Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства

 
 

Дружинина Наталия Васильевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории и методики дошкольного образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 
 
 

Титаева Маргарита Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 158 комбинированного вида»

 
 
 

Лысак Татьяна Сергеевна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 158 комбинированного вида»

 

Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства

Воспитание как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, ст. 2 п. 2] является одной из основных задач образования в целом и дошкольного образования в частности. При этом, социокультурные и духовно-нравственные ценности народа, на наш взгляд, сохранились лишь в религии и в произведениях искусства. Учитывая, что образование в нашей стране носит светский характер, то искусство призвано стать фундаментом воспитания подрастающего поколения.

Подтверждение изложенной гипотезы находим в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Так, например, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного в большей мере ориентировано на решение воспитательных задач, таких как «стимулирование сопереживания» у детей, «становление эстетического отношения к окружающему миру» и вместе с этим, «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства» [2, п 2.5]. Возникает вопрос какой подход использовать в решении данных задач? Традиционно, в практике дошкольных организаций применяется так называемый монохудожественный подход, в ходе которого идёт либо знакомство с каким-то одним определённым видом искусства без подключения других, либо другие виды искусства воспринимаются детьми поочерёдно и подаются педагогом «изолированно» друг от друга.

Однако еще Н. А. Римский-Корсаков говорил о важности воздействия на человека нескольких видов искусств: «живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ». Таким образом, искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством. Поэтому возможно применение совершенно иного подхода – «полихудожественного, где «поли» – много, «художеств» – искусств, т.е. много искусств. И действуют они сразу вместе» [6, с.6].

В истории теории и практики отечественной педагогики проблема приобщения детей к художественной культуре с использованием интеграции эпизодически всплывала в исследованиях ученых-педагогов. Условно можно выделить три этапа внедрения интеграции в образовательную деятельность.

Первый этап связан с периодом 20-х – начала 30-х годов ХХ века. В это время в образовательные учреждения активно внедряется комплексное обучение, предполагающее интеграцию разнопредметных знаний в процессе решения конкретных жизненно-важных проблем. Предметное и комплексное обучение среди ученых-педагогов рассматривались как противоположные точки зрения. В этот период создается теоретическая база интеграционного обучения.

Второй этап – период шестидесятых годов – комплексный интегрированный подход отходит от общеобразовательных учебных заведений на второй план, чаще всего на дополнительное обручение. В образовательных учреждениях утверждается предметное обучение. Большое внимание уделяется межпредметным связям, развиваются принципы обучения и содержание образования. Межпредметные связи выделяются в дидактический принцип педагогики.

Третий этап. В конце восьмидесятых годов проблема интеграции в педагогике переживает новый подъем. Всплеск теоретических исследований в данном направлении отразился на всех направлениях образовательной системы, в том числе и в художественной педагогике.

В Новосибирске, в 1993 году началась разработка, апробация, а затем внедрение полихудожественного подхода к воспитанию дошкольников в образовательную деятельность дошкольных организаций. Научным руководителем и вдохновителем этого проекта становится руководитель кафедры дошкольного образования Новосибирского института повышения квалификации, кандидат педагогических наук, Клара Андреевна Самолдина. В 2007 году в издательстве выходит новая программа с методическими рекомендациями «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников», авторы К.А. Самолдина, Е.П. Маркова. Основой программы «… является возможность синтезировать художественные произведения на основе  нравственно-эстетических ценностей, которые обеспечивают гуманизацию человеческого бытия…» [6, с.6]. Разработка программы стала основой системы, включающей в себя курс дополнительного профессионального образования для воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных организаций.

Основой для работы с детьми является художественный проект, который включает в себя произведение изобразительного искусства, литературное и музыкальное произведение Синтезирующим элементом всех видов искусств могут выступать наиболее общие для них художественные средства: композиция, ритм, темп, интонация, художественные повторы, параллели, мелодия, цветовая «окраска», «звукопись» и т.д. При этом произведения искусств могут совпадать по темам, настроениям, жанрам.

После подготовки художественного проекта, определения воспитательной задачи, педагог выстраивает ход образовательной ситуации. Она включает в себя: краткую установку на восприятие; демонстрацию художественного проекта; примерные вопросы для беседы с детьми; предполагаемый выход в активную деятельность.

Полихудожественный подход в системе дошкольного воспитания начали применять многие детский сады Новосибирской области: Искитимский детский сад «Медвежонок», детский сад № 26 города Бердска, Куйбышевский детский сад № 25, детский сад «Родничок» районного поселка Линево, Центр развития ребенка № 158 города Новосибирска.

В детском саду № 158 педагогические работники продолжают работу, и создают новые художественные проекты, ориентированные на воспитание детей дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с творческими разработками педагогов и результатами работы.

Художественный проект «Девочка в маковом венке»

Автор Маргарита Ивановна Титаева,

воспитатель, руководитель изостудии

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Цель: Воспитание в детях душевной чуткости, способности к сопереживанию и сочувствию другим людям.

Оборудование:

Репродукции картин О. А. Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)», «Автопортрет в полосатом халате».

Аудио запись Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», «Лебедь»;

Стихотворение М. И. Титаевой «К ребёнку»;

Художественные живописные материалы и инструменты.

Предварительная работа:

Накануне демонстрации художественного проекта для достижения наибольшего эмоционального отклика рекомендуется к прочтению история О. А. Кипренского и Марии Фалькуччи (Мариуччи) [5]. Версия для детей адаптирована М. И. Титаевой.

Давным-давно (235 лет назад) в имении помещика А. С. Дьяконова родился мальчик. Мама его была простой крепостной крестьянской девушкой. Правда люди говорили, что была она дивной красавицей. Мальчик рос при доме помещика. Хозяин дал ему необычное имя Орест и придумал красивую фамилию Кипренский. Когда маленький Орест подрос, стали обращать внимание, что он хорошо рисует. И хозяин решил отправить его учиться живописи в город Петербург в академию художеств. Было тогда Оресту Кипренскому всего шесть лет, так же, как и вам сейчас. Вот и представьте, что пережил маленький мальчик, оказавшийся в чужом городе среди чужих людей. Поместили его в Воспитательное училище при Петербургской академии художеств. Прошли годы (17 лет). Орест окончил академию с золотой медалью. Такой успех позволил молодому художнику поехать в Италию совершенствовать свое мастерство. Деньги на эту поездку пожаловала сама русская императрица Елизавета Алексеевна (жена русского императора Александра I) из собственных средств.

В далекой солнечной Италии молодой художник с радостью учится у великих мастеров прошлого, копирует их шедевры, пишет свои новые прекрасные картины. Для одной из этих картин ему нужно было написать маленькую девочку. Он стал искать ребенка, который смог бы ему позировать. И такой ребенок нашелся. Маленькую Мариуччу привела в мастерскую Кипренского ее мать. Девочке тогда было всего шесть лет.

Вы, наверное, знаете, что есть такая профессия – натурщик. Это человек, который стоит или сидит много часов в одной позе, чтобы художник мог его рисовать. Это довольно трудно, и натурщик за свою работу получает деньги.

Шестилетняя Мариучча стала работать натурщицей в мастерской Кипренского, а художник выплачивал деньги ее матери. В те далекие времена многие дети были вынуждены работать. В этом не видели ничего странного или плохого.

Орест Кипренский был очень добрым человеком с чутким сердцем. Он проникся глубокой симпатией к своей маленькой помощнице и очень скоро понял, что жизнь девочки полна невзгод и ужаса. Художник решил сделать Мариуччу своей воспитанницей (по сути своей приемной дочкой), чтобы иметь возможность хранить и оберегать покой и чистоту ее детства. И ему это удалось. Девочка поселилась у художника. Кипренский окружил ее заботой, вниманием и любовью, а Мариучча платила ему душевной привязанностью и преданностью. Но вскоре случилось так, что Кипренскому нужно было срочно вернутся в Россию. Это было повеление императрицы, и ни одного лишнего дня не разрешили ему оставаться в Италии. Мариучча и художник расстались. Он так боялся за ее судьбу, переживал и страдал, но ничего не мог изменить. Пришлось уехать. Кипренский писал письма всем своим итальянским друзьям и знакомым. Просил разыскать Мариуччу, помочь ей. Но никто из них не смог ее найти. Мариучча исчезла. Прошло много лет. Орест Кипренский стал успешным художником и ему вновь удалось поехать в Италию. Конечно же, он стал искать там свою Мариуччу, и, самое удивительное, он ее нашел. Это было почти чудо! Девочка благодаря одному из отчаянных писем художника к кардиналу (высокопоставленный священник) попала в монастырь, в святую обитель. Там она выросла, стала хорошо воспитанной и образованной взрослой девушкой. Но самое чудесное то, что в сердце она сохранила добрые чувства и любовь к своему художнику. Они встретились и вскоре поженились, чтобы никогда не расставаться.

Ход реализации:

Дети входят в помещение, где расположены два задрапированных мольберта, перед ними полукругом – стулья/скамеечки/подушки. На первом мольберте размещена репродукция картины «Девочка в маковом венке», он находится непосредственно перед детьми. Второй, с автопортретом Кипренского О. А., немного в стороне.

Педагог располагается рядом с первым мольбертом. Начинает звучать музыка и, одновременно, педагог снимает драпировку с портрета Мариуччи. Педагог читает стихотворение (во время прочтения следует уйти из поля зрения детей):

Прекрасное дитя, я на тебя смотрю.

О, если б знала ты, как я тебя люблю!

И сердцем я своим готов молить

Весь мир, чтобы позволено мне было сохранить

Покой и чистоту твоих прекрасных глаз.

Но от судьбы жестокий слышу я отказ.

Предчувствие разлуки душу мне томит,

И верю, что господь тебя лишь сохранит.

Музыка мягко затихает. Возвращаясь к мольберту, педагог присаживается на маленький стульчик перед детьми.

Варианты вопросов для беседы.

– Мне сейчас показалось, что вы успели так много всего почувствовать и ощутить. Может быть вы поделитесь своими мыслями?

– Да, перед нами портрет девочки, и одежда на ней необычная, не современная (наверное, это старинный портрет).

– Но какая она эта девочка? (красивая, внимательная, послушная, нежная, добрая, подвижная)

– Молодцы! Какие хорошие, добрые слова вы о ней сказали. Наверное, это музыка вам подсказала. Вы же обратили внимание какая прозвучала музыка? (повтор музыки)

– Какие слова подходят к этой музыке? (Её можно назвать нежной, грустной, печальной)

– А никому не показалось, что она еще и тревожная, трагичная?

– Дело в том, что жизнь у этой девочки была нелегкой и совсем не подходящей для ребенка...

– Ах, я же совсем забыла вам сказать! Эта картина называется «Девочка в маковом венке» или «Портрет Мариуччи». Да! Та самая Мариучча, Мария Фалькуччи, о которой заботился и приютил в своем доме русский художник Кипренский. Он и написал этот прелестный портрет. Написал со всей нежностью и любовью, которая была в его добром сердце.

– Посмотрите, какие у Мариуччи глаза. (Карие, ясные, чистые, внимательные, добрые)

– Как вы думаете, куда она смотрит?

– На нас? Сейчас несомненно на нас, но я не об этом. Вот представьте себе, сидит девочка позирует художнику, и смотрит она, конечно… (на художника).

– А художник? (Смотрит на неё)

Представляю автопортрет Кипренского. Располагаю его ближе к портрету Мариуччи. Изображённые смотрят друг на друга.

– Может быть это было так? Ведь это автопортрет Кипренского. Похоже, что они смотрят друг на друга?

– Их можно назвать друзьями?

– А почему? Кто такие друзья? (Это близкие люди, которые любят и понимают друг друга).

– Мы сейчас сидим разговариваем, нам интересно вместе. Можем мы назвать себя близкими людьми, друзья мы?

– Наверное, приятно написать портрет своего друга? А если «да», то тогда прямо сейчас давайте пойдем в нашу мастерскую и напишем!

Дети проходят в изостудию для практической части проекта (рисуют портреты своих друзей).

 

Результатом работы стали портреты друзей.

Художественный проект «Девочка с васильковым венком»

Автор Татьяна Сергеевна Лысак,

музыкальный руководитель

Возрастная группа: старшая (5-6 лет).

Цель: Воспитывать интерес к другому ребенку, его настроению, характеру; способствовать желанию познакомиться и подружиться.

Оборудование:

Репродукция картины П. М. Шамшина [3] «Портрет Екатерины Федоровны Толстой».

Аудиозапись «Старинная французская песенка», П.И. Чайковский;

Стихотворение Т. С. Лысак «К портрету»;

Венки из цветов по количеству детей.

Ход реализации:

Репродукция картины расположена на этюднике, закрыта тканью. Перед этюдником стоят стулья. В помещение входят дети.

Педагог: Ребята, я хочу поделиться с вами одной важной новостью. Хотите узнать какой? Пойдёмте, я вас расскажу. (Дети проходят на стулья).

– На днях, я увидела одну замечательную картину, и она так мне понравилась, так меня тронула, что я написала стихи. Да! Я сама первый раз написала стихи. Хотите я вам их прочту? Ну, и к моим стихам просто необходимо… (показать руками на картину). (Ответы детей)

– Да. Открыть картину, к которой и были написаны стихи. А чтобы совсем вас удивить, будет звучать музыка.

Полихудожественное погружение в искусство. Звучит музыка, ткань откидывается, педагог отходит за детей, звучат стихи.

Я любуюсь тобой!

Как твой образ хрустален…

Глаз твоих удивленных

Взор немного печален.

Отчего ты грустишь,

Милый мой ангелочек?

В руки я тебе дам

Васильковый веночек.

Ты устала сидеть?

Тяжело, я не спорю.

Но тебе я сейчас

Одну тайну открою.

Напишу твой портрет,

И венок с васильками…

Любоваться тобой

Будут люди годами.

– Вот такие стихи пришли ко мне, когда я увидела образ этой милой девочки.

– Что вы скажите? (ответы) Получилось у меня написать стихи по этой картине?

– Какие строки вы запомнили?

– Почему я их не просто прочла, а пропела? (музыка подсказала)

– Что вы можете сказать про музыку? Какое настроение она у вас создала?

– Какое настроение у девочки? Музыка подходит под образ девочки?

– Мы говорим «девочка», но ведь у любого ребенка есть имя. Какое имя может подойти этому ребенку? (варианты детей) Художник писал картину с реального ребенка, он её не выдумал. И звали эту девочку Катя. Как ласково мы можем её назвать? (дети называют ласковые варианты имени).

– Вам нравится девочка? Вы бы хотели с ней подружиться и узнать о ней больше интересного? Для этого стоит рассмотреть портрет лучше. О чём нам может рассказать портрет. Говорите всё, что вы увидели.

– Рассмотрим глаза. (Ответы) По каким признакам вы так решили? А вы бываете грустными? Когда? Как окружающие видят, что вы грустите? Как вас можно успокоить? Вспомните стихотворение, возможно оно вам подскажет отчего может грустить Катенька? (долго сидит, побегать, поиграть)

– Когда ребенок может так долго сидеть в одной позе, это может сказать о его характере? (спокойный, усидчивый, терпеливый) А вы? Как называют детей, которые не могут усидеть на месте?

– Рассмотрим губы Катеньки. Они приоткрыты. Что это значит? (Вариант ответа – хочет что-то сказать) Поделиться с вами. С кем можно поделиться мыслями, чем-то, что тебя тревожит или радует? (мама, родные, друзья) Она хочет с вами подружиться, рассказать вам что-то. Что она может вам сказать? (….) Возможно. Пригласите меня поиграть. Я устала сидеть. А я поделюсь с вами… чем? (венком) Мы тоже делимся с друзьями.

– Как вы думаете, какое время года там, в то время, когда художник рисовал картину? (Лето) По каким признакам вы это определили? (Васильки) Да. Это летние цветы. Возможно, у Кати в саду много разных цветов, но она выбрала васильки. Посмотрите на ручки? Как она держит венок? (Протягивает)

– Но, сможет ли Катя поделиться с нами венком? (…) И мы пригласить её поиграть не можем. Но сегодня для вас случится чудо. И вы сможете тоже выбрать себе венки из тех цветов, которые вам понравятся, подержать их в руках, потанцевать, отдохнуть. Вы тоже были усидчивы. А теперь отдохнем. А Катюша на вас полюбуется и порадуется.

Выход в активную деятельность:

Дети проходят к корзине, мальчики дают право выбора девочкам. Все берут венки. Звучит «Старинная французская песенка», дети двигаются под музыку.

– Музыка вам подскажет, как двигаться. Обменяемся венками и говорим друг другу добрые слова. (Дети обмениваются венками, произносят добрые слова).

– Катя на вас смотрела и слушала. Столько добрых слов сказано. Спасибо!

После танцевальной импровизации не акцентировать внимание детей на портрете. Если они пойдут в группу и забудут про портрет, то задать вопрос: «А как же ваш новый друг?» (Как поведут себя дети?)

Но если кто-то из ребят попрощается с портретом или скажет что-нибудь той девочке, то предложить пригласить её с собой в группу.

Примечательно, что дети не только забрали портрет к себе в группу, но самостоятельно продолжили рассматривание картины. Девочке с картины они предлагали свои игрушки, попросили воспитателя ее покормить «Она проголодалась!»

Отзывы педагогов, работающих в данном направлении, позволяют сделать вывод о том, что восприятие произведений искусств с применением полихудожественного подхода, приводит к постепенному исчезновению авторитарности, отчуждённости со стороны педагога, снижению уровня у тревожности детей, и на их место приходит доверие, открытость, уважение.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря. № 5976.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. № 6241.

3. ВикипедиЯ. Шамшин Петр Михайлович [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шамшин,_Пётр_Михайлович

4. Искусство России. Русская живопись. Орест Адамович Кипренский [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Библиотекарь. Ру. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/

5. Минаев, С. П. Тайна портрета. Любовь не спасла художника. // Учительская газета. 2007. 29 мая. №22.

6. Самолдина, К. А. Маркова, Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПКиПРО, 2007. – 132 с.

Количество просмотров: 10045  

Добавить комментарий

Target Image
1. Педагогическое проектирование: от идеи до результата
2. Использование технологии гарденотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
3. Лэпбук как условие системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников
4. Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства
5. Использование детского проектирования в ознакомлении старших дошкольников с Новосибирском
6. Организация работы клуба «Шаг навстречу» в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
7. Пионербол для дошколят
8. «Неделя дорожной безопасности»: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
9. Речевые игры в режимных моментах
10. Значение конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста
11. От простых игр с детьми к конструированию
12. Семья как фактор успешного сопровождения малыша в период адаптации его к ДОУ
13. Использование различных видов конструкторов в работе логопеда
14. Лого-робот «Bee Вot» – помощник логопеда
15. Мы по городу шагаем: экскурсия о правилах дорожного движения
16. Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду
17. Метод проектирования как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании
18. Клуб «Речевичок»: взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в вопросах коррекции речевых нарушений
19. Реализация в ДОУ части, формируемой участниками образовательных отношений
20. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы