формирование слоговой структуры слова.

Учитель-логопед подробно проинформировала родителей, насколько важно заниматься с детьми и выполнять рекомендации по развитию фонематического слуха для того, чтобы в дальнейшем в школе избежать проблем с такими нарушениями, как дисграфия и дислексия. А также рассказала о слоговой структуре слова, какие бывают и как их исправить: нарушение количества слогов, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога, уподобление слогов, персеверации, антиципации, контаминации.

Воспитателями совместно с логопедом были представлены на практике упражнения по определению звука в разных позициях: в начале, в середине, в конце; игры на восприятие звуков в речи, игры на развитие слоговой структуры слова. Родители старательно выполняли упражнения вместе с логопедом и воспитателями группы.

Педагог-психолог провела тренинг «Готовность родителей к выполнению заданий с детьми дома». На тренинге была проведена деловая игра «Проект коттеджа», на которой родители обучились ориентироваться на конкретные потребности детей учитывать их индивидуальные особенности и в зависимости от этого создавать условия для получения результата.

Следующее заседание клуба «Речевичок» прошло 15 марта 2018 г. На заседании освещались вопросы развития лексико-грамматических категорий русского языка и связной речи. На данном заседании родители находились вместе с детьми.

Учитель-логопед в разработанной презентации рассказала о

а) упражнениях по формированию лексико-грамматического строя речи: умению составлять словосочетания и предложения; различать и использовать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; согласовывать слова в предложениях.

б) развитии монологической и диалогической связной речи: составление пересказов, описательных рассказов по картине и серии картин, по восприятию, по памяти, по воображению, обогащении словарного запаса.

Воспитатели совместно с родителями и воспитанниками выполнили упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи. Родители активно включались в работу под руководством своих детей, чувствуя их знания и умения. Родители с большим интересом называли слова разных частей речи, согласовывали их в словосочетаниях, в предложениях. При помощи ИКТ-технологий в виде игры составляли описательный рассказ по картине «Пришла весна».

Педагог-психолог провела беседу по теме мотивация детей к выполнению заданий. На практическом занятии родителям было предложено побывать в роли ребенка и понять те чувства, которые он испытывает при воздействии взрослого, тем самым педагог-психолог побуждала родителей к изменению стиля внутрисемейного взаимодействия, что должно положительно отразиться, на мотивации ребенка к занятиям. В заключении родители были обучены методам и приемам бесконфликтного воздействия на ребенка.

Четвертое заседание запланировано в мае и пройдет под девизом «Повторенье – мать ученья». Родителям воспитанников будет предложено поменяться ролями с педагогами и специалистами ДОУ; самостоятельно показать насколько они овладели практическими знаниями и умениями в коррекционном процессе обучения, как они справляются с выполнением заданий с детьми дома.

Педагоги ознакомят родителей с основными требованиями и правилами при подготовке детей к школе. Учитель-логопед поделится советами при обучении элементам грамоты, в которой будут освещены такие темы, как: формирование понятия звук, слог, слово, предложение; формирование понятия буква и представление отличия буквы от звука; ознакомление с гласными звуками и согласными; деление слов на слоги и постановка ударения в словах.

Педагог-психолог поможет родителям положительно, эмоционально настроится; успешно адаптировать и социализировать ребенка к школе. Даст необходимые рекомендации по отношению к школьным предметам, школьным принадлежностям, выполнению домашних заданий. Расскажет о правильном распорядке дня будущего первоклассника.

По результатам работы родительского клуба «Речевичок» были сделаны следующие выводы: родители воспитанников стали активными участниками коррекционного процесса, с большим интересом посещают заседание клуба, участвуют в мероприятиях ДОУ, чаще стали обращаться за индивидуальной консультацией к психологу и логопеду. Выполняют рекомендации специалистов; все упражнения, данные логопедом, изучают, повторяют и закрепляют дома вместе с ребенком. Делятся своими идеями и помогают при подготовке к фронтальным занятиям, а именно: подбирают и изготавливают дидактический материал для занятий в группе. За время существования родительского клуба «Речевичок» наблюдается повышение качества в речевом развитии воспитанников.

Свою небольшую статью о нашем клубе хочется закончить словами: «родители и педагоги, как два берега одной реки. Когда люди объединяются, они могут гораздо больше».

Литература:

1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – с. 296.

2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2004. – с. 96.

3.Волосовец Т.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 2000. – с. 200

4.Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. – с. 205.

Количество просмотров: 8447  

Добавить комментарий

Target Image
1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы